Г. Д. Неткачев. "Клиника и психотерапия заикания". 1913 г.



Заикание рассматривается не в узком смысле односторонняго, поверхностнаго понимания по дидактическому шаблону, как, например, недостаток "одного речевого навыка", или как "порок речи", или даже, как "спазматический координационный невроз" (Куссмауль), а широко во всей полноте картины патологической личности больного с его внутренними и внешними переживаниями. Только при таком взгляде будет понята истинная сущность заикания, она раскроется перед нами, как болезнь боязливой личности с измененным душевным складом.

К постоянным душевным переживаниям будут относиться следующия состояния:

1) Страх, как система образов боязливого самочувствия, - составляет основу личности заики.

2) Присутствие общей навязчивой идеи: "я заикнусь".

3) Присутствие фиксированной навязчивости в форме фобии определенных слов.

4) Периодическое возникновение навязчивости судорожно-трудных слов при всяком новом волнении, как-то: робость, конфузливость, неуверенность, сомнения, смущение и пр.

5) Навязчивыя состояния стыда, заставляющия скрывать заикание, как предмет позора, унижения ("фобия самого заикания").

6) Состояние тревожного ожидания и неуверенности перед предстоящим разговором, когда пациент предполагает, что с ним наверно заговорят, или он сам будет принужден вступить в беседу, объяснения.

7) Боязнь неожиданных вопросов, встреч, объяснений.

8) Боязнь неожиданных расспросов, рапортов, донесений, очереди получения билетов в кассе, и т.д.

9) Настроение подозрительности, недоверия, недоброжелательства в мыслях и картинах-воображениях.

10) Угнетенное состояние и настроение духа после неудач и случаев заикания, или, все равно, после не исполненных, не доведенных до конца, отложенных намерений, решений, поручений, обещаний.

11) Разные виды раздвоения личности, наклонность к самоанализу.

12) Фобия людей, а также фобия разных жизненных положений, ответственных решений.

13) Привычные мотивы и уловки оборонительного образа поведения в борьбе с недугом. Различныя формы боязливой воли.

14) Состояние меланхолии и ипохондрии.

Навязчивыми мыслями у заик мы называем такие, которыя постоянно, временно или же на одно мгновение, но властно заполняют сознание больного, не допускают никаких возражений, чувствуются как тяжелое бремя, привлекая к себе, в этот момент, все наличное аффективное внимание.

По своей форме обнаружения и происхождения, можно различить следующие семь видов.

1) Общая неопределенная навязчивость: "я заикнусь", когда еще не определились точно условия времени, места, положения и когда неизвестны даже ни содержание разговора, ни лица, с которым придется беседовать.

2) Не менее мучителен другой вид навязчивости, который наступает тотчас, как только пациент-заика должен безотлагательно пойти куда-нибудь и лично выполнить поручение ... что бы ни делал пациент, как бы и куда не отвлекался - его мозг ежеминутно пронизывается навязчивыми мыслями по поводу ожидаемой неудачи.

3) Третья форма навязчивости имеет предметом какое-нибудь трудное слово и выражается в уме так: "я заикнусь на таком-то слове"...

4) Четвертая форма навязчивости, как и, вторая, бывает не у всех пациентов, а только у тех, которые решаются иногда вступать в борьбу со своей навязчивостью и идут по-своему против явной опасности, не слушаясь ея советов и указаний. В другом случае, навязчивость является в виде чужих "голосов", приказаний и всегда в форме категорической, императивной.

5) Эта форма навязчивости выражается в боязни обнаружения самаго факта заикания; пациент стыдится заикания, считая его позором и унижением.

6) Дальнейшая навязчивость, не менее тягостная, чем патологический стыд за свое заикание, - представляется в виде боязни чужого мнения или, все равно, боязни посторонних и даже знакомых лиц.

7) К числу навязчивых мыслей можно отнести еще и действия на воображение пациента разных примет, суеверных наблюдений и ложных суждений.

В системе психологического лечения заикания, сама по себе патологическая речь со всеми своими судорогами, уловками и предохранительными приемами не играет главной или первенствующей роли (как в дидактическом методе), так как она представляет не только второстепенный симптом, но и явление, подчиненное, порожденное и поддерживаемое боязливым самочувствием и его различными формами. Стало-быть, ясно, что при выполнении одного лишь причинного лечения, организованнаго в целом ряде указанных психологических мероприятий (1909), окончательно устраняется заикание и возстановляется у пациента нормальная речь.

Как известно, кроме причинного лечения существует еще симптоматическое, когда обращается внимание на отдельные припадки болезни и употребляется тот или другой способ ослабления и удаления их в настоящую минуту и в последующее время. Психологический метод совершенно игнорирует такой способ как несостоятельный, безплодный и даже вредный. Действительно, лечить симптомы какого-либо психическаго заболевания - это значит топтаться на одном месте и даже способствовать усилению основного страдания. Не нужно забывать: симптоматическое явление есть часть целаго заболевания, и, сколько его не лечи, последнее остается без изменения. Далее, значение такого внешняго симптома, как судорожная речь, состоит в том, что он наружно выражает скрывающуюся за ним психологическую причину, как действующий мотив. Если же мы временно удалим ее при посредстве какого-нибудь приема, уловки, отвлечения, перемены обстановки, то этим мы не поможем делу и не принесем пользы пациенту, потому что психологическая структура судорожности остается прежней, и она повторится опять в той же форме при соответствующих условиях. Только причинное лечение, - т. е. действие на основной психологический мотив, - может ослабить, и потом и уничтожить судорожность навсегда. Такая мера вполне соответствует показанию: "лечить больного человека, а не одну только речь".



Неткачев Г. Д. Клиника и психотерапия заикания. - М., 1913.

Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты).

Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений:

В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997

Использование в логопедической работе помощи разных специалистов

Непосредственно в комплексном лечебно-педагогическом преодолении заикания, помимо логопедов, принимают участие разные специалисты . В зависимости от условий работы логопедического учреждения подробнее...

Критерии оценок речи после проведения курса логопедических занятий

В логопедической практике принято оценивать эффективность преодоления заикания по следующей шкале: речь свободная (хороший результат), со значительным улучшением (значительный результат), с подробнее...

Выдержки из дневников заикающихся (2001г.)

ЯДВИГА, 30 лет, заикание средней тяжести, нач. терапии 02.05.01 05.07.01. Уже на обратной дороге после консультации, могла себя проверить. Нас остановили два полицейских за подробнее...

Книги и учебные пособия по заиканию online

Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.: подробнее...

А. Либманн. "Патология и терапия заикания и косноязычия". 1901 г.

Заикание, как одно из разстройств речи, было известно уже в глубокой древности. Понятно, поэтому, что литература по данному вопросу довольно обширна... Тем не менее, взгляды относительно этого подробнее...