Логопедические упражнения для коррекции заикания у подростков и взрослых.

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
Общение с представителями и авторами методик.
Модераторы: Skif, Inkognito

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 105
Лояльность: 60
Сообщения: 92
С нами: 7 лет 5 месяцев
Откуда: Москва

Сообщение #1 yatsan » 02.10.2015, 14:59

Свои посты и рекомендации я размещаю просто так, бесплатно, безвозмездно. Чтобы люди пользовались правильными и грамотными рекомендациями по улучшению своих речевых навыков. Это не избавит вас от заикания, но сделает вашу речь качественной, грамотной и уверенной. Лекарства от заикания нет, но есть способ управлять им - регулярные и разнообразные речевые нагрузки.
Также я не рекламирую себя, как специалиста. Не скрою, я работаю логопедом-дефектологом много лет и большая часть моей практики посвящена заиканию и тяжелым нарушениям речи. Я просто размещаю полезную информацию, потому что считаю, что люди с заиканием должны иметь бесплатный доступ к ней.

Добавлено спустя 2 минуты 28 секунд:
Дыхательные упражнения при заикании у подростков и взрослых.
Цель: формирование речевого выдоха, координированного с речевым потоком.

Важно:
1. Не заниматься дыхательными упражнениями сразу после еды.
2. Если у вас возникло головокружение и темнота в глазах, прекратите выполнение упражнения.

Техника диафрагмального (речевого) дыхания.
1.Вдох производится через нос (рот закрыт), выдох - через рот.
2. Вдох должен быть коротким и бесшумным. Выдох должен быть продолжительным и осуществляться без усилий. Между вдохом и выдохом не должно быть пауз.
3. При вдохе поднимается стенка живота, как будто набирает в себя воздух. При выдохе стенка живота опадает - воздух выходит наружу.
4. Во время осуществления диафрагмального вдоха плечи, ключицы и грудная клетка остаются неподвижными, расслабленными.

Упражнения для дыхания.

Упражнение 1 «Резкий выдох». Это упражнение помогает снять напряжение с мышц грудной клетки.
Порядок выполнения: спокойно вдохнуть и резко выдохнуть воздух через рот так, как будто вы быстро задуваете свечу. После этого сразу делаете спокойный диафргамальный вдох, см. Упражнение 2.

Упражнение 2 «Дыхание животом». Лягте на спину плашмя: не сгибайте ноги в коленях. Под шею положите валик. Это может быть подушка, свернутый плед или полотенце. Положите одну руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.

Запомните: короткий бесшумный вдох через нос (рот закрыт), живот надулся. Длинный бесшумный выдох через рот -живот сдувается. Грудная клетка и плечи неподвижны.

Порядок действий:
1.Сделайте резкий выдох (упражнение 1), чтобы выпустить из лёгких остатки воздуха.
2.Затем сделайте спокойный вдох носом. При этом живот должен надуться так, как будто набирает в себя воздух. Грудная клетка в этот момент почти не поднимается.
3.Выдох - плавный, спокойный и длительный. Живот при этом сдувается, как будто выпускает воздух.
4.Продолжайте дышать животом. Сделайте несколько повторений.

Упражнение 3 «Дыхание сидя».
Порядок выполнения:
1. Садитесь на стул, кресло или диван. Без опоры спины. Спина должна быть прямой, без прогиба в пояснице и без сутулости в плечах. Расслабьте плечи и лопатки: слегка отведите их назад и опустите вниз.
2. Голову держите прямо, подбородок параллельно полу.
3. Ноги согните под углом 90 градусов и поставьте стопы параллельно друг другу так, чтобы между ними можно было поставить перпендикулярно еще одну стопу.
4. Положите руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.
5. Сделайте резкий выдох (см. упражнение 1).
6. Затем спокойный вдох носом - живот надувается. И выдох — живот сдувается. Повторите несколько раз. Грудная клетка не должна двигаться.

Запомните: короткий бесшумный вдох через нос (рот закрыт), живот надулся. Длинный бесшумный выдох через рот -живот сдувается. Грудная клетка и плечи неподвижны.

Упражнение 4. «Дыхание стоя».
Порядок выполнения:
1.Встаньте прямо. Ноги прямые. Стопы плотно прижаты к полу, расположены параллельно друг другу и расстояние между ними — одна ступня, поставленная перпендикулярно.
2.Спина прямая — без прогиба в пояснице и без сутулости в плечах. Плечи и лопатки опущены и слегка отведены назад.
3.Руки вытянуты вдоль туловища, кисти расслаблены.
4.Голова расположена прямо, подбородок параллельно полу.
5.Положите руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.
6.Сделайте один резкий выдох (см. упражнение 1).
7.Затем сделайте спокойный вдох носом - живот надувается. И выдох через рот — живот сдувается. Сделайте несколько повторений.

Запомните: короткий бесшумный вдох через нос (рот закрыт), живот надулся. Длинный бесшумный выдох через рот -живот сдувается. Грудная клетка и плечи неподвижны.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

Женич M
Аватара
Женич M
Репутация: 140
Лояльность: 97
Сообщения: 500
С нами: 15 лет 8 месяцев
Откуда: г.Москва ЗАО - г.Одинцово

Сообщение #2 Женич » 02.10.2015, 17:30

Иногда смотрю на своих детей и думаю... как же они без дыхательных упражнений разговаривают без запинок???
Могу полком командовать, могу дивизией. Голос позволяет!

markinscor M
markinscor M
Репутация: 247
Лояльность: 724
Сообщения: 322
С нами: 5 лет 3 месяца
Откуда: Казань - Нефтекамск

Сообщение #3 markinscor » 02.10.2015, 17:33

Женич писал(а):Иногда смотрю на своих детей и думаю... как же они без дыхательных упражнений разговаривают без запинок???

Это не избавит вас от заикания, но сделает вашу речь качественной, грамотной и уверенной.

Иногда нужно просто прочитать.

