Православная педагогика и психология в проблеме заикания

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
Общение с представителями и авторами методик.
Модераторы: Skif, Inkognito

UP
Аватара
UP
Репутация: 3254
Лояльность: 5572
Сообщения: 13278
С нами: 11 лет 9 месяцев

Сообщение #781 UP » 18.05.2013, 22:33

ans7 писал(а):Вот и всё.
Работает! Всё внутри нас!
Анс было бы неплохо немного более детализировать. я понимаю что ты пишешь общими словами, в духе "было плохо плохо, а потом я все понял и это работает". вот это "понял и работает" надо более детально расписать. таким дундукам как я:)

Добавлено спустя 6 минут 28 секунд:
Mariaolga писал(а):UP...то, что Вы сейчас сказали, называется вообще-то исповедью...Самым первым уровнем.
Взаимная исповедь помогает вскрыть сидящие в человеке "колючки".

Срезать эти цепи может только другой уровень исповеди - сакральный, то есть исповедь Богу. Совершение Таинства. Так что вытащить из себя эти скальпели в ранах - можно. UP, я понимаю, что для Вас сейчас такие слова - пустые, но это есть, существует тысячелетиями, оправдано опытом.

Тем и боль накапливается дольше, иногда годами, тем она все тяжелее и тяжелее.
Тем не менее - вытащить это из себя возможно

В Евангелии есть призыв к такой исповеди, которая только что получилась у Вас стихийно.

да я даже не против этого. одно дело поубирать колючки из детства. а другое - когда колючки то никуда не делись. это же "не отвоевал в афгане и война закончилась". ничего же не закончилось в данном случае. колючки наращиваются каждодневно. вообщем это сложный вопрос. снимать последствия можно когда "отгремели пушки".

Винсент и Шарлотта
Винсент и Шарлотта
Репутация: 156
Лояльность: 1
Сообщения: 926
С нами: 7 лет

Сообщение #782 Винсент и Шарлотта » 18.05.2013, 22:46

ans7 писал(а):Я не о том, я о возрасте.

Я никогда не понимал, как можно гармонично сосуществовать вместе при огромной разнице в возрасте. Я невольно наблюдал несколько таких альянсов. Все они заканчивались плохо. Причем, супружеская измена, это ещё не самое страшное. Природу не обманешь :D

UP
Аватара
UP
Репутация: 3254
Лояльность: 5572
Сообщения: 13278
С нами: 11 лет 9 месяцев

Сообщение #783 UP » 18.05.2013, 22:51

Марина Фролова писал(а):Врачи признали, что это не заболевание тела, логопеды добиваются положительных результатов в редких случаях, и то, когда работают с маленькими детками. Выскажу свое отношение к предположению, что заикающийся пьет вино греховных помыслов.

Заикание, как и любая другая болезнь, говорит о нарушении связи с Богом, отсутствии богообщения, которое возможно лишь, когда, у человека чистые помыслы. По своему опыту и опыту общения с близкими заикающимися (мои отец, муж, сын, брат матери, мать мужа- представьте только...) полностью согласна, что причина - нечистые, греховные мысли, которые перетекают в неправильные поступки и действия.

Получается, что не надо быть монахом, очищай свои мысли, живи по заповедям.
да я какбе не дьявол во плоти. 64 трупа на мне не висит как на чикотило. 20млн русских жизней я не отнял как гитлер. вечером по подворотням сумки у одиноких женщин не отнимаю. мать не избиваю пенсию не пропиваю. детей на детской площадке под задницу не пиннаю. Т.е. строго говоря - греховных помыслов не имею. Люди вообще-то совершают постоянно-долго ужасные вещи, вообще без последствий для здоровья. как вон чеченские фсб-шники с автоматами на фотке выше в моем посте.

да. есть такое дело. если долго-долго-долго человек нагружен чем-то, или впадает в какие-то состояния сознания (злости, ненависти) это разрушает тело. но не так быстро! ну я не имею никаких патологических отклонений, чтобы "греховные помыслы" приводили к заиканию.

ans7 M
Аватара
ans7 M
Репутация: 3929
Лояльность: 1665
Сообщения: 10804
С нами: 7 лет 1 месяц
Откуда: EE

Сообщение #784 ans7 » 18.05.2013, 23:00

UP писал(а):Анс было бы неплохо немного более детализировать.
Слушай, ты чего смеёшся что-ли? Я уже об этом раз 20 писал. Для меня это было христианство, для кого-то что-то другое. Вырвись из зоны давления социума любым путём, это зомбирование, это не законы, а общественные договорённости. Лажа это, работающая на порабощение чужой воли. Из тебя общественно-полезную функцию делают, винтик в общем механизме. Тебе с рождения мозги засирают.
Вот ты своей йогой занимаешься, так разберись в её духовной составляющей, она ведь тоже к этому призвана, освободить.
Главное выдерись из этого порочного круга, а потом сам будешь разбераться куда тебе надо. Социум это стадо, биомасса, которую держат в повиновении чувством вины, псевдо долгом, страхом перед наказанием и лжепатриотизмом.
"Человек - это то, что он думает на протяжении дня". Ральф Уолдо Эмерсон

UP
Аватара
UP
Репутация: 3254
Лояльность: 5572
Сообщения: 13278
С нами: 11 лет 9 месяцев

Сообщение #785 UP » 18.05.2013, 23:01

т.е. если раньше (условно 10 лет назад) это было просто заикание. психика молодая лабильная, всё проглатывалось и сразу забывалось, выезжало на напоре молодости, затаптывалось танком молодости. туда, в грунт. без последствий. ну помычал на уроке, с урока выпрыгнул и через 3 секунды снова порядок. такой ванька-встанька. там где надавил там сразу форма восстановилась.

то с годами эти деформации начинают проявляться. на округлой форме ваньки-встаньки. и ты уже какбе понимаешь что кроме собственно вопроса заикания, - ты начинаешь еще параллельно бороться с этим всем наследием. ну логикой я какбе понимаю что исповедование - это борьба с наследием. лопатой раскидать ту кучу навоза которая слежалась за 30 лет. но это же не лечение. строго говоря.

