Вопросы Православия

Описание: Разговоры на отвлечённые темы.
Модератор: Inkognito

Anastasiya
Аватара
Anastasiya
Репутация: 140
Лояльность: 106
Сообщения: 504
С нами: 11 лет 3 месяца
Откуда: Воронежская область

О тактике и стратегии информационной войны за Церковь.

Сообщение #12101 Anastasiya » 03.02.2014, 12:37

Иеромонах Макарий (Маркиш).
Что касается священников на дорогущих иномарках, то я помню, как много лет назад где-то на Дальнем Востоке правящий архиерей приказал всем священнослужителям продать иномарки (у кого они были) и приобрести отечественные машины. Жестко, авторитарно, но, на мой взгляд, правильно...
Тема информационной войны и антицерковной кампании стала одной из центральный в докладе Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.Об информационной ситуации, задачах и формах православной журналистики, миссионерства, и дорогих иномарках у священников в интервью Правмиру рассказал руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).

— Отец Макарий, замечали ли вы в последние месяцы рост антицерковных настроений?
— Можно ограничиться коротким ответом: не замечаю. Но в таком ответе не будет даже попытки проанализировать ситуацию, понять, что же на самом деле происходит во взаимоотношениях общества и Церкви. Многие сейчас говорят о противостоянии, что, на мой взгляд, неверно.

Противостояние бывает между двумя группами, а наше общество по отношению к Церкви состоит не из двух, а из трех различных групп:

— тех, с кем у нас есть достаточное взаимопонимание;

— тех, с кем взаимопонимания нет и не предвидится (помните, Герцен в «Былом и думах» цитирует Белинского: «Что бы вы ни сказали, я все равно с вами не соглашусь»);

— тех, кто способен к взаимопониманию, но не достиг его в силу тех или иных причин, объективных и субъективных.
Спойлер
Эта последняя группа, бесспорно, составляет подавляющее большинство нашего народа. О ней наша боль, ради нее мы и трудимся на общественном поприще.
Ругань в адрес Церкви и курение

Церковь врата ада не одолеют, что еще раз показала история России в прошлом веке. Тем более не может ей навредить небольшая группа невежественных хулиганов, публикующих что-то в интернете в стиле желтой прессы. Но, безусловно, эти публикации вносят смуту в сознание людей из самой многочисленной, нейтральной, группы.

Когда человек, далекий от Церкви, весь день смотрит телевизор, слушает радио, сидит на интернет-форумах, и в течение года отовсюду несется ругань в адрес Церкви, он волей-неволей воспринимает эту информацию, и она отравляет ему душу. Плоды такого воздействия можно сравнить с последствиями курения.

Если молодой человек или девушка начинает курить, не значит, что завтра у них обнаружится рак легких, а послезавтра их вынесут ногами вперед. Но через два-три года у них неизбежно снизится выносливость, нарушится дыхание, а девушка еще и столкнется с большими медицинскими проблемами, когда забеременеет. Я уж не говорю о здоровье ребенка, рожденного курящей женщиной.

Любой врач вам скажет, какой страшный вред наносит здоровью курение, но мы — не врачи, не сталкиваемся ежедневно с этим — на остановке или в кафе дым коромыслом, а люди замертво не падают. Так и с противоцерковной деятельностью последнего года. Она недостаточна мощна, чтобы мгновенно причинить вред обществу, но потихонечку общество подтачивает, поэтому мы должны с ней бороться.
Донести истину

— Вы имеете в виду борьбу словом?

— Естественно, я не к мордобою «стенка на стенку» призываю. Третья группа населения, о которой я сказал, ждет от нас слова истины. Вопрос в нас — сможем ли мы ее донести?

На фестивале «Вера и слово» Владимир Романович Легойда сказал, что у нас есть замечательное преимущество перед светскими журналистами, так как мы приобщены к Церкви, а в Церкви истина. Красиво, но по сути не совсем точно. Факт приобщения к истине даже спасения души не гарантирует, так как если человек приобщился к ней умом, это еще не значит, что он живет в соответствии с этой истиной.

Но Владимир Романович говорил о журналистике, и нас с вами сейчас интересует информационная политика. Так вот, из того, что журналист воцерковлен, еще не следует, что он умеет доносить истину людям, далеким от нее, но задумывающимся о смысле жизни. А в этом, на мой взгляд, и заключается основная задача церковной журналистики.

Святейший Патриарх Кирилл постоянно напоминает, что сегодня надо идти навстречу людям. Это относится как к рядовым прихожанам — нельзя замыкаться в приходе, даже не пытаясь рассказать о Христе соседям по дому, сослуживцам, попутчикам, — так и к церковным СМИ. Можно издавать прекрасную газету, открывать сайты, но это еще фаза прихода. А нужен выход в мир.

— У вас уже есть положительный опыт?

— Правильнее назвать это первыми шагами, и мне трудно пока судить, насколько они эффективны. Но я постоянно поддерживаю связь с двумя-тремя районными газетами — у нас в городе таких газет несколько десятков, и люди их читают. Даю интервью, пишу статьи, что-то они печатают, хотя не все. Уже какая-то связь с миром.

Правильно было бы, на мой взгляд, созвониться со всеми главными редакторами, представиться, сказать, что хочу побеседовать, объехать все районы. Пусть в двух, трех, пяти газетах не захотят даже разговаривать со священником, но кто-то же и проявит интерес. Возможно, если бы я проехал по всем редакциям, интерес бы углубился и расширился. Рассылку я делаю всем, но боюсь, что во многих местах она сразу идет в корзину.

Второй путь — газеты более крупного масштаба: городские, областные. Нужно публиковать в них православные материалы в виде вкладок. При нынешней технике это несложно, но отчасти упирается в финансы, а, главное, требует усилий, которые мы пока приложить не можем.
Язык проповеди

— Наверное, в интервью и статьях для светских газет вы подбираете другие слова, чтобы ваш язык был понятен нецерковным читателям?

— Если мы в новостном формате сообщаем о строительстве храма, путешествиях, то это всем понятно — новостной язык более-менее универсален. А вот когда речь идет об элементах духовной жизни, церковного учения, то, конечно, надо подавать материал совсем по-другому.

Церковный материал в светском издании — проповедь, и она должна быть понятна всем читателям, независимо от того, знакомы ли они с Евангелием, насколько воцерковлены. На самом деле и проповедь с амвона многие прихожане гораздо лучше воспринимают, если священник говорит простым языком, приближенным к повседневной жизни. Еще покойный Патриарх Алексий советовал духовенству в проповеднической деятельности отходить от стереотипов прошлого.