Женич M
Аватара
Женич M
Репутация: 140
Лояльность: 97
Сообщения: 500
С нами: 15 лет 8 месяцев
Откуда: г.Москва ЗАО - г.Одинцово

Сообщение #4 Женич » 02.10.2015, 17:40

Спасибо... прочитал!
Могу полком командовать, могу дивизией. Голос позволяет!

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 105
Лояльность: 60
Сообщения: 92
С нами: 7 лет 5 месяцев
Откуда: Москва

Комплекс артикуляционных упражнений при заикании.

Сообщение #5 yatsan » 06.10.2015, 12:37

Артикуляционные упражнения для нижней челюсти - основная часть работы при заикании поскольку частые судороги артикуляционного аппарата приводят к зажатию нижней челюсти и ограничению её подвижности. Для нормальной речи мышцы, приводящие в движение челюсть, надо расслаблять и научится легко опускать её вниз, для получения открытого звучания голоса.

Статические позы.
1. Удержание нижней челюсти вариант №1. Опустить нижнюю челюсть вниз на расстояние трёх-четырёх пальцев, поставленных на ребро между верхними и нижними зубами. Губы должны быть расслаблены, избегайте натянутого положения губ. Удерживать опущенную челюсть в течение 10 секунд. Затем закрыть рот и отдохнуть 3-5 секунд. Сделать 5 повторений.
2. Удержание нижней челюсти, вариант №2. Открыть рот, выставить нижнюю челюсть вперёд, как можно дальше. Задержать в таком положении на 10 секунд, закрыть рот и отдохнуть 3-5 секунд. Сделать 5 повторов.
Динамические упражнения для нижней челюсти.
Важно:
не допускайте содружественных движений, при выполнении упражнений, например — поворот головы вправо, когда челюсть движется в правую сторону;
следите за тем, чтобы нижняя челюсть не уходила вперед. Она должна находится или под верхними зубами или за ними.

1. .Опустить челюсть вниз, как в варианте №1. Выполнять боковые плавные движения нижней челюстью вправо и влево, в комфортном темпе, в течение 10 секунд. Закрыть рот, отдохнуть 3-5 секунд.
2. Положение челюсти — вариант №1. Представить, что к подбородку подвешен груз, который надо поднять вверх. При этом напрягать подбородок и все мышцы под ним. Выполнить упражнение в комфортном темпе. Затем закрыть рот и отдохнуть 5-7 секунд. Повторить 4 раза.
3. Имитировать жевательные движения с открытым ртом в течение 10 секунд. Отдохнуть 5-7 секунд. Повторить 2 раза.

Упражнения для мышц мягкого нёба.

1. Выполнить имитацию зевка с открытым ртом и восроизведением звука [а]. Повторить 5 раз. Если вы начали зевать непроизвольно, то это также считается выполненным повтором, только прибавляйте звук [а].
2. Имитировать полоскание горла водой с запрокинутой головой. Выполнить один раз в течение 10 секунд.
3. Имитация глотательных движений. Выполнить 3-4 глотательных движения с небольшими паузами между ними. Если трудно выполнять это упражнение, используйте стакан с водой и сделайте 3-4 медленных глотка воды.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 105
Лояльность: 60
Сообщения: 92
С нами: 7 лет 5 месяцев
Откуда: Москва

Как правильно читать текст вслух.

Сообщение #6 yatsan » 14.10.2015, 11:54

Чтение вслух — сложная и организованная работа. Если вы хотите работать над качеством своей речи, никогда не начинайте с чтения вслух сложной художественной или научной литературы и не читайте спонтанно первую попавшуюся под руки книгу.

С чего начать:
1. Начинайте с выбора произведения. Для чтения на первых порах отлично подходят басни Эзопа, рассказы Н.Носова, В.Драгунского, К.Ушинского, М.Пришвина, М.Горького.

2. В самом начале занятий читайте не больше одной страницы за один раз. Можно меньше.

3. Тщательно подготовьтесь к чтению: перепечатайте или скопируйте текст в текстовый редактор и установите крупный шрифт (16 или 18) и большой междустрочный интервал (1,5). 

4. Распечатайте страницу с текстом, который вы будете читать и расставьте ударения в каждом слове. В этом вам может помочь программа расстановки ударений http://morpher.ru/accentizer/

5. Затем расставьте в тексте паузы между словами, связанными по смыслу. 
Например, Котёнок Васька / сидел на полу возле комода / и ловил мух //. И вот Васька увидел / что одна муха / села на шляпу. //
Знак / - короткая пауза между словами внутри предложения. Знак // - длинная пауза между предложениями.
После того, как вы расставили ударения и паузы, можно начинать читать вслух.

6. В начале текста сделайте диафрагмальный вдох через нос и на выдохе начинайте читать. На паузах делаете короткий вдох ртом.

7. Если возникает сильная запинка, не надо пытаться её преодолеть. Необходимо остановиться, резко выдохнуть через рот, так, как будто задуваете свечу и сделать диафрагмальный вдох через нос. Затем снова начать читать на выдохе. (см. упражнения для дыхания "Резкий выдох" и "Дыхание животом").

8. Читайте громко, уверенно, четко. Хорошо проговаривайте гласные звуки, особенно ударные.

9. Слова между паузами читайте слитно — не отрывайте их друг от друга. Делайте остановки только на паузах.

10. Темп чтения должен быть комфортным, умеренным. Не надо специально сильно замедлять речь. Это может отвлечь вас от содержания рассказа.

11. Читать лучше всего в одиночестве и в вечернее время.

12. Хорошо, если вы будете читать под негромкую классическую музыку. Например, В.А.Моцарт Концерт №21 для фортепиано с оркестром или Э.Григ «Утреннее настроение». Это придаст вашей речи плавность, слитность и эмоциональность.

13. Начните с ежедневного чтения по одной странице. Затем увеличивайте и усложняйте содержание текстов до 1,5-2 страниц в день.