да. я тут пописал. мне вроде полегчало. йогу почитал про отрешенного наблюдателя - полегчало. йогу почитал про непогружение в ментальные замуты - вроде полегчало. пиво с другом раздавил на лавочке - вроде полегчало. т.е. быстро раскидать текущий навоз - это вполне под силу. но основная то задача не решается. можно скинуть моральный груз от того что у тебя нет ног. но ноги от этого не появятся. и груз завтра придавит снова. Но я четко разделяю что наращивание ног это одно, а скидывание груза от отсутствия ног - это другое. второе меня меньше парит чем первое.

ans7 M
Аватара
ans7 M
Репутация: 3929
Лояльность: 1665
Сообщения: 10804
С нами: 7 лет 1 месяц
Откуда: EE

Сообщение #786 ans7 » 18.05.2013, 23:13

Винсент писал(а):Я никогда не понимал, как можно гармонично сосуществовать вместе при огромной разнице в возрасте. Я невольно наблюдал несколько таких альянсов. Все они заканчивались плохо.
Моя вот тоже прошлась по этому поводу, я поржал только. Я, например, тоже как-то плохо это представляю, ну любовь, душевная близость, секс. Урмас супер интересный человек, ну а что лет через 10-15? Ему будет 80.
Ну это не наше дело. :D
Я говорил о другом, о внутреннем состоянии человека. Кто-то в 40 уже полу-труп, кто-то в 60 молодых женщин влюбить в себя может.
"Человек - это то, что он думает на протяжении дня". Ральф Уолдо Эмерсон

UP
Аватара
UP
Репутация: 3254
Лояльность: 5572
Сообщения: 13278
С нами: 11 лет 9 месяцев

Сообщение #787 UP » 18.05.2013, 23:23

ans7 писал(а):
UP писал(а):Анс было бы неплохо немного более детализировать.
Слушай, ты чего смеёшся что-ли? Я уже об этом раз 20 писал. Для меня это было христианство, для кого-то что-то другое. Вырвись из зоны давления социума любым путём, это зомбирование, это не законы, а общественные договорённости. Лажа это, работающая на порабощение чужой воли. Из тебя общественно-полезную функцию делают, винтик в общем механизме. Тебе с рождения мозги засирают.
Вот ты своей йогой занимаешься, так разберись в её духовной составляющей, она ведь тоже к этому призвана, освободить.
Главное выдерись из этого порочного круга, а потом сам будешь разбераться куда тебе надо. Социум это стадо, биомасса, которую держат в повиновении чувством вины, псевдо долгом, страхом перед наказанием и лжепатриотизмом.

Анс тут больше свое давление а не давление социума. меня никто не парит. я неделями могу из дома не выходить. месяцами. благо магазин и банкомат в 30 метрах от дома. спортзал в 100 метрах. ночной клуб в 150 метрах. вся работа связана с неустным общением.

даже если мне наплевать что подумает а)продавщица в магазине, б)бармен в клубе, в)проститутка, г)случайная баба на дискотеке, д)еще кто-то, е)еще кто-то. но мне не наплевать что подумаю я:). И обычно (если оставить мозг в покое) то он начинает думать всякую херню. этот маятник самооценки. а он настроен и откалиброван так что если я себя оставлю в покое без положительных аффирмаций и прочего искуственного бодряка - я начну грузится.

это как самосвал тащить из ямы. скатывает он туда сам. просто. А вытаскивать вручную. причем скатывается он сам вне зависимости от давления социума/чего-то еще. даже если поместить мозг в стерильную колбу и сказать "тебе вообще не надо/нет нужды НИКОГДА больше в жизни НИЧЕГО говорить" - все равно мозг будет грузиться. все равно я буду грузиться. ну или он. Есть люди которые не грузятся, я видал таких. но еще больше видал тех кто грузится. мой из таких

но это опять же борьба с наследием. примерно как: как из раба который просидел 30 лет в яме сделать успешного человека. не вынимая из ямы!

поэтому с наследием я уже не борюсь. ибо в какой-то момент понял что это наследие. ну или сказать по йоговскому - осознал. осознал что это не передний край. ну какбе есть и есть. такая муштра есть, фоном. но это не точка приложения сил. т.е. это такое осложнение. как герпес при простуде. но мы лечим простуду, а не герпес, который является следствием. поэтому я может даже и смотрю на герпес просто (смирился нуитд), но продолжаю лечить простуду.

Добавлено спустя 4 минуты 3 секунды:
т.е. из раба делать человека мы будем когда вытащим его из ямы. отмоем помоем и наденем пиджак. а пока он в яме - чо толку его мыть. пусть сидит. все усилия на подъем из ямы. а не отмывание грязи с него, пока он в яме. Эти самооценки херенки - это грязь, налипшая. и она сути вопроса не меняет. толком то. вот толком то.

ans7 M
Аватара
ans7 M
Репутация: 3929
Лояльность: 1665
Сообщения: 10804
С нами: 7 лет 1 месяц
Откуда: EE

Сообщение #788 ans7 » 18.05.2013, 23:38

UP писал(а):можно скинуть моральный груз от того что у тебя нет ног. но ноги от этого не появятся.
Да нет, заикание это не ноги, это в голове. На тебя давит то, что ты должен всем нравиться, а в социуме принято говорить без запинок. Тебя угнетает то, что ты отличаешься от других.
Когда, например, я, въехал в суть утения Христова, я понял, что я представляю ценность сам по себе, таким, как я есть. Я не должен никому нравиться, я принимаю себя, и Вселенная меня любит. Я этим занимался где-то месяца 3. И речь автоматически улучшилась в разы, я стал свободно общаться с людьми. И другие сразу же приняли меня таким, как я есть. А потом всё уже вопрос техники и времени. Можно, как некоторые здесь, довести речь практически до нормального уровня. Просто я этим никогда серьёзно не занимался.
Но посмотри на некоторых людей на форуме. Они практически не заикаются, но в их жизни мало что изменилось, они не чувствуют себя нормальными, они не принимают себя, они не уверены в себе. Это внутренний страх перед социумом.
Вот где настоящая проблема, которую нужно решать.

Добавлено спустя 11 минут 25 секунд:
UP писал(а):т.е. из раба делать человека мы будем когда вытащим его из ямы. отмоем помоем и наденем пиджак. а пока он в яме - чо толку его мыть. пусть сидит. все усилия на подъем из ямы. а не отмывание грязи с него, пока он в яме. Эти самооценки херенки - это грязь, налипшая. и она сути вопроса не меняет. толком то. вот толком то.
Вечный вопрос: что раньше курица или яйцо. Пока буду заикаться, буду чувствовать себя уродом - но пока чувствую себя уродом, то буду заикаться. Реши эту психологическую проблему, прими себя как есть, и речь резко пойдёт вверх.
Блин, ты себе представить не можешь, как я заикался. Всё произошло за три месяца, стал нормальным человеком, с некоторыми речевыми дефектами. Не усираясь, не меняя свой распорядок дня.
"Человек - это то, что он думает на протяжении дня". Ральф Уолдо Эмерсон

UP
Аватара
UP
Репутация: 3254
Лояльность: 5572
Сообщения: 13278
С нами: 11 лет 9 месяцев

Сообщение #789 UP » 19.05.2013, 01:29

ans7 писал(а):Да нет, заикание это не ноги, это в голове. На тебя давит то, что ты должен всем нравиться, а в социуме принято говорить без запинок. Тебя угнетает то, что ты отличаешься от других.
ну не важно ноги или голова. в любом случае это некая ненорма. если ты просыпаешься с утра и у тебя ничего не болит - ты понимаешь что ты в норме. глаза в норме видят. уши слышат. ноги ходят. нуитд. и вот ты по телефону открываешь рот и еле-еле заказываешь такси. Да, тут много написано про реакцию окружающих. но не нравишься ты прежде самому себе. реакции окружающих это так...бонус. бонус-трек к реакции твоего же сознания на себя. т.е. если ты один в пустой комнате начнешь читать, и через 30мин непрерывного чтения начнешь тормозить - ты легко этот момент поймаешь. недовольства! хотя рядом социума нет. Ну это...какие-то обезьяньи механизмы. Т.е. если у меня с утра вдруг я встал и заложен нос - я недоволен! а у кого-то печень болит. а у кого-то ноги отнимаются. Т.е. реакции социума на этот "насморк" - это такой довесок сугубо к заиканию. уникальный. но это парит и без довеска.