Все вроде с ним соглашались, но… Приведу пример из семинарской программы. Во всех семинариях изучают гомилетику — искусство проповеди. В учебнике гомилетики за образец даются великие проповедники прошлого: Димитрий Ростовский, Феофан Прокопович. Они, безусловно, были таковыми, но сегодня их наследие представляет интерес для филологов, историков Церкви, а с точки зрения обучения будущих священников проповеди ценность этого наследия равна нулю.

Мы почитаем святителя Иоанна Златоуста как одного из отцов Церкви, но и его проповеди, беседы на Евангелие воспринимаем иначе, чем его современники, которые бегали за ним тысячами, записывая каждое слово. Если сегодня проповедник станет наизусть цитировать Иоанна Златоуста, за ним не побегут — кардинально изменился информационный фон.

Поймите меня правильно — для человека воцерковленного, тем более священника, очень важно читать святых отцов. Это помогает глубже понять смысл нашего вероучения, догматов. Но мы сейчас говорим о том, что надо донести этот смысл представителям нейтральной группы — людям, далеким от Церкви, но не враждебно настроенным к ней. Эта задача в равной мере стоит и перед священниками, и перед православными журналистами. И ни тем, ни другим для ее решения язык святоотеческой литературы не подойдет.
— Вы считаете, что надо по-новому составить курс гомилетики?

— Да, мне кажется, его надо приблизить к современности. В Ивановской семинарии гомилетику изучают по общей программе, утвержденной Учебным комитетом Русской Православной Церкви. Но ректор, игумен Герман (Дворцов), понимает проблему и ввел правило — после вечерних молитв один из студентов выходит и говорит проповедь, а дежурный священник выставляет оценку. Всего второй семестр проводится этот эксперимент, и уже видны положительные результаты.

После того, как семинарист произнес проповедь, можно сразу ее прокомментировать: здесь ты ошибся, здесь удлинил, а здесь усложнил. И все замечания ребята воспринимают адекватно.
Диспуты для семинаристов

— А есть сегодня проповедники, с которых можно брать пример?

— В первую очередь я бы, конечно, советовал всем учиться проповеди у Святейшего Патриарха. По возможности включайте телевизор, когда идет «Слово пастыря» — чего проще? Удивительное единство формы и содержания — глубоко и красноречиво.

Могу вспомнить и митрополита Илариона (Алфеева), и протоиерея Всеволода Чаплина, и протодиакона Андрея Кураева, и профессора Осипова. Тоже прекрасные проповедники, каждый по-своему.

Опять приведу пример из Ивановской семинарии. Я веду там курс миссиологии, отдельно для очников и заочников. Очники в большинстве — вчерашние школьники. Им надо больше рассказывать, делиться впечатлениями — опыта жизненного у них еще нет. Заочники — это либо священники, диаконы, либо взрослые люди, имеющие жизненный опыт и готовящиеся к рукоположению.

Для заочников я часто подбираю аудиозаписи лекций и диспутов, которые есть в интернете, например, диспут протодиакона Андрея Кураева на радио «Свобода» с Андреем Ерофеевым, осужденным по делу о выставке «Осторожно, религия». Запускаю запись, сидим, слушаем, в какие-то моменты останавливаем и разбираем.

Разбираем диспут не с точки зрения идей — тут у всех единая позиция, — а с точки зрения умения вести дискуссию, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. Так же анализируем телепередачи, в которых священнослужителям приходилось дискутировать с людьми нецерковными.

Для сегодняшнего миссионера проповеди древних отцов — «школа сухого плавания»: польза от них невелика. А море с волнами — теле- и радиодискуссии православных людей с нашими оппонентами, у которых тоже есть чему поучиться, даже если они враждебно настроены к Церкви. Разумеется, в плане ведения дискуссии.

— Да, от умения аргументировать позицию тоже зависит, на чьей стороне будут симпатии зрителей, которые не в теме.

— Совершенно верно. Могу привести аналогию с театром. По ходу пьесы Гамлет и Офелия разговаривают друг с другом, но актеры, исполняющие их роли, на самом деле со сцены обращаются не столько друг к другу, сколько к зрителям. Так и в журналистике — друг с другом мы разговариваем или с оппонентами, мысль свою доносим в первую очередь не до собеседника, а до читателя, зрителя, слушателя.

Наивно думать, что в наших силах переубедить оппонентов, враждебно относящихся к Церкви. Их только Господь может вразумить, на что мы, конечно, должны уповать — Господь любит каждого человека и каждому желает спасения. Но человеческие силы ограничены, и идейного антиклерикала с помощью аргументов не переубедить.

А для людей, пусть даже под воздействием информационных скандалов относящихся к Церкви с недоверием, но не решивших все для себя заранее, готовых разобраться, услышать другую точку зрения, аргументы спорящих сторон важны. К ним, а также к тем, кто пока просто не задумывался о Боге, о Церкви, мы и обращаемся. И не только когда спорим с оппонентами, но и когда беседуем с единомышленниками. Раз беседа проходит в публичном пространстве, это уже не междусобойчик, а обращение к аудитории.
Агрессия истинная и мнимая

— Не кажется ли вам, что в таких спорах много агрессии, обеим сторонам часто не хватает выдержки?

— Я не знаю, что происходит в душе другого человека, если он не исповедуется у меня. Могу отвечать только за себя. Если я обращаюсь к аудитории, разговариваю так, чтобы услышал «зал». И уровень моей «громкости» определяю с точки зрения доходчивости до аудитории. Кто-то из оппонентов не преминет увидеть в некоторых моих заявлениях агрессию, но я не имею права все время держать в уме их реакцию. Агрессивно ли мое выступление, я оцениваю не по его эмоциональности, а с точки зрения здравого смысла.

Когда православный публицист или просто публичный человек начинает спорить с оппонентами в извиняющемся, а то и заискивающем тоне, это никуда не годится. Ответ получается невнятным, до людей не доходит, позицию Церкви скорее ослабляет и уж точно не укрепляет.

К примеру, не надо называть бульварную шантрапу и бездельников оппозицией — это плевок в лицо депутатам от оппозиционных партий и неуважение к их избирателям. Я стараюсь называть вещи своими именами, понимаю, что порой мои слова звучат резко, многим — особенно тем самым бездельникам — не нравятся, но на самом деле это не бесконтрольная эмоциональность, а правильный язык для обращения к массовой аудитории.