Образец текста для чтения в формате Open Office https://www.dropbox.com/s/bsgm900w8dpcfm4/Орёл и лисица.odt?dl=0
в формате Windows https://www.dropbox.com/s/u2j2s6vo7rpwww7/Орёл и лисица.doc?dl=0
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 105
Лояльность: 60
Сообщения: 92
С нами: 7 лет 5 месяцев
Откуда: Москва

Упражнения для голоса.

Сообщение #7 yatsan » 30.10.2015, 10:48

Рекомендации.
1. Выполняйте упражнения для голоса сразу после дыхательной и артикуляционной гимнастики.
2. Звуки произносите на диафрагмальном дыхании.
3. Каждый звук произносите чётко и громко, с хорошей артикуляцией.
4. Старайтесь воспроизводить звуки низким голосом так, чтобы чувствовалась вибрация в груди.
Примечания:
- хорошая артикуляция гласных звуков (лабиализация) — это когда вы произносите звуки и совершаете движения губ в полном объёме. Например, звук «а» - нижняя челюсть опущена вниз, губы не натянуты, расслаблены. Получается полное, открытое звучание. Если рот немного прикрыть или сильно напрячь губы, то звук приглушается.
- первый вдох вы делаете всегда через нос. Например, вдох носом, живот надулся, на выдохе произносите звук «а», живот сдувается. Затем вдыхаете ртом, живот надулся и на выдохе произносите звук «о», вдох ртом и на выдохе звук «у».
- звук всегда должен идти из груди, из так называемого грудного резонатора. Если положить руку на верхнюю часть грудной клетки, то можно почувствовать вибрацию во время длительного произнесения гласных звуков.

Упражнение 1. Произнесение звуков (фонем) шепотом. Это упражнение необходимо для того, чтобы соединить диафрагмальное дыхание с фонацией. Порядок выполнения: 1. Диафрагмальный вдох через нос (живот надувается), выдох через рот и одновременно шепотом произнести звук «а» - живот сдувается.
2. Вдох через нос и на выдохе произносите звук «о» - губы округлены.
3. Вдох через нос и на выдохе произносите звук «у» - губы вытянуты вперёд, без напряжения.
4. Вдох через нос и на выдохе произносите звук «ы» - губы слегка растянуты в улыбке, без напряжения.

Упражнение 2. Произнесение фонем с голосом. Соединение диафрагмального дыхания с голосом. Порядок выполнения:
1. Диафрагмальный вдох через нос (живот надувается), выдох через рот и одновременно громко произнести звук «а» - живот сдувается. Внимательно: звук «а» произносить громко, но не кричать. Челюсть при этом опускается вниз (3-4 пальца, поставленных на ребро), губы не напряжены.
2. Вдох через нос и на выдохе громко произносите звук «о» - губы округлены.
3. Вдох через нос и на выдохе произносите звук «у» - губы вытянуты вперёд, без напряжения.
4. Вдох через нос и на выдохе произносите звук «ы» - губы слегка растянуты в улыбке, без напряжения.

Упражнение 3. Произнесение сочетания фонем. Это упражнение необходимо для того, чтобы соединить дыхание с произнесением нескольких звуков и удлинения речевого выдоха.
Перед тем, как сказать первое сочетание звуков, делаете вдох носом, перед следующими сочетаниями звуков делаете добор воздуха ртом — быстрый, лёгкий вдох, без паузы. Знак / означает короткую паузу для добора воздуха через рот. Знак // означает длинную паузу.
АЭ/ АЭАЭ/ АЭАЭАЭ/ АЭАЭАЭАЭ/ АЭАЭАЭАЭАЭ//
АЭО/ АЭОАЭО/ АЭОАЭОАЭО/ АЭОАЭОАЭОАЭО/ АЭОАЭОАЭОАЭОАЭО//
ОЫ/ ОЫОЫ/ ОЫОЫОЫ/ ОЫОЫОЫОЫ/ ОЫОЫОЫОЫОЫ//
ОЫУ/ ОЫУОЫУ/ ОЫУОЫУОЫУ/ ОЫУОЫУОЫУОЫУ//
АОУЫ/ АОУЫАОУЫ/ АОУЫАОУЫАОУЫ/ АОУЫАОУЫАОУЫАОУЫ//

Подборка упражнений при коррекции заикания. Шамардина Анастасия - логопед-дефектолог.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 105
Лояльность: 60
Сообщения: 92
С нами: 7 лет 5 месяцев
Откуда: Москва

Сообщение #8 yatsan » 03.02.2016, 15:14

Приёмы самомассажа при заикании.

Массаж выполняется для снятия напряжения мышц лица и артикуляционного аппарата. Проводится 2-3 раза в неделю, в вечернее время.

Рекомендации:
1.Положение тела при массаже: лёжа на спине, голова располагается на небольшом возвышении; сидя в кресле с высоким изголовьем, под шею можно положить валик из полотенца.
2.Каждое массажное движение повторяется 5 раз. Движения должны быть плавными, медленными.
3.Продолжительность массажа в один приём не должна превышать 5-7 минут.
4.Массаж не проводится при респираторных заболеваниях и высокой температуре.

Расслабление мышц шеи.
Положение тела: сидя с прямой спиной без опоры головы. Голова опущена вниз. Сделать диафрагмальный вдох и одновременно поднять голову. Сделать выдох через рот и опустить голову вниз. Повторить 5 раз. Затем сделать вдох и одновременно положить голову на опору.

Расслабление мышц лица.
Массажные движения осуществляются третьим, четвёртым и пятым пальцами каждой руки. Прилагаемые усилия не должны вызывать смещение кожи.
Подготовительные массажные движения:
1. Встречные движения от висков к середине лба.
2. От бровей к началу волосистой части головы.
3. Встречные движения от козелка к спинке носа.
4. Движения вниз от висков к подбородку.
5. Движения от уголков рта к козелкам.
6. От средней части подбородка к мочкам ушей.