ans7 писал(а):Когда, например, я, въехал в суть утения Христова, я понял, что я представляю ценность сам по себе, таким, как я есть. Я не должен никому нравиться, я принимаю себя, и Вселенная меня любит. Я этим занимался где-то месяца 3. И речь автоматически улучшилась в разы, я стал свободно общаться с людьми.
да. врубиться в такое сложно. как это так себе понравиться, когда никогда не нравился. никогда! буду думать.

ans7 писал(а):Вечный вопрос: что раньше курица или яйцо. Пока буду заикаться, буду чувствовать себя уродом - но пока чувствую себя уродом, то буду заикаться. Реши эту психологическую проблему, прими себя как есть, и речь резко пойдёт вверх.
да. и такое дело есть. самооценка не с самого начала упала. не с 3х лет. и не вчера. и не сразу обвалилась. кризис у меня пошел лет с 27-28. такое пике. но именно потому что я отпустил. я устал бодриться на ниве речи. я устал прыгать. устал проглатывать. устал идти дальше с этим, не замечая этого. устал брать напором. устал обманывать ступоры. искать синонимы. Т.е. ты какбе один хрен чувствуешь себя уродом, но никто этого не знает:). не замечает. со стороны ты такой вполне себе нормальный чувак. блин я за 5 лет института не сделал ни одного доклада, реферата, не сдал устно ни одной сессии, потому что эта ниша была для меня табу. я не мог. как не отвечал ни разу устно за (с 5 по 11 класс) в школе. ну вот не идет и все. не прет. пробовал. раз два три десять. не прет. Так вот в табуированных нишах я не мог ничего, но зато вне этих ниш "выйдя из аудитории" я наговорил за 5 лет в три раза больше среднего студента. Такое принудительное нечувствование себя уродом. потом я устал и бросил. ну выжало. устал.

а потом я понял что я не хочу больше в это состояние возвращаться. ни в это, ни в какое-то смежное, ни в пограничное с этим. вот ты говоришь что чувствуешь напряжение по телефонному общению. я могу себе сказать, в зеркало, так, ты мычало, окей. и попереть дуром...куда-то. в светлую жизнь. таким макаром с тяжелой степенью я допер до 27 лет. там где мог - говорил, где не мог - молчал, тугие моменты договаривался устно не отвечать, по телефону перед телефоном 3 сигареты покурить. нуитд.

ну и потом я понял что не хочу. вообще. ничего из этого продуктового ряда. вот вообще. нажрался до отвала. и случился обвал. ну в голове. в мозгу. т.е. если бы я не напрягался и не бодрился - я бы даже школу не закончил. перешел бы на домашнее обучение. таких дохрена.

и я понял что вновь на это плато я подниматься не собираюсь. заползать. в "типа все нормально". заползать в какбе "с середины на половину". в "какбе я заикаюсь но какбе все нормально". т.е. нормальность жизненной траектории определяется некоторыми параметрами: кол-во друзей, наличие семьи, детей, говорливой успешной карьеры.
и в определенный момент я понял что эти внешние погремушки и аттрибутика - это такой же бодрежь. т.е. у тебя тяжелая степень но все экзамены на четверки. вот такая же фикция. наличие прибыли, при отрицательном сальдо. потому что ты там договорился, сям письменно отделался, в третьем месте 5 минут помычал и препод взял и сам твой листок молча прочитал. а со стороны - ты красаучик! всё же круто! сессия на четверки? вот жеж результат то профитный. что еще надо?!

а вот надо. вот надо! не хочу аттрибутики. не хочу (ради параметров успешности) накручивать эти параметры (жениться на марийке рожать троих детей). не хочу жить по-прежнему жизнью какбы все нормально. не хочу параметры как у обычного человека, - только ради параметров. параметры ради параметров. запорожец обогнал мерседес. во заикатор! во кремень! про таких тут говорят. про запорожцев. в 10 партий вступил, 100 докладов сделал. не хочу бодриться.

поэтому пилю мерседес:).

да. можно сказать "ну закрутил. закрутил гайки!", отпусти, нуитд. а вот не хочу. не хочу запорожец. что я с ним делать буду? мне запорожец не нужен. я перерос его. я на нем накатался. я не хочу напряжений по телефону. мерседеса у меня еще нет, но запорожец я уже выкинул. вот такая ситуация.

поэтому буду ломаться в асанах. я буду по 2 (по 3!) часа каждодневно в асанах ломаться. переломаю себя в асанах, на это у меня дури и бодряка хватит, чем снова сяду в запорожец, нарожать троих детей взять бабу в жены, постить тут тухлые деревенские истины про "лишь бы человек был хороший а заикание это не страшно". чтобы тетушки из Рязани одобрительно кивнули головой. и типа какбы все и удалось по жизни. запорожец я выкинул. чтобы на нем по дороге жизни ехать.

Mariaolga
Mariaolga
Репутация: 1065
Лояльность: 764
Сообщения: 3578
С нами: 8 лет 2 месяца

Сообщение #790 Mariaolga » 19.05.2013, 07:04

UP писал(а):колючки наращиваются каждодневно
Другое отношение к ним будет, UP..., к этим "колючкам".
Есть в твоем сердце любовь. Есть в твоем сердце Небо. Есть в твоем сердце Бог.

DIONIS M
DIONIS M
Репутация: 825
Лояльность: 2648
Сообщения: 3074
С нами: 13 лет 5 месяцев
Откуда: Ярославль

Сообщение #791 DIONIS » 19.05.2013, 07:17

ans7 писал(а):Я не должен никому нравиться, я принимаю себя, и Вселенная меня любит. Я этим занимался где-то месяца 3. И речь автоматически улучшилась в разы, я стал свободно общаться с людьми. И другие сразу же приняли меня таким, как я есть
Верно. Вся соль в этом. Когда Вселенная тебя приняла как "своего", собаки не лают, пчёлы не кусают, даже комары облетают стороной... Знаю два примера из жизни.

Как сделать "принятие" - главный вопрос. Христианство - один из путей принятия, но оно замешано на догматике и атрибутике (причастие, исповедь и т. п.) - не айс. Йога поинтереснее, но она не даёт "ключей", точнее, не объясняет суть излагаемых вопросов. Необходимо делать свою "квинтэссенцию" :wink:

Винсент, Тамара Пономарёва старше нынешнего мужа на 16 лет. До этого замужества родила троих дочерей. Ничо, все счастливы :D

Mariaolga
Mariaolga
Репутация: 1065
Лояльность: 764
Сообщения: 3578
С нами: 8 лет 2 месяца

Сообщение #792 Mariaolga » 19.05.2013, 07:18

sarasin писал(а):Господи боже мой...кто это тут у нас? И ведь пишет свободно, чистые мысли свои выражает...
Какое мракобесие средневековое...