В других ситуациях можно выразиться мягче, в более спокойном тоне, но именно потому, что в этих ситуациях людям понятнее будет такой тон. В каждом конкретном случае надо искать нужную тональность.

— Не даем ли мы сами козыри оппонентам, когда священники ездят на дорогих иномарках, попадают в скандальные истории?

— Тут и спорить не о чем — даем. Возьмем абстрактный пример. Нескольким так называемым журналистам закажут пасквили на некоего Ивана Ивановича Иванова, о котором никто из них понятия не имеет. Заплатят, обратят внимание на какие-нибудь неизбежные изъяны — скажем, излишнюю полноту, шрам на щеке, нечищеные ботинки, — и каждый из пасквилянтов начнет профессионально делать гнусную карикатуру на Иванова.

На самом деле Иванов — обычный человек. Виноват ли он, что стал находкой для пасквилянтов? Думаю, доля его вины в этом есть — ботинки уж точно мог бы почистить. По аналогии и священник, который ездил пьяным на машине, виноват — надо было Церкви раньше обратить на него внимание и подвергнуть дисциплинарному взысканию или еще как-то отреагировать.
…на мерседесах

Что касается священников на дорогущих иномарках, то я помню, как много лет назад где-то на Дальнем Востоке правящий архиерей приказал всем священнослужителям продать иномарки (у кого они были) и приобрести отечественные машины. Жестко, авторитарно, но, на мой взгляд, правильно.

У меня «Ауди» 1987 года, механик говорит, что лучше бы я на ней дальше двора не выезжал, но если бы завтра наш владыка издал такой указ, я ее тут же сдал бы в металлолом и стал ездить на автобусе.

Не утверждаю, что все архиереи должны в приказном порядке пересадить духовенство на отечественные машины, но очевидно, что большее внимание к жизни епархии со стороны правящего архиерея необходимо. Как в сегодняшней реальности осуществить его на практике — другой вопрос…

— Вы согласны, что священник на дорогой иномарке многих соблазняет?

— На сто процентов. Вспоминаю, как покойный Патриарх Алексий II на одном из епархиальных собраний сказал: «Достаточно выйти из этого зала и взглянуть на то множество дорогих иномарок, на которых приехали на это собрание клирики и старосты храмов. Для людей обездоленных это никак не служит миссионерской проповедью». Мягкий намек, но спорить с ним просто глупо. Сам имел возможность убедиться в правоте слов покойного Патриарха.

Бывает, на улице я подхожу к молодежным компаниям, вступаю с ними в беседу, иногда зацепляю их, иногда они меня… И вот однажды я разговорился с группой ребят и через несколько минут услышал, как кто-то сказал: «Там в монастыре вообще полный беспредел…».

Он не ко мне обращался, а к своим друзьям, но говорил громко, и я услышал. А я в то время как раз жил в том самом монастыре, о котором шла речь. Подошел к парню и спросил, почему он так говорит. «Как, батюшка, вы не знаете? — изумился он. — Недавно прохожу мимо монастыря, открываются ворота, выезжает крутейший джип, а за рулем этот самый… бородатый…».

То есть для паренька сам факт, что выехала дорогая машина со священником за рулем, свидетельствовал, что в монастыре происходит незнамо что. Заметьте, поделился он этим не с ненавистью, а с сожалением.

— Значит, не всегда жесткие слова о современной церковной жизни вызваны враждебным отношением к Церкви? Создается впечатление, что некоторые критикуют Церковь именно потому, что хотят видеть в ней нравственный авторитет, и бывают разочарованы, когда сталкиваются с несоответствием некоторых священников и мирян этому авторитету.

— Я не сомневаюсь, что у многих людей есть именно такой запрос — видеть в Церкви нравственный авторитет. Каждый христианин должен быть внимательней к себе, анализировать, в чем лично он не соответствует этому запросу. Конечно, все можно довести до абсурда — кто-то упрекнет меня, что я, монах, хожу в кожаных ботинках, а не босиком. Но какую-то меру надо соблюдать.

Возвращаясь к автомобилям, вокруг которых больше всего шуму… Если кто-то скажет, что когда священник ездит на машине, он демонстрирует социальное неравенство, это будет глупостью — по статистике больше половины российских семей имеют автомобили. Но если машина священника стоит пять миллионов рублей, этот упрек уже не будет глупостью.

И Господь наш Иисус Христос, и апостолы, и святые отцы говорят о том, что проповедовать Христа мы должны не только словом, но и личным примером: делом, обликом, образом жизни.

— В результате антицерковных акций и публикаций многие заговорили о гонениях на Церковь. Нет ли в этом преувеличения?

— Это неверно с церковно-исторической точки зрения. Гонениями на Церковь всегда назывались физическое насилие и физическая агрессия по отношению к Церкви со стороны тех, у кого есть власть. Гонения в условиях благожелательного и дружественного отношения власти — нонсенс. Никаких гонений на Церковь сегодня, конечно, нет, есть информационная война. А война подразумевает столкновение равных сил.

Эта война может и должна стать инструментом миссии по отношению к тому большинству, которое в ней не участвует. А станет ли, зависит от каждого православного человека.

Добавлено спустя 42 минуты 57 секунд:
Статья от 04 февраля 2013 г.http://www.pravmir.ru/ieromonax-makarij-markish-informacionnaya-vojna-dolzhna-stat-instrumentom-missii/
Чем выше взлетаешь, тем злее ветры. Но еще выше - невесомость.

ans7 M
Аватара
ans7 M
Репутация: 3932
Лояльность: 1665
Сообщения: 10804
С нами: 11 лет 9 месяцев
Откуда: EE

Сообщение #12102 ans7 » 03.02.2014, 13:29

"Естественно, я не к мордобою «стенка на стенку» призываю. Третья группа населения, о которой я сказал, ждет от нас слова истины. Вопрос в нас — сможем ли мы ее донести?" Иеромонах Макарий (Маркиш).