Массаж мышц лица. Осуществляются лёгкие круговые движения третьим и четвертым пальцами каждой руки. Каждое движение повторяется 5 раз.
1. Круговые движения по надбровным дугам. Направление движения от начала брови к виску.
2. Круговые движения на височных костях. Движения направлены к волосистой части головы.
3. Круговые движения на скуловых костях. Движения направлены к козелкам.
4. Круговые движения в носогубных складках. Направление движения к крыльям носа.
5. Круговые движения по углам нижней челюсти. Под нижней губой осуществляются движения к подбородку.

Массаж языка.
При заикании непосредственное воздействие на тело языка, может способствовать увеличению тонуса мышц. Поэтому производится опосредованный массаж скелетных мышц языка.
Массаж выполняется большими пальцами каждой руки. Остальные пальцы фиксируются на скуловых костях.
Осуществляются круговые движения в подбородочной впадине. Сделать 5 массажных движений.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 105
Лояльность: 60
Сообщения: 92
С нами: 7 лет 5 месяцев
Откуда: Москва

Приложение DAF Professional.

Сообщение #9 yatsan » 23.09.2016, 10:27

Приложение DAF Professional. Для Android, iOS. Приложение платное.
Статью составила Шамардина Анастасия - логопед-дефектолог
DAF – воспроизведение звука собственного голоса с отставанием в несколько миллисекунд. Так называемая отсроченная слуховая обратная связь. Это приложение подходит для занятий по коррекции плавности речи людям с заиканием или с ускоренным темпом речи.
Приложение DAF способствует замедлению темпа речи и снижению количества запинок. Сами разработчики утверждают, что программа эффективно работает в 30% случаев её использования людьми с заиканием.
Как правильно настроить приложение.
1. Наденьте наушники, откройте приложение. Нажмите кнопку Start и начните читать текст. Слушайте звук собственного голоса в наушниках. В начале работы лучше одно ухо оставлять открытым.

2. Отрегулируйте обратную связь с помощью слайдера Delay. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что самая оптимальная задержка — 300 мс. По-другому это приложение редко помогает замедлить речь и может спровоцировать запинки даже у людей без заикания.

3. С помощью слайдера Pitch настройте оптимальную высоту голоса. В большинстве случаев, значение -5 способствует формированию правильного тембра голоса. Старайтесь подстроиться под это звучание.

4. Слайдер Volume – громкость — можно смело установить на максимальное значение, если вы занимаетесь днём. Ночью или в вечернее время, громкость лучше отрегулировать так, чтобы звучание собственного голоса не вызывало сильный дискомфорт.

Все настройки автоматически сохраняются, даже в том случае, если вы закрываете приложение или перезагружаете устройство.
Вы можете записать 20 секунд своей речи с помощью этого приложения. Чтобы начать запись, нажмите Start, а затем значок микрофона. Прочтите несколько предложений и остановите запись — значок с красным квадратом. Чтобы прослушать свою речь, нужно нажать на зелёный треугольник. Внимание: кнопка Stop – удаляет запись.

Обязательно делайте аудиозаписи. Это поможет вам слышать свои ошибки и более точно корректировать настройки и свою речь.
Заниматься с этим приложением можно 2 раза в неделю по 10-15 минут.
Текст для чтения выбирайте короткий и простой. В нём обязательно нужно расставить паузы — разделить 2-3 слова с помощью значка слеш /. Так читать вслух будет проще.

6 советов по общению с заикающимися людьми.
Заикание/ может показаться/ несущественной проблемой,/ которую можно решить/ с помощью простых советов.// Но для многих взрослых/ это серьезное хроническое расстройство.// Вот несколько рекомендаций слушателю,/ которые могут помочь/ общаться/ с заикающимся человеком:/
1. Не делайте/ таких замечаний, как:/ "Помедленнее...",/ "Вдохни...",/ "Расслабься...".//
Такие упрощенные рекомендации/ бесполезны/ и могут быть унизительными.//
2. Пусть человек понимает,/ что вы слушаете то,/ что он или она говорит,/ а не то, как они это произносят.//
3. Поддерживайте зрительный контакт/ и разумеется/ терпеливо ждите,/ пока собеседник/ закончит фразу.//
4. У вас/ может возникнуть соблазн/ закончить предложение/ или слово.// Не пытайтесь это делать.//
5. Помните,/ заикающимся людям/ часто бывает сложно/ контролировать свою речь/ при телефонном разговоре.// Пожалуйста,/ будьте терпеливы/ в подобной ситуации.// Если вы ответили на звонок/ и ничего не слышите,/ то, прежде чем повесить трубку,/ убедитесь,/ что собеседник/ - не заикающийся человек,/ который пытается начать беседу.//
6. Говорите медленно,/ но не настолько,/ чтобы звучать неестественно.// Это способствует/ хорошему общению/ со всеми людьми.//
Изображение
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

Галюня
Галюня
Репутация: 0
Лояльность: 0
Сообщения: 3
С нами: 3 года

Сообщение #10 Галюня » 06.11.2016, 09:35

Вот вы описали точь в точь что логопед нам пытался поставить в центре "Синеглазка" - бесполезное дело - пока дочь думает об упражнениях а не о речи - нормально, а как только забыла заикание снова как было. Мы только что не пробовали и фенибут проклятый пили и комплекс с кортексином, и учили стихи на распев - бесполезно. Я не могу сказать, что наш логопед плохой, она поставила четыре звука Насте, но заиканию ничем не помогла, так потом и сказала сама - не могу, традиционная логопедия бесполезна. Только психотерапия или логопсихотерапия.ИМХО

Nick
Nick
Репутация: 701
Лояльность: 681
Сообщения: 3978
С нами: 9 лет 10 месяцев

Сообщение #11 Nick » 06.11.2016, 11:14

Галюня писал(а):Я не могу сказать, что наш логопед плохой, она поставила четыре звука Насте, но заиканию ничем не помогла, так потом и сказала сама - не могу, традиционная логопедия бесполезна.
yatsan писал(а):Лекарства от заикания нет, но есть способ управлять им - регулярные и разнообразные речевые нагрузки.