Sarasin, да ладно Вам новенькую пугать. :D
Она же не матом ругается, не буянит, просто выразила свои мысли, с которыми можно соглашаться и не соглашаться. Форум же позиционирует себя как наднациональный, надрелигиозный, то есть вполне свободный и демократический. Марина Фролова ни к кому не относит конкретно эти слова...кроме как к самой себе, я так думаю. И мне никакой радости не будет, если кто-то уйдет с форума. Вот нет давно Тонкого Лори, нет Скифа, без них уже форум изменился, не в худшую, не в лучшую сторону, а просто изменился, потому что двух ярких личностей давно нет. Форум был другим и без Вас, Саша. Вот UP открылся...Тигра помягчела ( :D ). Нади с ее добротой ко все не хватает, Муз с ослепительной улыбкой, Аленочки, новенькой Интернетной. Неужели Вы серьезно думаете, что мне так уж нужно всех разогнать с форума, чтобы "никого не осталось"? Кроме моего вопиющего в пустыне гласа, да? :D
Есть в твоем сердце любовь. Есть в твоем сердце Небо. Есть в твоем сердце Бог.

ТИГРА
Человек форума - 2013
ТИГРА
Человек форума - 2013
Репутация: 3192
Лояльность: 5439
Сообщения: 12981
С нами: 13 лет 6 месяцев

Сообщение #793 ТИГРА » 19.05.2013, 07:59

ans7 писал(а):кто-то в 60 молодых женщин влюбить в себя может.
Прям уж влюбить
Вы говорили у него дом трехэтажный в собственности , может, еще какие денежные средства и нематериальные активы имеются

А то так можно сказать, что Анна Николь смит тоже за 90-летнего миллиардера по любви вышла

Добавлено спустя 2 минуты 8 секунд:
ТИГРА писал(а):
ans7 писал(а):кто-то в 60 молодых женщин влюбить в себя может.
Прям уж влюбить
Вы говорили у него дом трехэтажный в собственности , может, еще какие денежные средства и нематериальные активы имеются

А то так можно сказать, что Анна Николь смит тоже за 90-летнего миллиардера по любви вышла
Плохо ведь кончила -плохо
Так что незавидна такая доля

Добавлено спустя 12 минут 47 секунд:
UP писал(а):е. это такое осложнение. как герпес при простуде. но мы лечим простуду, а не герпес, который является следствием. поэтому я может даже и смотрю на герпес просто (смирился нуитд), но продолжаю лечить простуду.
Герпес неизлечим, простите
более 90процентов населения им заражено
Также неизлечим цитомегаловирус и еще многие вирусы, которые встраиваются в цитоплазму клеток
Организм вырабатывает антитела, вирус находится внутри в спящем режиме
Вакцины от этого не изобретены

Добавлено спустя 2 минуты 25 секунд:
Mariaolga писал(а):Тигра помягчела (
Я не помягчела
Просто спорить с вами ,православным народом , в теме православия перестала
Пока не буяните -тихо себя ведете в своем закутке -чего с вами спорить-то?)

Mariaolga
Mariaolga
Репутация: 1065
Лояльность: 764
Сообщения: 3578
С нами: 8 лет 2 месяца

Сообщение #794 Mariaolga » 19.05.2013, 09:08

ТИГРА писал(а):Я не помягчела

Ну, будем ждать. :D
Есть в твоем сердце любовь. Есть в твоем сердце Небо. Есть в твоем сердце Бог.

ans7 M
Аватара
ans7 M
Репутация: 3929
Лояльность: 1665
Сообщения: 10804
С нами: 7 лет 1 месяц
Откуда: EE

Сообщение #795 ans7 » 19.05.2013, 10:05

UP писал(а):да. врубиться в такое сложно. как это так себе понравиться, когда никогда не нравился. никогда! буду думать.
Самостоятельно просто невозможно, отзомбировано всё, и внутри и снаружи, причём из поколения в поколение. Я в своё время перелопатил массу информации, причём всякой, от всех духовных и филосовских трактатов до популярной психологии. В принципе всё это призвано к одному, просто подходы разные, разные точки отсчёта и разная глубина, от примитивно поверхностной до неисчерпаемой. Все об одном, как принять и понять себя и окружающий мир и как войти со всем этим в гармонию. Ну и понятие идеала у всех разное.
Даже само получение информации - супер сложный процесс, многие вещи разум просто отвергает с порога и блокирует. Нас в институте проф. Побединский учил, как работать с первоисточниками. Надо просто постораться отключить интеллект, отставить его в сторону, и образно говоря "войти в контакт" с автором. И вот только таким образом читая и перечитывая, до тебя начинает доходить смысл того, что тебе хотят сказать. Анализировать надо уже потом, причём очень осторожно.
Например мне в начале много помогли такие популярные авторы, как Луиза Хэй, Лиз Бурбо... Всё очень просто, но не примитивно.
Ошо, кстати, пишет очень глубоко и доступно. Просто для меня это не близко, но это сейчас, а когда-то я очень много для себя у него нашёл. Его просто внимательно изучать надо, великий был человек.
Здесь главное зацепиться и процесс запустить, а там уже само пойдёт по нарастающей, причём быстро и эффективно.
UP писал(а):поэтому буду ломаться в асанах. я буду по 2 (по 3!) часа каждодневно в асанах ломаться. переломаю себя в асанах, на это у меня дури и бодряка хватит,
UP, ну как ты не понимаешь, что ты айподом гвозди двухсотку забиваешь.
Это всё равно что человек не слышавний о Христе начнёт исихазм практиковать, высшую форму христианского аскетизма. Ты сперва должен принять себя, понять свою сущность и предназначение. Это же супер мощная духовная практика, а не процедурная гимнастика. Первый этап сделать надо.
Сделай его и твой мир перевернётся, ты всё увидишь в другом свете. И не надо будет бесконечно бороться,драться и куда-то нестись, кому-то чтото доказывать; надо будет просто работать над собой. Мир не враждебен и люди вокруг не такое гавно, как строят из себя. Всё это маски и иллюзия, сам увидишь.
Не так уж это и сложно.