Лучше и не скажешь.
Но для того, что-бы донести истину, надо для начала хотя бы самому её постораться понять. А жизнь показывает, что у некоторых из нас с этим большие проблемы.
"Человек - это то, что он думает на протяжении дня". Ральф Уолдо Эмерсон

Anastasiya
Аватара
Anastasiya
Репутация: 140
Лояльность: 106
Сообщения: 504
С нами: 11 лет 3 месяца
Откуда: Воронежская область

Сообщение #12103 Anastasiya » 03.02.2014, 20:39

Путин об Основах культурной госполитики: «Если нет культуры, то непонятно, что такое суверенитет, и непонятно за что бороться». 03.02.2014 г.

Президент Владимир Путин заявил в понедельник на заседании президиума совета по культуре и искусству в Пскове, что в России стартует подготовка новой государственной программы - Основ государственной культурной политики.
Он отметил, что встреча в Пскове – одно из первых мероприятий в рамках начинающегося в России Года культуры.
«И одновременно наше заседание является важным этапом подготовки Основ государственной культурной политики. Это основная цель сегодняшней встречи», - сказал Путин.
Президент подчеркнул, что культурная политика «играет огромную роль в укреплении авторитета России, ее влияния, сохранении целостности нашего государства и национального суверенитета», передает РИА «Новости». «Если нет культуры, то непонятно, что такое суверенитет, и непонятно тогда, за что бороться» - заметил Путин.
По его мнению, «государственная культурная политика должна охватывать все стороны жизни, способствовать сохранению традиционных ценностей, укреплению духовных связей со страной, повышать доверие между людьми, их ответственность, гражданское участие в развитии государства».
Президент подчеркнул, что в этой работе должны «участвовать не только деятели культуры и искусства, педагоги и журналисты, в нее обязаны включиться политические партии, общественные организации, меценаты».
«Я попросил вас сегодня собраться, чтобы такой сигнал в начале года был дан, чтобы этот общественно-государственный механизм заработал», - сказал Путин.
Чем выше взлетаешь, тем злее ветры. Но еще выше - невесомость.

UP
Аватара
UP
Репутация: 3255
Лояльность: 5572
Сообщения: 13278
С нами: 16 лет 5 месяцев

Сообщение #12104 UP » 03.02.2014, 20:48

снова болтовня для сми и повышение рейтинга. в свое время также на "общественное телевидение" гильзу передергивали. люто-бешено.

у кого нет культуры и кто продал суверенитет - это и есть ближайшие друзья путина. всё остальное спектакль для публики камчатской...

Добавлено спустя 1 минуту 55 секунд:
а меж тем любимый всеми нами доллар растет. уже 35.2 тысячи рублей за 1 доллар.

Добавлено спустя 18 минут 31 секунду:
порвут за доллар
убьют за доллар
обойдут на финише ога, тоже за доллар
ганджубас за доллар, любовь за доллар
отдалась девчонка другому за доллар
трогали за доллар
целовали за доллар
купила хлеб ребенку чужая мама за доллар
сидит братишка за доллар
второй на воле за доллар
спасибо отец, не пожалел сыну доллар
вчера и сегодня говорили про доллар
танцевали до утра, заходил в гости доллар
пистолет за доллар, взорвали город за доллар
слезы на щеках, виноват в этом доллар
все куда-то спешат, тебя зовет уже доллар
спросили утром тебя, где же боже мой доллар?
добро пожаловать в реальность, главный здесь доллар
миллионы расскажут как они любят доллар.

Anastasiya
Аватара
Anastasiya
Репутация: 140
Лояльность: 106
Сообщения: 504
С нами: 11 лет 3 месяца
Откуда: Воронежская область

Сообщение #12105 Anastasiya » 03.02.2014, 21:10

Протоиерей Всеволод Чаплин: "Предотвратить трагедии поможет нравственное воспитание."

Хочется надеяться, что мы как народ сможем победить пропаганду жестокости/
Новостная служба | 03 февраля 2014 г.
3 февраля. ПРАВМИР. Предотвратить повторение трагедий, подобных произошедшей в московской школе, поможет нравственное воспитание, а не одни лишь ограничительные меры, считает глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

«Эта трагедия, о жертвах которой сейчас молятся верующие люди, должна напомнить нашему обществу, что воспитание — это вопрос жизни и смерти», — цитирует священника «Интерфакс-Религия».
Священник напомнил, что и в дореволюционное, и в советское время школа воспринималась «как место особое, почти священное, как место, в котором учащийся должен настраивать себя на уважение, послушание, почтительное отношение к учителям и соученикам».
«Сегодня этому учат, мягко говоря, не везде. Более того, некоторые образцы масскульта подталкивают молодого человека к тому, чтобы считать: от жизненных проблем, обид, трудностей можно избавиться, применив грубую силу и крайнюю жестокость», — сказал глава Синодального отдела.
Отец Всеволод также указал на то, что во многих школах ученики начинают издеваться друг над другом и над учителями, в том числе применяя насилие, — «кадры таких издевательств мы все чаще видим в Интернете».
«Теперь дошло до убийства. Хочется надеяться, что по крайней мере сейчас мы как страна, как народ сможем победить пропаганду жестокости и вернуть в нашу жизнь те нравственные регуляторы, без которых общество ждет самоуничтожение. А сделать это можно не только и не столько ограничительными мерами, сколько возвращением нравственного воспитания в семью, школу, культуру, СМИ, общественное пространство в целом», — подытожил протоиерей Всеволод Чаплин.
Как сообщалось, ранее захват старшеклассником Сергеем Гордеевым заложников в московской школе №263 закончился гибелью учителя и полицейского. Еще один полицейский ранен. Стрелявший обезврежен и передан в руки правоохранительных органов.
Чем выше взлетаешь, тем злее ветры. Но еще выше - невесомость.