Сказал бы так: универсального лекарства от заикания нет, но есть реальные люди, избавившиеся от него.
То есть лекарство (средство) здесь представляет собой, образно выражаясь, "штучный товар" :?

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 105
Лояльность: 60
Сообщения: 92
С нами: 7 лет 5 месяцев
Откуда: Москва

Сообщение #12 yatsan » 06.11.2016, 15:24

Спасибо внимание к моей теме.
Попробую ответить на ваш комментарий по порядку.

Галюня писал(а):Вот вы описали точь в точь что логопед нам пытался поставить в центре "Синеглазка"

Точь в точь это не может быть нигде использовано, поскольку это мои личные наработки, все упражнения я разрабатываю самостоятельно, опираясь на современные научные представления о коррекции заикания.

Галюня писал(а):традиционная логопедия бесполезна
К сожалению, сегодня идёт очень активная пропаганда неэффективности логопедической работы при заикании. Мой многолетний опыт работы (8 лет) с заикающимися подростками и взрослыми показывает обратное: логопедическая коррекция не избавляет от заикания, но она может настолько повысить уровень развитости речи, что запинки значительно нивелируются, человек может с ними справляться. Просто необходимо накопление положительного опыта речевого общения. При этом не нужно говорить на специальном ритме или речевой технике.

Галюня писал(а):Только психотерапия или логопсихотерапия.
Каждый случай заикания - индивидуальный и уникальный. Я работаю с людьми, которые предпочитают только логопедическую работу и с людьми, которые совмещают занятия с логопедом и с психологом, психотерапевтом. Индивидуальный подход важен в каждом случае.
Nick писал(а):Сказал бы так: универсального лекарства от заикания нет, но есть реальные люди, избавившиеся от него.

Мне жаль, что ваш логопед сказал, что она не может справиться с проблемой. Она бы поверила в свои силы, будь у неё возможность испробовать различные методы логопедической коррекции. К сожалению среди специалистов нашего окружения не принято делиться секретами своей работы. Каждый Центр печётся о неразглашении собственного метода. Это неправильно, на мой взгляд. Обязательно нужно обмениваться опытом друг с другом и с людьми, которые заикаются, потому что не всё так фатально - заикание очень чувствительно к коррекции в детском возрасте и даже во взрослом можно добиться отличных результатов.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

Nick
Nick
Репутация: 701
Лояльность: 681
Сообщения: 3978
С нами: 9 лет 10 месяцев

Сообщение #13 Nick » 07.11.2016, 09:44

yatsan, так Вы согласны с этим? :arrow:
универсального лекарства от заикания нет, но есть реальные люди, избавившиеся от него.
То есть лекарство (средство) здесь представляет собой, образно выражаясь, "штучный товар"


:arrow: :?

Добавлено спустя 6 часов 56 минут:
Кстати, yatsan, а можно об этом немного рассказать? :arrow:
yatsan писал(а):Просто необходимо накопление положительного опыта речевого общения. При этом не нужно говорить на специальном ритме или речевой технике.

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 105
Лояльность: 60
Сообщения: 92
С нами: 7 лет 5 месяцев
Откуда: Москва

Сообщение #14 yatsan » 08.11.2016, 11:58

Nick, спасибо за вопросы!
Извиняюсь, что отвечаю не сразу )

По поводу универсального лекарства от заикания. Моё мнение, что таким является регулярная и систематическая работа над собой. Только она должна быть очень индивидуальной и содержать методы, которые лучше всего подходят в конкретном случае.

Основными методами работы по коррекции заикания я считаю: логопедические упражнения, психологические консультации и психотерапевтические мероприятия. Эти методы помогут сделать прочную основу для формирования речевой уверенности и повышения положительного речевого опыта.
Это как базовые упражнения со свободными весами в тяжелой атлетике (становая тяга, приседания и т.д.), которые являются фундаментом физической подготовленности.

Положительный речевой опыт - те моменты, когда человеку нравится его речь, когда процесс воспроизведения речи приносит удовольствие: нравится звук собственного голоса, расслабленность в теле, плавность речи и т.п.

Техника речи - важная составляющая логопедической работы, но она не должна быть самоцелью. Нельзя всегда говорить на послоговом ритме или с помощью специальных приёмов. Это физически и психологически невозможно. Техника речи не должна выходить за пределы логопедического кабинета, как и выпады со штангой на плечах не должны стать средством передвижения по улице.
Техника речи - одно из средств формирования положительного речевого опыта, средство укрепления речевой системы.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

Nick
Nick
Репутация: 701
Лояльность: 681
Сообщения: 3978
С нами: 9 лет 10 месяцев

Сообщение #15 Nick » 08.11.2016, 14:56

yatsan, спасибо!

yatsan писал(а):По поводу универсального лекарства от заикания. Моё мнение, что таким является регулярная и систематическая работа над собой. Только она должна быть очень индивидуальной и содержать методы, которые лучше всего подходят в конкретном случае.

Да. То есть всё равно получается, что в определённом смысле :wink:
...средство здесь представляет собой, образно выражаясь, "штучный товар".


А "работу над собой", на мой взгляд, нужно понимать тут в широком смысле. Скажем, иногда просто перемена обстановки (например, поездка в другой город, на море или куда-то ещё) может являться частью такой работы и при соответствующем настрое способна многое дать.


yatsan писал(а):Техника речи не должна выходить за пределы логопедического кабинета
Вот )
Очень ценное "нетрадиционное" высказывание специалиста :!:

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 105
Лояльность: 60
Сообщения: 92
С нами: 7 лет 5 месяцев
Откуда: Москва

Как подготовиться к выступлению перед аудиторией

Сообщение #16 yatsan » 09.11.2016, 10:32

Изображение

Выступление перед группой людей — сложная речевая задача, с которой непросто справиться любому человеку.