Добавлено спустя 43 минуты 20 секунд:
ТИГРА писал(а):Прям уж влюбить
Вы говорили у него дом трехэтажный в собственности , может, еще какие денежные средства и нематериальные активы имеются
ТИГРА, да нету у него никаких особых денег, уж я-то хорошо знаю. Живёт хорошо, но бабок, в российском понимании у него нет.
Трёхэтажный дом в неплохом районе, в 17-ти км от Таллинна - в Эстонии не великое достижение. Это не вилла в Пирита или к Каадриорге, с видом на море.
Такой дом и ты себе построишь за 8-10 лет, живя одна и имея постоянную з/плату 1500 евро. Если только у тебя такая цель есть.
Урмас просто хороший и обаятельный человек, очень интеллектуальный, порядочный и доброжелательный. Ему его возраст никогда не дашь, такой респектабельный и моложавый. Моя жена недолюбливает его за некоторую авантюрную жилку, а мне так он нравится, мы с ним уже 10 лет дружим, я его как человека лучше знаю.
Его просто женщины любят, а он их тоже, причем бывшие жёны тоже, за исключением последней, Инги. :mrgreen:
Ну там видимо какая-то особая история, я не знаю.
DIONIS писал(а):Христианство - один из путей принятия, но оно замешано на догматике и атрибутике (причастие, исповедь и т. п.) - не айс.
DIONIS, Учение Христово - Евангелие. Христианство - это учение Церкви Христовой, вытекающее из Евангелия. Это не взаимозаменяемые понятия.
"Человек - это то, что он думает на протяжении дня". Ральф Уолдо Эмерсон

UP
Аватара
UP
Репутация: 3254
Лояльность: 5572
Сообщения: 13278
С нами: 11 лет 9 месяцев

Сообщение #796 UP » 19.05.2013, 11:09

ТИГРА писал(а):Герпес неизлечим, простите
более 90процентов населения им заражено
Также неизлечим цитомегаловирус и еще многие вирусы, которые встраиваются в цитоплазму клеток
Организм вырабатывает антитела, вирус находится внутри в спящем режиме
Вакцины от этого не изобретены
это у вас не излечим. таблетками "невская косметика". а у меня излечим. ты не представляешь что происходит в цитоплазме клеток на 22й день голода...ядерная зима. для цитомегаловируса тоже:). откуда ты эти названия то знаешь? срамные.

ТИГРА писал(а):
Mariaolga писал(а):Тигра помягчела (
Я не помягчела
да помягчела помягчела Изображение. это раньше просто у тебя велосипеда мужа-программиста не было.

Добавлено спустя 9 минут 4 секунды:
ans7 писал(а):Сделай его и твой мир перевернётся, ты всё увидишь в другом свете. И не надо будет бесконечно бороться,драться и куда-то нестись, кому-то чтото доказывать; надо будет просто работать над собой. Мир не враждебен и люди вокруг не такое гавно, как строят из себя. Всё это маски и иллюзия, сам увидишь.
Не так уж это и сложно.
ну я какбы и так просто работаю над собой. без доказываний. сессии же не надо больше сдавать. никто двойки уже не ставит.
ну ты буйных психбольных видел? вот у меня примерно такой случай. вокруг одни матрацы, уже, а ты все равно разбиваешь голову. так и с заиканием. уже ничо не надо, никуда спешить не надо, все давно устаканено, мне 32 года, ни перед кем ничо доказывать не надо. кроме себя. кроме неприятия себя. в том виде, в котором я прожил 32. ну жил жил жил, и вот, дожился. больше не хочу. ну может же такое быть? может

с другой стороны - много ли я хочу? самую малость. я не хочу третью руку и пятую ногу. мне не нужен глаз на затылке. мне нужно то, что есть у любого подзаборного самого конченого наркомана алкоголика тунеядца и нюхателя клея, - речь. чертова речь.
как говориться - просто верните мне речь. ниочем не спрашивая. тем более она у меня была, до испуга. я возвращаю свое.

ans7 M
Аватара
ans7 M
Репутация: 3929
Лояльность: 1665
Сообщения: 10804
С нами: 7 лет 1 месяц
Откуда: EE

Сообщение #797 ans7 » 19.05.2013, 11:31

UP писал(а):кроме неприятия себя. в том виде, в котором я прожил 32. ну жил жил жил, и вот, дожился. больше не хочу. ну может же такое быть? может
Вот тот же Ошо и говорит: в своём падении, человек должен дойти до самого дна, когда не останется никаких иллюзий, не за что будет держаться,нечего терять, нечем дорожить. Тогда у него будет два выхода: или умереть, или оттолкнуться ногами и устремиться вверх, к свету.
Посмотри на себя в этом ракурсе, в данный момент ты где? Тут решаешь только ты один.
"Человек - это то, что он думает на протяжении дня". Ральф Уолдо Эмерсон

UP
Аватара
UP
Репутация: 3254
Лояльность: 5572
Сообщения: 13278
С нами: 11 лет 9 месяцев

Сообщение #798 UP » 19.05.2013, 11:43

ans7 писал(а):в своём падении, человек должен дойти до самого дна, когда не останется никаких иллюзий, не за что будет держаться,нечего терять, нечем дорожить. Тогда у него будет два выхода: или умереть, или оттолкнуться ногами и устремиться вверх, к свету.
Посмотри на себя в этом ракурсе, в данный момент ты где? Тут решаешь только ты один.
я на дне:). вернее не так. со стороны вроде все нормально все как у людей. но внутри - я на дне. т.е. сам себя я положительно не оцениваю. и вот поэтому "нечего терять, нечем дорожить".

Анс вот с тобой поговорил и вроде посветлело. вроде. вроде вроде. но не факт что надолго.

СергейП M
Аватара
СергейП M
Репутация: 159
Лояльность: 238
Сообщения: 973
С нами: 6 лет 7 месяцев
Откуда: Москва

Сообщение #799 СергейП » 19.05.2013, 12:02

Mariaolga писал(а):Кряшены - это крещенные, да?
Типа того.. Православные булгары, Касимовские татары и просто Кряшены.

Добавлено спустя 1 минуту 40 секунд:
UP писал(а):я на дне:).
Какое дно,брат Йогин, просто ты, в нижнем каузале :D

Добавлено спустя 7 минут 27 секунд:
ТИГРА писал(а):Марияольга , то , что вы сейчас ему говорите -это харам
Кому харам, а кому Курбан Иса!
Невозможное человекам, возможно Богу.
Кто уступает,тот больше приобретает

UP
Аватара
UP
Репутация: 3254
Лояльность: 5572
Сообщения: 13278
С нами: 11 лет 9 месяцев

Сообщение #800 UP » 19.05.2013, 12:14

Анс вот лучше почитай про страдания. ты любитель такой словесности. какой слог!