Anastasiya
Аватара
Anastasiya
Репутация: 140
Лояльность: 106
Сообщения: 504
С нами: 11 лет 3 месяца
Откуда: Воронежская область

Сообщение #12106 Anastasiya » 04.02.2014, 11:37

В.Р. Легойда: Критика Церкви говорит о неравнодушии людей.
Русская Православная Церковь отмечает 1 февраля 5-летие интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Как изменилась за эти годы жизнь Церкви и ее роль в обществе и государстве, каковы причины антицерковных информационных кампаний и возможны ли компромиссы со стороны Церкви в противостоянии легализации однополых браков и другим спорным тенденциям современного мира — на эти и другие вопросы в интервью корр. РИА «Новости» Ольге Липич ответил председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

— Владимир Романович, как изменилась роль Церкви в обществе при Патриархе Кирилле, на Ваш взгляд?
— Роль Церкви в обществе настолько всеобъемлющая, что дать ей исчерпывающую оценку в тесных рамках интервью не представляется возможным. Но если судить по информационному пространству, которое во многом отражает происходящее в обществе, то можно заключить, что информационное присутствие Церкви в медиапространстве увеличилось на порядок. Это говорит о том, что с момента интронизации Святейшего Патриарха Кирилла общественный интерес к Церкви, к ее пастырскому слову неуклонно растет. Нравственно важные вопросы, которые обсуждались преимущественно в кругу богословов и философов, в церковном кругу теперь нередко попадают в центр медийной повестки дня. С учетом роли медиа в нашем мире, такого никогда не было в современной церковной истории.
Публичное присутствие Церкви неотделимо от грандиозных инициатив последних пяти лет: создание новых епархий, масштабное строительство храмов, деятельность по укреплению единства народов, относящихся к православной цивилизации, международные связи. Например, Патриарший визит в Китай — событие, бесспорно, исторического масштаба.
Конечно же, не все в обществе относятся к Церкви доброжелательно. Но и критическое отношение к Церкви говорит о неравнодушии, о небезразличии людей. Их волнует церковное свидетельство, а это обнадеживает.
Любое действие вызывает противодействие. Поэтому противодействующие Церкви подтверждают, что она не бездействует, а это добрый знак. Да и само это противодействие — во многом инерция советского безбожия. Приведу здесь восточную мудрость, которую нередко повторяет Святейший Патриарх: «Камни кидают только в то дерево, на котором есть плоды».
Спойлер
— Все ли сегодня безоблачно в церковно-государственных и церковно-общественных отношениях? Есть, к чему стремиться?

— Классическая византийская формула, описывающая искомый идеал, такова: государство и Церковь соотносятся между собою как тело и душа в человеке; в их согласии — залог благоденствия.

Церковь всегда стремилась к такому положению вещей, при этом отдавая себе отчет, что цель эта в полной мере недостижима. Недостижима не потому, что государство или общество плохи сами по себе, а потому что личность, которая стоит за любыми общественными институтами, изначально предрасположена к греху. Идеальные церковно-государственные или церковно-общественные отношения сродни раю на земле, а построение рая на земле невозможно.

Поэтому в области церковно-государственных и общественных отношений у нас всегда есть, к чему стремиться.

— Православие становится сегодня основой национальной идеи?

— Православие не становится основой национальной идеи, потому что оно всегда таковой было и остается сегодня. Без Православия русская нация не сложилась бы в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. Без Православия не было бы и Российского государства.

Национальная идея — это не механическая программа действий, которую кто-то вкладывает в голову каждому. Национальная идея — это творческая любовь к своей семье, к родным, близким, друзьям. Любовь к своему народу, к Отечеству. На нашей земле есть только один источник подобной любви — часто жертвенный и иррациональный — вера. Этот источник никогда не иссякнет, если только мы сами не засыплем его, потакая своей гордыне, эгоизму, зависти, корыстолюбию, лености…

— Резонна ли часто звучащая мысль о «происках геополитических врагов», желающих духовно, психологически ослабить Россию, Украину, Белоруссию?

— У любого большого государства или сильного народа есть если не враги, то по крайней мере конкуренты, соперники. Но это не значит, что всю свою жизнь мы должны проводить в поисках геополитических врагов, забывая о вверенных нам по званию и положению делах: семейных, общественных, государственных.

Очень часто оказывается так, что наш главный враг подкарауливает нас гораздо ближе, чем мы думаем, и становится им отнюдь не замаскированный агент влияния, а пивной ларек за углом нашего дома или мягкий диван перед телевизором в нашей собственной гостиной. И так получается, что победить собственное несовершенство намного сложнее, чем государственного врага. Но о последних тоже не следует забывать.

— В чем видите основные причины того, что было названо «информационной войной» против Церкви и ее Предстоятеля в последние годы, и достигнут ли мир в этой «войне»? Возможно ли повторение «атак», акций наподобие совершенной в Храме Христа Спасителя Pussy Riot? И откуда ждать удара, учитывая недавние выступления протодиакона Андрея Кураева?

— В своем слове на открытии прошлогодних Рождественских чтений Святейший Патриарх сравнил хуления Церкви и различные богоборческие акции с комариными укусами. Я бы к высказыванию Предстоятеля добавил еще и иной пример — слова из басни И.А. Крылова. К сожалению, многие критики добровольно ставят себя в положение этой Моськи, потому что на самом деле им все равно, что именно делает Церковь и что в ней происходит. Им важно лишь стяжать сомнительную славу, потешить собственное самолюбие.

Мы готовы принять с миром и объять христианской любовью всех, кто еще вчера писал клеветнические материалы о Церкви и чьего сердца сегодня коснулось раскаяние, благодать Божия. Ведь они никогда не были нашими врагами. У Церкви только один враг — тот, что в райском саду предложил Еве запретный плод, а сейчас предлагает надругаться, посмеяться над всем святым и неприкосновенным, что осталось у людей. Мира с падшим духом у Церкви не было и не будет никогда.

При этом я верю, что среди критиков действительно есть те, кто искренне хотят сделать церковную жизнь лучше. Но если главный инструментарий — это мягкое кресло перед экраном с интернет-дневником, то, увы, такое хотение едва принесет плоды. Путь к совершенствованию церковной жизни вряд ли лежит через поиск и разглашение чужих ошибок и грехов.

— Что думаете о развитии Церкви и ее отношениях с «внешним миром» в предстоящем пятилетии? Продолжится ли разукрупнение епархий, строительство новых храмов, повышение уровня образования и нравственности среди духовенства и мирян?

— Я убежден, что всех православных верующих, начиная от Святейшего Патриарха, архиерея, священника и заканчивая простым прихожанином, в предстоящем пятилетии ждут большие труды, если благо Церкви для нас — не пустой звук. Труды, нести которые без укрепляющей благодати Божией было бы непосильной задачей. Но все православные христиане помнят призывающие к свидетельству слова апостола Иоанна: «возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35).

— Возможны ли в перспективе какие-то компромиссные шаги со стороны Церкви в противостоянии мировым тенденциям легализации однополых браков и усыновления ими детей, развития суррогатного материнства и биотехнологий, вызывающих этические вопросы?

