Организация самостоятельной работы ребенка

заикание у детей

Система тренировок правильной речи и поведения у заикающихся, необходимая для образования у них устойчивых, прочных навыков, предполагает обязательную закрепительную работу ребенка вне логопедических занятий. Эта работа должна быть направлена на выполнение заданий логопеда в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников.

Задания логопеда для самостоятельной работы строятся с учетом успехов заикающегося ребенка на каждом занятии и необходимых условий для их упрочения. Важно предусмотреть в этих заданиях посильность выполнения, регулярность проведения, связь с семейно-бытовыми и учебно-воспитательными условиями, в которых находится ребенок, и с его отношениями в коллективе. Формы таких заданий могут быть многообразны: проводить домашнее занятие в определенное время, заучить требования правильной речи, составить рассказ по картинкам, отработать неторопливый темп речи в рассказе, выразительно рассказать стихотворение, отрепетировать роль в инсценируемой сказке, выступить на занятии в детском саду (на уроке в школе) по заданной теме, разговаривать с родителями неторопливо и многое другое.

Безусловно, положительную роль в организации самостоятельной работы ребенка играют его родители и педагоги в случаях, когда они активно и правильно включаются в этот процесс. Напомнить ребенку о необходимости выполнения заданий логопеда, прийти на помощь в момент его трудной речи, подсказать логопедический прием, создать необходимые условия для нормализации окружающей среды и правильного отношения к ребенку, умело использовать меры поощрения и наказания для стимуляции к самостоятельной работе — все это и многое другое помогает создать необходимую систематическую работу ребенка над собой и своей речью, способствует развитию сознательного, активного и, следовательно, эффективного упрочения навыков правильной речи и поведения .

Для стимуляции ребенка в его самостоятельной работе и для контроля за ее выполнением логопед обязывает родителей вести специальный дневник, в который записывает задания логопед и ведется учет за их выполнением дома, в детском саду или школе. Записи в дневнике делают родители, педагоги и сам ребенок, если он владеет письмом. Логопед должен оценивать результаты проделанной работы.

В.И. Селиверстов "Заикание у детей"

Это интересно:

Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

читать дальше >>

Тренируем речевые мышцы

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

читать дальше >>

Мышечное расслабление

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

читать дальше >>

Самомассаж в устранении заикания

Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

читать дальше >>

Критерии оценок речи после проведения курса логопедических занятий

В логопедической практике принято оценивать эффективность преодоления заикания по следующей шкале: речь свободная (хороший результат), со значительным улучшением (значительный результат), с подробнее...

Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания

Наблюдая взрослых заикающихся в стационаре на протяжении более 20-ти лет мы имели возможность убедиться в том, что влияние окружающей среды и социально-речевой ситуации на подавляющее большинство подробнее...

Современные методы коррекции заикания

Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных методов и путей преодоления этого заболевания. Несмотря на многовековую историю изучения и подробнее...

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения

В рамках этого направления проводится работа по развитию общей, тонкой и артикуляционной моторики; по развитию темпо-ритмических характеристик движений. Для успешной реализации коррекционных подробнее...

История Кэндейс Вебстер

Когда я села писать, труднее всего было выбрать название. Я не сомневалась насчет того, что хочу сказать, но не могла решить, как озаглавить свою историю. Перебирала разные заголовки: Заикание и я, подробнее...