Именно здесь, в этом фундаментальном утверждении (когда более, когда менее отчетливо выраженном) о том, что существование и прочность мира обязаны недостатку подлинного знания у человека, мы можем обнаружить причину отрицания Индией жизни и мира — отрицания, которого ни одно из великих послеведических движений индийского духа и не старалось скрывать. Со времен упанишад Индия отвергает мир как таковой, десакрализует жизнь — и делает это через своих святых, видящих всю эфемерность, мучительность, иллюзорность мироздания. Такие представления, однако, не ведут ни к нигилизму, ни к пессимизму. Отказываются от этого мира, лишают ценности эту жизнь — ибо существует что-то еще, за пределами становления, темпоральности, страдания. Говоря религиозным языком, Индия отрицает профанный мир и профанную жизнь, поскольку она жаждет священного мира и священного бытия. Снова и снова в индийских трактатах повторяется эта идея: причина «порабощения» души и, следовательно, источник ее бесконечных страданий лежит в солидарности человека с миром, в его сопричастности — активном и пассивном, прямом или косвенном — жизни природы. Следует уточнить: солидарность с десакрализованным миром, сопричастность с профанной природой. Neti, neti! — восклицает мудрец упанишад. — «Нет, нет! Ты не то, ты не это!» Другими словами: вы не принадлежите падшему универсуму, который находится перед вами, вы не привязаны с неизбежностью к этой тварности; нет непреложного закона, регулирующего ваше собственное бытие. Бытие не может иметь отношения к небытию. Природа лишена подлинной онтологической реальности; в действительности она представляет собой бесконечное становление. Любая форма, какой бы сложной и величественной она ни была, рано или поздно подвергается распаду; сама Вселенная в циклическом процессе «великих разрушений» (махапралайя) растворяется в изначальной «матрице» (пракрити). Все то, что становится, изменяется, умирает, исчезает, — все это не принадлежит сфере бытия и, вновь подчеркнем, не является священным. Если привязанность к миру — следствие постепенной десакрализации человеческого существования (с вытекающим отсюда падением в неведение и страдание), то дорога к свободе с необходимостью влечет за собой отвергание мира и профанной жизни. (В некоторых видах тантрической йоги за этим отверганием следует попытка ресакрализовать жизнь.) Тем не менее и мир, и жизнь амбивалентны. С одной стороны, они заставляют человека страдать, втягивая его, посредством кармы, в бесконечный круговорот перевоплощений; с другой, косвенно помогают ему искать и находить «спасение» для своей души, независимость, абсолютную свободу (мокша, мукти). Чем больше человек страдает (и, соответственно, чем прочнее его солидарность с космосом), тем больше возрастает в нем желание освобождения, тем сильнее жаждет он спасения. Так формы и миражи мироздания, как с помощью своей внутренней магии, так и посредством того страдания, которое подпитывается их неустанным становлением, сами ставят себя на службу человеку, чья высшая цель — освобождение, спасение. «От Брахмана до травинки, творение существует ради того, чтобы душа достигла высшего знания» («Санкхья-сутры», III, 47). Высшее знание — это освобождение не только от неведения, но также, что еще более важно, от боли, от страдания.


«Поистине, для мудрого все есть страдание», говорит Патанджали («Йога-сутры», II, 15). Впрочем, Патанджали — не первый и не последний, кто отмечает эту универсальность страдания. Задолго до него Будда провозгласил: «Все есть страдание, все невечно» (сарвам духкхам, сарвам анитьям). Это лейтмотив всей индийской мысли после упанишад. И сотериологическая психотехника, и метафизические спекуляции отталкиваются от факта этого вселенского страдания; они имеют ценность лишь в той мере, в какой способны избавить человека от «мучений». Любой человеческий опыт обусловлен страданием. «Тело есть страдание, потому что оно — вместилище страдания; органы чувств, объекты чувств, ощущения — страдание, потому что они ведут к страданию; даже удовольствие — это страдание, потому что оно влечет его за собой». И Ишваракришна, автор самого раннего трактата по санкхье, утверждает, что краеугольный камень санкхьи — это желание избежать трех видов страдания: небесного (вызываемого богами), земного (влияния природы) и внутреннего, или органического страдания («Санкхья-карика», 1). Тем не менее эта универсализация страдания не ведет к «философии пессимизма». Ни одна философская или гностическая школа Индии не впадает в безнадежность. Напротив, обнаружение того, что страдание — закон существования, может стать conditio sine qua non для освобождения. Существенно, что такое всеобщее страдание имеет позитивную ценность. Оно постоянно напоминает святому или аскету, что для него единственный путь к обретению свободы — отрицание мира, отказ от собственности и амбиций, радикальная изоляция.


Уверенность в том, что есть путь к прекращению страдания, — уверенность, разделяемая всеми философскими и мистическими течениями Индии, — не может вести ни к «отчаянию», ни к «пессимизму». Разумеется, страдание универсально; но если человек знает, каким образом вырваться из него, то оно не абсолютно. Ибо даже если люди обречены страдать целую вечность — ведь их жизнь, подобно жизни всех существ, обусловлена кармой, — любой человек, несмотря ни на что, способен выйти за пределы кармы, потому что он в состоянии аннулировать кармические силы, властвующие над ним. «Освобождение» от страдания — такова цель всех индийских философов и мистиков. Достигается ли она непосредственно, через знание (как, например, в учениях веданты и санкхьи) или с помощью психотехнических средств (как в йоге и в большинстве буддийских школ), считается, что никакое знание не имеет ценности, если оно не озабочено спасением человека. «Ничего не следует знать, кроме спасения», говорится в «Шветашватара-упанишаде» (1,12). И Бходжа, комментируя «Йога-сутры» (IV, 22), заявляет, что любое знание, объектом которого не является освобождение, бесполезно.


Если принять во внимание причины человеческого страдания, легко понять то значение, которое придают «знанию» все школы индийской метафизики. Своим убогим положением человек обязан не наказанию свыше, не первородному греху, но неведению. Причем не всякому неведению, но только неведению относительно подлинной природы Духа, заставляющему нас смешивать Дух с нашим психоментальным опытом, приписывать ему, вечному и автономному принципу, качества и предикаты — короче говоря, метафизическому неведению. Отсюда, естественно, следует, что должно быть и метафизическое знание, кладущее конец подобному неведению. Это трансцендентальное знание ведет ученика к источнику просветления, т. е. к подлинному Я. Именно это знание собственного Я — не в профанном, а в аскетическом и спиритуальном смысле слова — есть цель, преследуемая большинством индийских спекулятивных систем, хотя каждая из них указывает различные пути к ее достижению. Для санкхьи и йоги задача вполне очевидна. Поскольку страдание происходит из-за незнания истинного характера Духа: т. е. из-за смешивания его с психоментальным опытом, — освобождение может быть достигнуто лишь тогда, когда исчезнет такое смешивание. Разница между санкхьей и йогой по данному вопросу незначительна.


Для обеих даршан источник человеческого страдания коренится в феномене иллюзии, т. е. человек думает, будто его психическая жизнь — деятельность чувств, ощущений, мыслей и волевых импульсов — идентична Духу, Я. Он, следовательно, путает две совершенно автономные, противоположные области, между которыми могут существовать только иллюзорные отношения; потому что опыт сознания принадлежит не Пуруше, но пракрити; состояния сознания — лишь тонкие продукты той же самой субстанции, которая лежит в основе и физического мира, и органического. Между психическими состояниями и неодушевленными объектами существует только разница в степени; между же психикой и Духом пролегает онтологическая пропасть: они принадлежат разным уровням бытия. «Освобождение» происходит тогда, когда становится понятной эта истина, когда Дух возвращает свою исконную свободу.