— В отношении легализации греховных явлений и их признания обществом можно привести слова апостола Павла: «какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:14-15). Думаю, эта цитата как нельзя лучше отвечает на ваш вопрос.

Понимание возможно в отношении грешника, но не греха. Опыт западных христиан показывает, что создать условия для малейшего признания греха губительно и для общества, и для церковной общины. Увы, «идейные» сторонники борьбы с традиционными семейными ценностями не успокоятся, пока не вырвут из Священного Писания последнюю страницу, где написано, что содомия это грех.

О каком компромиссе с этой антихристианской идеологией можно вести речь, если в некоторых западноевропейских странах людей уже подвергают преследованию только за то, что они называют гомосексуализм грехом?
Патриархия.ru
Чем выше взлетаешь, тем злее ветры. Но еще выше - невесомость.

Марина Фролова
Аватара
Марина Фролова
Репутация: 121
Лояльность: 80
Сообщения: 344
С нами: 10 лет 10 месяцев

Сообщение #12107 Марина Фролова » 04.02.2014, 15:37

Сегодня слушала очередную передачу по радио FM 102. О. Иоанн беседовал с двумя православными психологами на тему 9 -й заповеди " Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" или не обмани. Интересный пример привела психолог: родители не хотят отвечать на телефонный звонок и просят ребенка сказать, что папы или мамы нет дома. Выходит двойная ложь- родители обманывают и подают пример ребенку.
Заикание -не проблема, а начало духовного пути.

Тальда
Аватара
Тальда
Репутация: 1101
Лояльность: 990
Сообщения: 832
С нами: 12 лет 10 месяцев

Сообщение #12108 Тальда » 05.02.2014, 12:33

У нас есть компьютерных дел мастер - Артур. Всегда с наушниками там, где им и надо быть. И дома у него - на радсть Меломану - что-то угрожающее соседскому слуху стоит. И каждый раз он норовит скачать как можно больше нот в мой компьютер. На этот раз это была Garmarna. И какая-то печальная песня любви тролля и христианки - как мне сказал Артур, до этого носивший знания о рунах в дом))
Нашла перевод и песню. Любовь есть, тролль оказался девушкой, а христианка - рыцарем))

Bittida en morgon innan solen upprann
Innan foglarna började sjunga
Bergatroliet friade till fager ungersven
Hon hade en falskeliger tunga
Ну это, наверное, мало кому о чем. Вот что нашла на скорую руку в комментах ют: This is swedish, with old pronouncing, the swedes actually pronounce very similar to that, but some orthography and some words have changed or are no longer in the everyday use.
Старый шведский говор.

Русский современный:
Однажды ранним утром в предрассветный час,
Когда гомон птичий не слышен,
Раздался девы-тролля тихий нежный глас,
Сладко рыцарю так говоривший:

"Герр Маннелиг, герр Маннелиг, супругом будь моим,
Одарю тебя всем, что желаешь!
Что только сердцу любо, получишь в сей же миг,
Лишь ответь мне - да иль нет?"

"Дарую тебе дюжину прекрасных кобылиц,
Что пасутся средь рощи тенистой.
Они седла не знали, не ведали узды,
Горячи и как ветер быстры".

"Твоими станут мельницы от Тилло до Терно,
Жернова их из меди червленой,
Колеса их - не сыщешь чище серебро,
Только сжалься над девой влюбленной!"

"Прими мой дар чудесный - сей острый светлый меч,
Он пятнадцать колец злата стоит.
Дарует он победу в любой из ярых сеч,
Им стяжаешь ты славу героя!"

"Я дам тебе рубаху, коей краше нет,
Что не сшита из ниток иглою.
Не видан тут доселе столь чистый белый цвет -
Шелк тот вязан умелой рукою".

Но рыцарь рек надменно: "Ступай с дарами прочь -
Ты не носишь святое распятье!
Тебе не искусить меня, дьяволова дочь,
Мой ответ тебе - божье проклятье!"

И горько зарыдала дева-горный тролль,
Прочь ушла, безутешно стеная:
"Зачем ты гордый рыцарь, отверг мою любовь
Почему ты так жесток?"
Вот такая любофф...
phpBB [video]

СергейП M
Аватара
СергейП M
Репутация: 159
Лояльность: 238
Сообщения: 973
С нами: 11 лет 3 месяца
Откуда: Москва

Сообщение #12109 СергейП » 05.02.2014, 15:32

Красивая песня.
Кто уступает,тот больше приобретает

Mariaolga
Mariaolga
Репутация: 1065
Лояльность: 764
Сообщения: 3578
С нами: 12 лет 10 месяцев

Дева и рыцарь

Сообщение #12110 Mariaolga » 06.02.2014, 08:50

Иллюстрация для песни Тальды с выставки Юлии Шингаревой
Изображение

Правда. в той балладе Рыцарь ее увез

Добавлено спустя 7 минут 57 секунд:
6 февраля - день памяти святой блаженной Ксении Петербургской
Изображение

Всех Оксан и Ксений форума - с днем Ангела! Будьте счастливы!


Блаженная, счастливая

Тело,
Как березка для костра,
Легкое, сухое,
Золотится,
Руки, словно белая кора,
Лик печальный,
Взгляд нездешней,
Птицы.

Крылья
Белоснежного платка
Кружит ветер, к небу поднимая.
Кажется, идет
По облакам
Странница,
Блаженная,
Иная?

Легкий шаг,
Чудесный ореол
Золотого света в поле тает.
След в ромашках…
Дождик ли прошел,
Ксения ли встретилась
Святая?
Есть в твоем сердце любовь. Есть в твоем сердце Небо. Есть в твоем сердце Бог.

Тальда
Аватара
Тальда
Репутация: 1101
Лояльность: 990
Сообщения: 832
С нами: 12 лет 10 месяцев

Сообщение #12111 Тальда » 06.02.2014, 10:22

Mariaolga, А я училась с Юлей Шингаревой в одном классе!))) Помню, пришла к ним в класс новенькой, 5 класс)) Стоим в раздевалке физкультуры, а Юля говорит: "Я бы ваш профиль нарисовала"))) Прям так, в 5 классе, на Вы мой профиль назвала))) Необычный человек. Придумала игру, которая охватила класс - в ней была имитация взрослой жизни - и адвокаты были, и юристы, и еще-еще-еще)))
Это ее новая выставка, сейчас идет?