Джон Харрисон в своей книге «Переосмысление заикания» даёт подробные инструкции по преодолению страха публичных выступлений для людей с заиканием. Вот некоторые рекомендации:

Говорить надо громко и чётко. Многие из нас с трудом привыкают к тому, что они оказываются "над" аудиторией... говоря придушенным голосом, мы как бы восстанавливаем свой статус-кво... никто не сможет нас обвинить в том, что мы пользуемся своим положением. Сделайте ваши разговоры громче и живее, когда выступаете перед аудиторией, сознательно говорите громко. Повышение тона - значит, что человек обращается по делу.

Учимся паузам. Мы ненавидим паузы, так как для нас они ассоциируются с недостатком беглости. Каждая полусекундная пауза в речи ощущается как вечность. Мы пытаемся до предела наполнить каждый момент словами. Единственный способ почувствовать себя комфортно, делая паузы, это опробовать их. Они должны быть длииииииииииииными. Между 3 и 6 секундами, и даже больше.

Смотрите в глаза. Избегание контакта - способ отстраниться от участия в ситуации. Многие из нас боятся чувств. Мы склоняемся к сверхконтролю. Мы видим контакт глазами, как нечто, что заставляет нас отбросить часть контроля в пользу эмоций. Позволяйте своим глазам свободно перемещаться по слушателям. Говорите для одного человека 3-4 секунды. Потом разрешайте себе взглянуть на другого. Если поднимаются какие-либо эмоции - не блокируйте их.

Рекомендации Дж.Харрисона очень ценные и действенные, в своей работе я всегда говорю о значении голоса, зрительного контакта и важности паузирования речи.

Предлагаю вам практические советы по подготовке к выступлениям перед аудиторией:

1. Подготовку нужно начать за два-три дня до планируемой даты выступления.

2. Старайтесь выделить время для специальных упражнений: 10-15 минут вечером или утром. Выполняйте
полный комплекс дыхательных, артикуляционных и голосовых упражнений.

3. Подготовьте текст в текстовом редакторе или напишите его от руки.

4. Делайте большие междустрочные интервалы. Выберите для печати крупный шрифт или пишите большими буквами.

5. Расставьте в тексте ударения на каждом слове. Можно проговаривать слова в вполголоса.

6. Расставьте в тексте паузы с помощью значка «/» для короткой паузы и «//» для длинной паузы. Разделяйте паузами три-четыре слова в предложении, связанных между собой по смыслу.

7. Прочитайте подготовленный текст вслух. Старайтесь добиться уверенного звучания голоса. Можно читать на пословном ритме — выделять каждое слово движением руки.

8. Во время работы с текстом, очень полезно включать «Белый шум». Для этого можно использовать специальное приложение для устройств Android «White Noise», в котором есть большое количество разнообразных фоновых шумов: от белого шума, до мурчания котиков.

Образец текста для выступления перед аудиторией, вы можете увидеть ниже.

Дайте шанс своему́ лу́чшему Я (отры́вок из кни́ги Д.Трампа «Ду́май как чемпио́н»)

Достиже́ние — э́то обяза́тельство, кото́рое призыва́ет к ещё бо́льшим достиже́ниям.
Альбе́рт Камю


Достиже́ние/ — не верши́на.// Достиже́ние — э́то нача́ло.// Челове́к достиже́ний/ постоя́нно дви́жется вперёд;// он предви́дит сле́дующую зада́чу/ и неме́дленно ста́вит пе́ред собо́й но́вую цель.// Э́тот энтузиа́зм нельзя́ сыгра́ть/ — он ли́бо есть,/ ли́бо его́ нет.// Челове́к де́йствия/ берётся за реше́ние зада́чи, и очередна́я цель стано́вится объе́ктом его́ размышле́ний.// У него́ есть обяза́тельство/ пе́ред сами́м собо́й/ - стать лу́чше.//

Ваш ма́ксимум,/ ва́ше лу́чшее я/ стои́т в оппози́ции к зо́не комфо́рта.// Рост — при́знак жи́зни,/ и при́знаки ро́ста должны́ быть заме́тны.//

На́ше лу́чшее я/ ча́сто ведёт нас/ непроторенными путя́ми.// Никто́ не хо́чет прожи́ть жизнь/, протопта́вшись на одно́м ме́сте.// Э́то бессмы́сленно и ску́чно.// Иногда́ мы де́лаем что́-то/ то́лько для того́,/ что́бы набра́ться о́пыта/ и запасти́сь си́лами,/ э́то необходи́мая подгото́вка к чему́-то бо́льшему.// По́мните,/ всегда́ мо́жно быть/ на поро́ге чего́-то бо́льшего — э́то путь к ва́шему я.// И хоро́ший спо́соб/ избега́ть мы́слей о невезе́нии.//

Не всегда́ цель поддаётся/ чёткому определе́нию.// Иногда́/ э́то про́сто предчу́вствие чего́-то ва́жного,/ что челове́к гото́в приня́ть.// Э́то не зна́чит,/ что ну́жно сиде́ть в кре́сле и ждать,/ пока́ что-нибу́дь произойдёт;/ о́чень ча́сто переме́ны происхо́дят,/ когда́ занима́ешься други́ми дела́ми.// Трудолю́бие — магни́т для но́вых иде́й,/ а пасси́вность и пра́здность притя́гивают одни́ неприя́тности.//

Страх де́йствия/ — оди́н из сильне́йших стра́хов челове́ка.// Он нере́дко сопровожда́ется/ беспричи́нным ощуще́нием поте́ри,/ причи́ной кото́рого мо́жно счита́ть/ то́лько предположе́ние возмо́жности не доби́ться жела́емого.// Вероя́тность неуда́чи существу́ет всегда́,/ но вероя́тность успе́ха в слу́чае,/ е́сли вы пыта́етесь чего́-то доби́ться, всё равно́ вы́ше, чем тогда́, когда́ вы безде́йствуете.//

Литература:
1.Дж.Харрисон "Переосмысление заикания" . - СПб.,2015
2.Д.Трамп "Думай как чемпион". - М., 2011

Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

Nick
Nick
Репутация: 701
Лояльность: 681
Сообщения: 3978
С нами: 9 лет 10 месяцев

Сообщение #17 Nick » 09.11.2016, 14:31

Литература:
...
2. Д.Трамп "Думай как чемпион". - М., 2011

Причём этот автор - не кто иной как Дональд Трамп, который стал (станет) президентом США :?