Почему Я втягивается в чуждую для него среду — среду жизненных стихий — в результате чего появляется человек как таковой, т. е. как конкретное, историческое существо, которому отовсюду грозят опасности, чья жизнь преисполнена страданий? Когда и по какой причине началась эта трагедия человеческого существования, если истинно, что онтологическая модальность Духа прямо противоположна человеческой обусловленности, поскольку Дух вечен, свободен и бездеятелен? Причина и источник соединения Пуруши и пракрити — таковы два аспекта проблемы, которую санкхья и йога считает неразрешимой: она превышает возможности человеческого познания, ибо человек познает и понимает посредством того, что санкхья-йога называет «интеллектом», буддхи. Однако этот интеллект сам по себе — только продукт (хотя и исключительно тонкий продукт) материи, первозданной субстанции (пракрити). Будучи произведением пракрити, «феноменом», буддхи способен познавать лишь другие феномены, которые, как и он, принадлежат бесконечным манифестациям первовещества. Нет условий, при которых буддхи мог бы познать Я, потому что для него невозможно вступить в контакт с трансцендентальной реальностью. Причина и источник этой непостижимой связи между Духом и жизнью (т. е. «материей») могут быть поняты не при помощи буддхи, но посредством только такого инструмента познания, который не связан с материей. Они раскрываются лишь тому, кто, разрушив свои цепи, превзошел пределы, отмеренные человеку; «интеллект» не играет никакой роли в этом откровении, которое является скорее знанием Я о самом себе. Санкхья знает, что причиной «зависимости», т. е. обусловленности, страдания, является метафизическое незнание, передающееся, в силу кармического закона, из поколения в поколение. Однако исторический момент первого появления этого незнания не может быть установлен, так же как невозможно определить дату сотворения мира. Связь между Я и жизнью, а также зависимое положение Я, вытекающее из этой связи, внеисторичны; они находятся за пределами времени. Настаивать на позитивном решении этих проблем — тщетно и глупо; они просто неправильно поставлены, и поэтому, в соответствии со старой брахманической традицией (Шанкара, комм. на «Веданта-сутры», III, 2,17), соблюдаемой в ряде случаев самим Буддой (см. например, Васубандху, Абхидхармакоша, V, 22), святой отвечает на неверно поставленный вопрос молчанием. Единственно возможные ответы на подобные вопросы состоят в том, что человек пребывал в таком положении с рассвета истории и что цель знания — не бесплодные поиски первопричины и исторического происхождения этого положения, но освобождение.


Если философия санкхья-йоги и не объясняет ни причину, ни источник странного соединения Духа с эмпирическим миром, она тем не менее пытается определить характер их взаимоотношений, вскрыть сущность этого соединения. Строго говоря, это нереальные отношения в смысле тех, которые существуют, например, между внешними объектами и их восприятиями. Реальные отношения подразумевают изменчивость и множественность; понятно, что эти свойства совершенно не соответствуют характеру Духа. «Состояния сознания» — это только продукты пракрити, они не могут иметь никаких связей с Пурушей; последний, по самой своей сущности, пребывает над всяким опытом. Однако — и это для санкхьи ключ к разгадке такого парадоксального положения — тончайшая, прозрачнейшая часть ментальной жизни, т. е. интеллект (буддхи), в своем модусе чистого свечения (саттва) имеет особенное качество — отражать Дух. Представление о внешнем мире возможно только при отражении Пуруши в интеллекте. Но само Я не омрачено этим отражением и не теряет своих онтологических черт (бесстрастие, вечность и т. д.). В «Йога-сутрах» (II, 20) говорится прямо: видящий (драштри, т. е. Пуруша) — это абсолютное сознание (зрение «par excellence»); оставаясь чистым, Пуруша познает само познание («он взирает на идеи, предстающие перед ним»). Вьяса (I, 41) интерпретирует: Пуруша отражается в буддхи, но сам ни похож, ни отличается от него. Он не похож на интеллект, поскольку последний обусловлен знанием объектов, которые постоянно изменяются — в то время как Пуруша обладает неизменным знанием и в некотором смысле сам есть знание. С другой стороны, Пуруша не полностью отличен от буддхи, ибо, несмотря на свою чистую суть, он знает знание. Патанджали использует визуальный образ, чтобы показать взаимосвязь Духа и интеллекта: подобно тому как цветок отражается в кристалле, Пуруша отражается в буддхи. Но лишь невежда может приписывать кристаллу качества цветка (форму, пропорции, цвет). Когда объект (цветок) колышется, его образ движется в кристалле, хотя последний остается неподвижным. Это иллюзия — верить в то, что Дух динамичен потому, что динамичен ментальный опыт. В действительности здесь только иллюзорное отношение (упадхи), возникающее благодаря «симпатической связи» (йогьяпга) между Я и интеллектом. Дух извечно пребывает втянутым в эти иллюзорные отношения с психоментальной жизнью (т. е. с «материей»). Только благодаря неведению существует (через карму) жизнь, продолжается страдание. Остановимся подробнее на этом пункте. Иллюзия (или невежество) состоит в смешивании неподвижного, вечного Пуруши с потоком сознания. Говорить «Я страдаю», «Я желаю», «Я ненавижу», «Я знаю» и полагать, что это «Я» относится к Духу — значит пребывать в иллюзии и продлевать ее: ведь все наши действия и намерения, одним фактом того, что они зависят от пракрити, — обусловлены и управляются кармой. Это означает, что любое действие, чье исходное начало — иллюзия, есть либо осуществление возможности, созданной предшествующим актом, либо проекция иной силы, которая требует собственной актуализации — воплощения в настоящем или будущем существовании. Когда некто выдвигает уравнение типа «Я хочу» = «Дух хочет», он имеет в виду либо то, что одну силу привели в движение, либо то, что расцвела другая сила. Смешение, выраженное в этом уравнении, есть «момент» в вечном круговороте космических энергий. Таков закон существования; подобно каждому закону, он транссубъективен, но его устойчивость и универсальность — источник страдания, которым омрачена жизнь. Есть лишь один путь к достижению спасения — правильное понимание Духа. Санкхья только продолжает традицию упанишад: «Тот, кто знает Атман, пересекает океан страдания» («Чхандогья-упанишада», VII, 1,3).


Стоит поближе познакомиться с концепцией освобождения (мокша) в учениях санкхьи и йоги. Как и в большинстве индийских философских систем (за исключением, конечно, тех, которые испытали влияние мистики «предан, ности богу», бхакти), здесь также освобождение есть, по сути, избавление от идеи зла и страдания. Это осознавание того положения, которое всегда присутствовало в мире, но на которое невежество набросило свой покров. Страдание прекращается, едва мы понимаем, что оно — вне Духа, что оно касается только человеческой личности, асмиты. Представим себе жизнь «освобожденного» индивида. Он будет продолжать свое существование, поскольку потенции как его прошлых жизней, так и нынешней, вплоть до момента «пробуждения», требуют своей актуализации, своего осуществления, в соответствии с законом кармы. Но эта деятельность ему уже не принадлежит, она происходит объективно, механично, безлично — она уже не исполняется с нацеленностью на результат. Когда «освобожденный» человек совершает действие, у него возникает сознание не «я действую», а «это действует»; иначе говоря, он не втягивает Я в психофизический процесс. Поскольку сила неведения больше не действует, новые кармические ядра не формируются. Когда разрушены все «потенции», наступает абсолютное освобождение. Можно даже сказать, что «освобожденный» не «испытывает» чувства освобожденности. После своего пробуждения он совершает действия без заинтересованности в их плодах; когда же последняя психическая молекула отделяется от него, он реализует модус бытия, неизвестный смертным и оттого абсолютный — нечто вроде буддийской нирваны. Тем не менее та свобода, которую индиец достигает через метафизическое знание или йогу, вполне реальна и конкретна. Неверно, что Индия ищет только негативного освобождения; она желает еще и позитивной реализации свободы. Фактически человек, «освобожденный в этой жизни», может расширить сферу своей деятельности настолько, насколько захочет; он ничего не страшится, ибо его действия больше не имеют никаких последствий для него и, следовательно, не имеют пределов. Так как ничто больше не может его связать, «освобожденный» волен выбирать любой способ действия; тот, кто действует, больше не он, не Я, но просто безличный инструмент. Мы увидим в последних главах книги, насколько далеко «положение простого наблюдателя» может быть проведено в трансперсональном опыте. Нам сотериологическая концепция санкхьи кажется довольно смелой. Отталкиваясь от традиционного постулата любой философской системы Индии, постулата о страдании, санкхья и йога, обещая освободить человека от страдания, в конце своих поисков вынуждены отвергнуть страдание как таковое, т. е. как человеческое страдание.