Mariaolga
Mariaolga
Репутация: 1065
Лояльность: 764
Сообщения: 3578
С нами: 12 лет 10 месяцев

Сообщение #12112 Mariaolga » 06.02.2014, 11:24

Тальда писал(а):Это ее новая выставка, сейчас идет?
Нет, это уже два года назад прошла выставка. Я поражаюсь, какие же все-таки бывают необыкновенные случайности! Меня картины Юлии Шингаревой просто очаровали, заворожили. Ее необыкновенные города, морские, воздушные и земные, ее львы у ворот и прекрасные девы-тролли! И вот - песня, такое созвучие.
А я тогда много нафотографировала ее работ, но как фотограф я полный ноль, потому не выставила их нигде, сейчас попробую обработать и поставить здесь.
Есть в твоем сердце любовь. Есть в твоем сердце Небо. Есть в твоем сердце Бог.

ТИГРА
Человек форума - 2013
ТИГРА
Человек форума - 2013
Репутация: 3202
Лояльность: 5450
Сообщения: 12997
С нами: 18 лет 1 месяц

Сообщение #12113 ТИГРА » 06.02.2014, 12:01

Mariaolga, спасибо, конечно , вам
Но .. И тут странница! -что за наваждение ?!

Mariaolga
Mariaolga
Репутация: 1065
Лояльность: 764
Сообщения: 3578
С нами: 12 лет 10 месяцев

Сообщение #12114 Mariaolga » 06.02.2014, 12:04

Изображение
Юлия Шингарева

Изображение
Врата

Изображение
Город

Изображение
Руны

Изображение
Бабочки

Изображение
Джива

Изображение
Весна в Санкт-Петербурге

Добавлено спустя 3 минуты 36 секунд:
ТИГРА писал(а):Но .. И тут странница! -что за наваждение ?!
Тигра, в день рождения найду тигру, полосатую и хорошенькую! Обещаю!
Ксения Петербургская, кстати, покровительница семьи, совершенно чудесная святая. 45 лет провела странницей, блаженной...ну, вот так.
Есть в твоем сердце любовь. Есть в твоем сердце Небо. Есть в твоем сердце Бог.

ans7 M
Аватара
ans7 M
Репутация: 3932
Лояльность: 1665
Сообщения: 10804
С нами: 11 лет 9 месяцев
Откуда: EE

Сообщение #12115 ans7 » 06.02.2014, 23:37

Mariaolga писал(а):Ксения Петербургская, кстати, покровительница семьи, совершенно чудесная святая. 45 лет провела странницей, блаженной...ну, вот так.
В Питере есть такая традиция, на Смоленском кладбище, у часовни, где она похоронена, ей все записки с просьбами оставляют. Неважно, верующие или неверующие, просто пишут свои просьбы и всё.
Я, когда учился, жил там рядом. На этом месте всегда цветы и кто-нибудь есть.
"Человек - это то, что он думает на протяжении дня". Ральф Уолдо Эмерсон

Mariaolga
Mariaolga
Репутация: 1065
Лояльность: 764
Сообщения: 3578
С нами: 12 лет 10 месяцев

Сообщение #12116 Mariaolga » 07.02.2014, 02:11

Ans7 писал(а):В Питере есть такая традиция, на Смоленском кладбище, у часовни, где она похоронена, ей все записки с просьбами оставляют.

А я этим летом один день работала с другими женщинами в Покровском монастыре у Матронушки (больше времени не удалось выкроить), и где-то в середине дня подошла к нам монахиня, сказала, что едет в Санкт-Петербург и предложила написать Ксенюшке, кто хочет. Так это было неожиданно! Все оторвались от работы, сидели с какими-то светлыми лицами, задумались. А потом начали писать письма ей...Какое-то с тех пор прикосновение как будто к иному измерению, где все живы.
Есть в твоем сердце любовь. Есть в твоем сердце Небо. Есть в твоем сердце Бог.

Mariaolga
Mariaolga
Репутация: 1065
Лояльность: 764
Сообщения: 3578
С нами: 12 лет 10 месяцев

Церковь — это я

Сообщение #12117 Mariaolga » 07.02.2014, 03:07

Рискну обойтись без спойлера. он у меня на этом компьютере не работает. Но статья заинтересовала, почитайте!

Где границы Церкви? Кому в ней есть место, а кому — нет? Если я — христианин, то кто мне друг и кто — враг? Размышляет священник Сергий Круглов.

Это я раскалываю Церковь — тем, что до сих пор не пришел в себя

Времена нынче такие, что все мои церковные друзья горячо интересуются экклесиологией, в самом причем практическом смысле. То есть даже не книги оо. Шмемана и Афанасьева штудируют и ведут войны цитат — это для многих пройденный этап. А вживую ищут: где же они, границы Церкви? И куда ж нам плыть, к каким границам в этом бескрайнем море?..

До недавнего времени этих границ искал и я (мной двигала вековечная мечта маленького человечка: устроить Церковь по себе, так дети строят себе домик на дереве, натаскивая туда предметов из большого, взрослого дома, и радуются, заперев за собой самодельную картонную дверь: чур-чура, мы в домике, у нас свой мир!…). И то, что я здесь пишу — это думы, обращенные прежде всего к себе самому.

Открыть и почитать посты на вышеназванную тему и ветви комментов к ним в ЖЖ и Фейсбуке: сколько прозрений! Сколько тонкого анализа, эрудиции, прохладной иронии, кровавого кипения страстей, разорванных на груди рубах, и всё это нередко — в одном флаконе одного коммента! Сколько правды! Сколько искреннего негодования и контрнегодования на негодующих в защите того, на что негодующие негодуют!..