:arrow: "Эксцентричный миллиардер, сначала воспринимавшийся как политический аутсайдер, смог опередить в президентской гонке свою соперницу от Демократической партии США экс-госсекретаря Хиллари Клинтон".

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 105
Лояльность: 60
Сообщения: 92
С нами: 7 лет 5 месяцев
Откуда: Москва

Приложение VoiceAnalist

Сообщение #18 yatsan » 24.11.2016, 10:51

Voice Analyst — Анализатор голоса.
Изображение
Приложение платное, работает на устройствах iOS и Android. Используется в работе по коррекции заикания, расстройств голосообразования и при постановке голоса.

Разработчики рекомендуют обратиться к логопеду, чтобы понять, как работать с приложением Анализатор голоса. Это связано с тем, что не каждый человек имеет представление о правильном голосоведении, о резонирующих полостях, позволяющих сделать голос объёмным и сильным.

Анализатор голоса позволяет видеть и контролировать подачу и объём собственного голоса. Интерфейс представлен двумя графиками, которые показывают звуковую волну, соответствующую частоте голоса в Гц/с и его силе в Дб/с.

Пиктограммы:
«Микрофон» - начало записи.
«Квадрат» - пауза.
«Треугольник» - воспроизведение.
«График» - показывает минимальные и максимальные значения частоты и силы голоса в каждой аудиозаписи.
«Папка» - сохранение и прослушивание записей голоса.


Как правильно работать с приложением.
1. Чтобы звучание голоса было полным и объёмным необходимо подготовиться. Для начала, выполните дыхательные упражнения в такой последовательности: несколько диафрагмальных вдохов и выдохов, затем произнесите звуки «а», «о», «у», «и» на выдохе шепотом. Это поможет расслабиться и подготовит голос к работе.

2. Выполните специальные голосовые упражнения с сочетаниями гласных звуков.
Перед тем, как произнести первое сочетание звуков, сделайте вдох носом, перед следующими сочетаниями звуков делаете добор воздуха ртом — быстрый, лёгкий вдох, без паузы. Знак / означает короткую паузу для добора воздуха через рот. Знак // означает длинную паузу.
АЭ/ АЭАЭ/ АЭАЭАЭ/ АЭАЭАЭАЭ/ АЭАЭАЭАЭАЭ//
АЭО/ АЭОАЭО/ АЭОАЭОАЭО/ АЭОАЭОАЭОАЭО/ АЭОАЭОАЭОАЭОАЭО//
ОЫ/ ОЫОЫ/ ОЫОЫОЫ/ ОЫОЫОЫОЫ/ ОЫОЫОЫОЫОЫ//
ОЫУ/ ОЫУОЫУ/ ОЫУОЫУОЫУ/ ОЫУОЫУОЫУОЫУ//
АОУЫ/ АОУЫАОУЫ/ АОУЫАОУЫАОУЫ/ АОУЫАОУЫАОУЫАОУЫ//

3. Запустите приложение «Анализатор голоса». Нажмите значок «Микрофон» и начинайте читать вслух слова с ударениями на гласные звуки в начале слова. Для каждого звука сделайте отдельную запись.

Звук А.
БАСКА ВАКУУМ ГАЛСТУК/ ДАЙДЖЕСТ ЖАЛОСТЬ ЗАГОВОР/ КАМЕНЬ ЛАМПА НАГЛУХО/ ПАИНЬКА РАДИЙ САЙДИНГ/ ТАБЕЛЬ ФАКТОР ХАНСКИЙ/ ЦАПНУТЬ ЧАКРА ШАГОВЫЙ//

Звук О.
БОУЛИНГ ВОРОТ ГОНКА/ ДОМИК ЖОСТОВСКИЙ ЗОЛОТО/ КОБРА ЛОЖКА МОРЕ/ НОВОСТЬ ПОЛКА РОСКОШЬ/ СОВУШКА ТОПОЛЬ ФОРМА/ ХОЛОД ЦОКОЛЬ ШОКЕР//

Звук Э.
ЭМУ ЭЙДОС ЭВРИКА/ БЕТА ДЕЛЬТА ЖЕРТВА/ ЗЕТОВЫЙ КЭМПО МЭРИЯ/ НЭПМАН РЕЙТЕР ТЕНТ/ ФЭНТЕЗИ ЦЕННОСТЬ ШЕСТВИЕ//

Звук И.
ИБИС ИГРЕК ИЗБРАННЫЙ/ БИЗНЕС ВИДЕО ГИБЕЛЬНЫЙ/ ДИКТОР ЗИМНИЙ КИНЗА/ ЛИМФА МИСКА НИКЕЛЬ/ ПИРШЕСТВО РИФМА СИНИЙ/ ТИТУЛ ФИБРЫ ХИМИЯ//

4. Во время чтения на графиках будут отображаться звуковые волны, соответствующие частоте звука (синий цвет) и его силе (красный цвет). Старайтесь не обращать на графики внимание и не подстрайтесь под них, пока читаете текст. Анализируйте звучание своего голоса только в записи.

5. После того, как вы прочитаете слова с одним звуком, остановите запись - «Квардрат» и прослушайте её - «Треугольник».
6. Сила(громкость) вашего голоса на записи должна быть в пределах от 70Дб до 85 Дб. Частота голоса на ударном слоге не должна подниматься выше 300 Гц.
Другими словами, в тот момент, когда вы произносите слово «БАСКА», голос должен звучать настолько низко, насколько вы можете. Даже при произнесении слов со звуком И. Чтобы добиться такого эффекта, произносите слова так, как будто вы зеваете.
Рассмотрим для примера скриншот графика звуковой волны моего голоса при прочтении слов со звуком Э. Самая низкая частота голоса на этой записи — 189 Гц, а громкость — 84 Дб.

Голосовые упражнения необходимо делать 1-2 раза в неделю. Помните об объёмном и низком звучании голоса и старайтесь сделать так, чтобы вам было приятно слышать звук собственного голоса.
Друзья, я делаю обзор приложений, которые помогут заниматься коррекцией речи самостоятельно и могу с уверенностью сказать, что такие приложения, при правильном обращении с ними, способны заменить логопеда. Все обозреваемые приложения я активно использую в своей работе.

Автор статьи, составитель упражнений Шамардина Анастасия - логопед-заиколог.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 105
Лояльность: 60
Сообщения: 92
С нами: 7 лет 5 месяцев
Откуда: Москва

Современные методы логопедической коррекции заикания.

Сообщение #19 yatsan » 11.04.2017, 10:55

Заикание у взрослых в современной логопедической науке и практике считается хроническим речевым расстройством. Заикание — нарушение, в котором сочетаются речевые, двигательные и психологические особенности.

Нарушения речи — главный компонент в структуре заикания. Они обусловлены судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Ритмическая организация речи при заикании:
Повторение или пролонгация звуков, слогов или слов.
Неестественные паузы между словами или внутри слова.
Нарушение ритмичного и плавного течения речи.

Особенности устного высказывания:
Нарушение произвольности устного высказывания.
Снижение адаптационных возможностей речи в стрессовой ситуации.
Нарушение или полная утрата структурного единства реплик в диалоге.
Нарушение развёрнутости и логической последовательности изложения сообщения в монологической речи.
Снижение коммуникативных качеств речи: краткость, выразительность, понятность.
При заикании формируются особенности двигательной сферы:
Напряженность мышц, которая проявляется в виде неподвижности, скованности пояса верхних конечностей, груди, шеи, лица в момент выраженных речевых затруднений.
Наличие вспомогательных движений, уловок, которые появляются у заикающихся сознательно с целью замаскировать или облегчить возникающие речевые трудности. Уловки наблюдаются в общей моторике рук, ног, корпуса, головы и др.
Психологические особенности:

Избегание сложных речевых ситуаций.
Страх речи, который способствует усилению запинок.
Опасения невозможности реализации речевой функции, тревожное ожидание неудачи в коммуникации.

Методы коррекции заикания
Современные методы логопедической коррекции заикания способны значительно снизить степень и частоту проявления запинок у взрослого человека в повседневной жизни. При этом речь сохраняет своё естественное звучание. Направления работы:

1. Развитие языковой способности — построение устного высказывания, которое обладает следующими свойствами: фонетическая точность, грамотность, полнота активного словарного запаса.

2. Повышение уровня коммуникативных качеств речи — чистота, логичность, доступность речи и др.

3. Повышение уровня речевой компетенции — свободное практическое владение речью, умение говорить плавно и бегло, как в динамичном диалоге, так и в монологической речи.

4. Развитие эмоционально-экспрессивной окраски речи — интонационная выразительность, полнота звучания голоса.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 105
Лояльность: 60
Сообщения: 92
С нами: 7 лет 5 месяцев
Откуда: Москва

Невербальный стимульный материал на логопедических занятиях по коррекции заикания.

Сообщение #20 yatsan » 03.08.2017, 10:41

Друзья!
Очень извиняюсь за долгое отсутствие публикаций - очень много работы и мало времени остаётся на то, чтобы дополнить свои темы.
В своей работе с речью я часто использую некоторые психологические методики и считаю, что это очень полезно.
Прочитайте, пожалуйста, эту статью.

Невербальный стимульный материал на логопедических занятиях по коррекции заикания.
Современная теория и практика коррекции заикания у взрослых рассматривает это явление как системную проблему, в которой речевое нарушение сочетается с психолингвистическими, социально-психологическими и двигательными особенностями.

Процесс индивидуальной логопедической работы с подростками и взрослыми, имеющими заикание, предполагает решение задач коррекции речевых нарушений и других психофизиологических и психологических аспектов, которые негативно сказываются на речевой деятельности клиента.

Объединить решение коррекционных задач помогает использование упражнений с невербальным стимульным материалом: фигуры Тейлора и Рея-Остеррица, рисунки Херлуфа Бидструпа, карточки теста Тематической апперцепции, стимульный материал теста Розенцвейга.

Главный принцип подбора невербального материала - отсутствие директивности, чётких рамок, правил.

В практической деятельности использование невербальных стимулов позволяет решать следующие задачи:
1. Помогает наладить эмоциональный контакт с клиентом.
2. Снижает ситуативную тревожность, связанную с необходимостью вести диалог.
3. Способствует накоплению позитивного опыта реализации речевой функции.
4. Ограничение вербальных стимулов снижает речевой контроль и общее мышечное напряжение в теле.

Тест тематической апперцепции.
Представляет собой набор чёрно-белых фотографических карточек. Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображённой на каждой картинке ситуации. Клиенту предлагается рассказать историю, опираясь на сюжет картины. Можно предложить план рассказа: «Что за ситуация на картинке, что происходит с людьми, есть ли у них какие-нибудь переживания, чувства или эмоции. Что думают люди, изображённые на картинке, их рассуждения, воспоминания, мысли и решения». Допускается проговаривание деталей изображения: предметы одежды, мебели и т. п.

Изображение

Тест фрустрационных реакций Розенцвейга.
Материал теста представляет собой набор из 24 рисунков, на которых изображены персонажи в качестве объекта обвинений, или в ситуации прямого способа фрустрации — обескураживание, препятствие, сбивания с толку. Клиенту предлагается дать ответ на слова одного из персонажей картинки. Ответ должен быть простым: ограниченным по длине и содержанию.
Изображение
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.


Вернуться в «Методики лечения заикания»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 7 гостей