Страдание ликвидируется посредством того, что его игнорируют как страдание. Конечно, такое подавление страдания — не эмпирическое событие (в отличие от «подавления» страдания наркотиками и суицидом), поскольку, с индийской точки зрения, любое эмпирическое решение данного вопроса ошибочно, ибо оно само наделено кармической силой. Но способ решения в санкхье выводит человека за пределы человечности, т. к. этот способ может быть реализован только через деструкцию человеческой личности. Йогические практики, предложенные Патанджали, преследуют ту же цель. Эти сотериологические выводы могут показаться «пессимистичными» западному сознанию, для которого личность остается в конечном счете основанием всякой морали и всякого мистицизма. Но для Индии значимым является не столько спасение личности, сколько обретение абсолютной свободы. (Мы позже увидим, что глубокий смысл этой свободы оставляет далеко позади самые смелые западные формулировки: ведь то, чего желает индиец, есть, в некотором смысле, уничтожение тварности путем растворения всех форм в первозданном Единстве.) Когда понято, что такая свобода не может быть достигнута в «естественном» положении человека и что личность есть вместилище страдания и драматических коллизий, становится ясно, что в жертву должны быть принесены и эта «естественность», и сама личность. Но такое жертвоприношение с лихвой компенсируется завоеванием абсолютной свободы, котороеоно делает возможным.


Онтологическая основа вритти — безусловно, неведение. Но, в отличие от санкхьи, йога заявляет, что уничтожение метафизического неведения достигается не иначе как полной деструкцией состояний сознания. Это аргументируется йогой тем, что, даже если будут ликвидированы одни «вихри» любого данного момента, другие немедленно займут их место, возникнув из безмерного резервуара скрытых движений (латенций) подсознания. Понятие васана, обозначающее подобные движения, занимает большое место в психологии йоги. В трактате Патанджали этот термин имеет значение «специфические подсознательные ощущения». Помехи, которые эти сублиминальные импульсы выстраивают на пути освобождения, — двух видов: во-первых, васаны постоянно подпитывают психоментальный поток, бесконечную череду читтавритти; во-вторых, по причине своей бессознательной (сублиминальной, «зародышевой») васаны в высшей степени изменчивы, с трудом поддаются контролированию и овладению. Кроме того, «потенциальный» и динамичный характер бытия васан побуждает их проявляться, осуществляться в форме актов сознания. Таким образом, йогин, даже если он имеет в своем активе долгие годы практики и прошел уже немало ступеней на аскетическом пути, все еще находится в опасности быть побежденным вторжением мощного потока психических «вихрей», образованных васанами. «Источник возникновения васан находится в памяти», пишет Вьяса (к ЙС, IV, 9), тем самым подчеркивая их подсознательную природу. Жизнь есть постоянное истечение васан, манифестирующихся посредством вритти. Говоря языком психологии, человеческое существование — это постоянная актуализация бессознательного в процессе опыта. Васаны обусловливают своеобразие каждого человека; эта обусловленность соответствует также его наследственности и кармической ситуации. Все, что определяет непреходящую специфику личности, равно как и структуру человеческих инстинктов, производится васанами, бессознательным.


Позднее мы увидим глубоко индийское значение этой работы йогина, направленной на восстановление первичного Единства. Уместно добавить, что, согласно Патанджали, сознание, пребывающее в омраченном (клишта) состоянии, не может находиться в «чистых» (аклишта) состояниях: даже когда эти последние существуют потенциально, они не могут себя проявить, потому что их блокируют элементы клишты. Именно этим авторы йоги объясняют и соучастие человечества в зле, страдании, и сопротивление, которое человеческая обусловленность оказывают феномену отрешенности. Страдание — универсальный факт; но сколь немногочисленны те, кто имеет смелость отречься, имеет силу пройти дорогу освобождения до конца — ведь пока в жизни доминирует клишта, любая попытка выйти за ее пределы немедленно пресекается и даже грозит преждевременной гибелью. Из этого сильного йогического желания обрести самодостаточную, чистую форму (аклишта — «чистота» не в нравственном, а в метафизическом смысле) вырастает стремление знать, а уже через познавательный процесс высочайшего уровня (вивека, «метафизическое различение») раскрывается природа существования, а клишта отбрасывается. Как мы впоследствии увидим, в йогической психологии и практике роль подсознательного довольно весома, потому что оно обусловливает не только актуальный опыт человека, но и врожденные наклонности, а также планирование будущего. Поэтому бесполезно пытаться изменить читтавритти, пока васаны остаются неподконтрольны. Чтобы «деструкция» читтавритти прошла успешно, необходимо разрушить и замкнутый цикл «бессознательное — сознание». Именно этого йога и старается достичь, применяя разные техники, каждая из которых, в широком смысле, нацелена на аннигиляцию психоментального движения, т. е. на «остановку» его. Прежде чем рассматривать эти разнообразные приемы, отметим глубину психологического анализа Патанджали и его комментаторов. Задолго до возникновения психоанализа йога показала важность той роли, которую играет бессознательное. Именно в характерном для бессознательного динамизме йога видит самое серьезное препятствие; его и должен в первую очередь преодолеть йогин. Эти латенции, словно побуждаемые странным импульсом, ведущим их к самоуничтожению, желают выйти на свет, желают, в процессе своего осуществления, стать состояниями сознания. Сопротивление, оказываемое подсознанием любой попытке отречения и аскетизма, любому действию, которое может привести к спасению души, есть, так сказать, показатель страха, «испытываемого» бессознательным при «мысли» о том, что множество еще не проявленных тенденций так и не смогут реализовать свой потенциал и разрушатся еще до того, когда придет время его осуществить. Эта жажда актуализации со стороны васан, однако, смешивается с жаждой угасания, «успокоения», которая наблюдается на всех уровнях универсума.


Вернуться в «Методики лечения заикания»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 11 гостей