Одни констатируют, что времена ныне последние, точка невозврата пройдена, а значит, надо немедля крепить державные церковные ряды и поганой метлой гнать на костер скрытых врагов. Другие констатируют, что времена ныне последние, точка невозврата пройдена, а значит, надо крепить («возьмемся за руки, друзья…») наши маленькие, но чистые рукопожатные ряды избранных и бежать в катакомбы. При том всегда выходит так, что обсуждаем и клеймим кого-то «их», а конкретный «я» — ну само собой, априори, по умолчанию, как жена Цезаря, вне подозрений. И это умолчанное «я» тем более разительно зияет во всех нынешних церковных войнах, что никогда вслух не произносится — произносится только «они». Они, они, они, кто бы ни были: голубое лобби, сановитые спикеры, грантоеды и майдауны, властный аппарат, пятая колонна…

Митрополит Антоний Сурожский как-то сказал: «Мы должны жить так, что, если бы Евангелия были утеряны, то, глядя на нас, их можно было бы написать заново». В каком-то очень важном смысле можно сказать так: Церковь — не «они» и не «оно». Церковь — это я. Как живу я сам — это и есть для меня Церковь. И ее границы проходят не где-то вне, но внутри меня, в моем сердце, в моем собственном устроении. По той линии, которая ведет или не ведет напрямую к знаемому мной или чужому мне Христу, и вслед за Ним, вместе с Ним — в Царство Божье, куда я хочу — или не хочу, если дорожу тем нечистым в себе, которому, по слову апостола, в это Царство хода нет…

Не буду дальше говорить «мы», буду говорить только о себе. Внимательно присматриваясь к себе (повторю, обстоятельства жизни последних лет заставляют), в том числе и к моим реакциям на мир и людей, на церковные события и реалии, я с ужасом, почти с отчаянием, вижу: я — вне себя. Внутри меня — столько не-Христового, столько неустроенности, той самой разрухи (помните, что говорил про разруху профессор Преображенский?), что мне страшно быть в себе. То есть смириться и принять самого себя, такого как есть, как реальность. Меня просто выталкивает вон из себя — наружу. Вместо того, чтобы — опять булгаковскими словами — заняться чисткой сараев, своим прямым делом, я бегу, очертя голову, во внешнее: устраивать судьбы иностранных оборванцев, собирать полтинники в пользу детей Германии, петь хором то с теми, то с другими.

Сиречь — протестовать, защищать, строить или штурмовать баррикады, крепить скрепы или, напротив, раскачивать лодку, выходить на молитвенные стояния или акции протеста, готовить и совершать церковные реформы и революции или, напротив, жестоко подавлять всякое инакомыслие (и тех и других идеологий в церковной среде предостаточно, и каждая — со своими отработанными приемами пропаганды), и всё искать и искать границ Церкви, и все говорить и говорить о них (неважно, звучит ли этот мой голос как рокот с высоких медиатрибун и амвонов или как желчное стенание междусобойного фейсбучного хора), тем самым только способствуя новым и новым ее разделениям, расковыривая снова и снова раны ее расколов, больших и малых. Отказываясь видеть в тех, кого определяю как врагов Церкви, своих ближних, которых заповедано любить, не признавая иной формы любви к ним, кроме обличения, осуждения и предания огню и мечу.

А по ходу дела — не уставая сетовать: как же так, Христос создал одну Церковь, а мы грешники вон как ее раскололи… Не «мы» раскололи — я. Раскалываю именно сию минуту — тем, что до сих пор не пришел в себя, не занимаюсь и не болею собой, в том смысле, в каком звучат слова Евангелия: «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?»

То, что я говорю, не призыв закрыть глаза на церковные болячки и запереться в своей келье под елью. Я о другом — о необходимости осознать, что есть Церковь. Церковь — это «где двое или трое соберутся во имя Моё…». Ища ее границ и устраивая ее, я тщательно проверяю, во имя ли Христово собрались вот эти, которые вокруг меня — а надо бы для начала постоянно проверять, во имя ли Христово — я сам.
Есть в твоем сердце любовь. Есть в твоем сердце Небо. Есть в твоем сердце Бог.

ans7 M
Аватара
ans7 M
Репутация: 3932
Лояльность: 1665
Сообщения: 10804
С нами: 11 лет 9 месяцев
Откуда: EE

Сообщение #12118 ans7 » 07.02.2014, 10:02

Mariaolga писал(а):Где границы Церкви? Кому в ней есть место, а кому — нет? Если я — христианин, то кто мне друг и кто — враг?
Хорошая статья.
Св.Феофан Затворник всё это выразил кратко и ёмко: "Сам – дрянь дрянью, а все твердит: "несмь якоже прочии человецы". :)

А вообще на эту тему вспомнился один случай.
Был у меня в Питере такой приятель-коллега, Володей звали. Очень лёгкий в общении, нерелигиозный, "самый весёлый человек в мире". Последние годы своей жизни работал замдиректором в балетной труппе Тачкина.
Во время одной из последних наших встреч, рассказал такой случай.
Короче, 4-й или 5-й месяц коммерческих гастролей по Южной Америке, какая-то дыра, типа Венесуэлы или Гандураса. Жара, осточертевшая экзотика, все полуголые, бабок полные карманы, но уже глаза ни на что не смотрят.. Каждый день одно и то же: спектакль, переезд на новое место, гостиница, мартини со льдом.. И конца всему этому ещё не видно.. Все уже по десять раз успели переругаться и помириться..
Утром, в день переезда, пошли с ребятами и девченками пройтись по городу. Настроение препоганейшее, красоты неземные, но всё такое чужое и надоевшее, скорее бы домой.. И вдруг небольшая церковь, белая, с голубыми куполами и золотым крестом. Подошли ближе.. русская! Зашли внутрь, хор поёт, старый священник, народу не очень много, лица у всех разные, молодые, старые, хорошо одетые и попроще..
После службы подошёл священник, прихожане обступили, узнали что из России, много радости было..
Поставили столы на улице, угощения разные, всё вопросы про Россию задавали, кто-то на плохом русском, кто-то по-испански, по-английски. Большинство в России никогда не были..
Сидели долго, потом провожали как родных, батюшка благословил, женщины плакали..
Mariaolga, а может быть это и есть Русская Православная Церковь и Святая Русь?
А Ивангород, с палёной водкой, матюгами и битыми харями - недоразумение перед Господом?
Вот они, извечно русские вопросы..
"Человек - это то, что он думает на протяжении дня". Ральф Уолдо Эмерсон

Тальда
Аватара
Тальда
Репутация: 1101
Лояльность: 990
Сообщения: 832
С нами: 12 лет 10 месяцев

Сообщение #12119 Тальда » 07.02.2014, 10:06

Хочу тут жить)))) Вот в таком городе и в таких красках)))
Изображение

Nadi F
Аватара
Nadi F
Репутация: 1277
Лояльность: 1545
Сообщения: 2730
С нами: 14 лет 6 месяцев
Откуда: Москва

Сообщение #12120 Nadi » 07.02.2014, 10:25

Mariaolga, это ведь холодный батик? Я про иллюстрации:-)

Или разные техники? Не везде могу точно понять - картинки маленькие(


Вернуться в «Поговорим?..»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя