Сообщение #114 Марина Полякова » 22.02.2019, 00:46
М. А. Полякова. Маленький этюд о заикании.
Подгонка (опыт интерпретации) метода «парадоксальной интенции» В. Франкла к коррекции заикания у подростков и взрослых (для смельчаков!).
Подростки (как и взрослые, что из них выросли), конечно, слыхом не слыхивали о таком методе, однако не раз применяли его на практике, симулируя (ради выгоды) более сильное заикание, чем оно есть: в школе у доски, когда не знали урок. Увы, заикание в таком случае «удавалось» с трудом. Когда человек сознательно изображает то, что до того случалось с ним против воли, у него возникает конфликт между произвольными и непроизвольными действиями: одно и то же действие просто не может совершаться зараз и произвольно, и нет.
Если специально «исполнять» запинку, тормозятся непроизвольные движения органов речи. Страх перед заиканием отходит на задний план: ведь теперь человек управляет заиканием, а не оно им. Параллельно разрушается неправильно работающий речевой контроль. Он теперь занят не тем, чтобы не допустить запинку, а тем, чтобы максимально достоверно ее изобразить.
Пример. Мы тренировали этот метод с группой подростков. Им было весело, потому что заикания не выходило – получались лишь неуклюжие повторы звуков и слогов. Я требовала судорожных запинок, но так запинаться никто не мог.
Применять такой способ самостоятельно (не на занятии) бывает трудно – нужна смелость. Продолжу пример. Во время перерыва мои ребята побежали за пирожками и вернулись крайне взволнованными. Один из них, всегда игравший в группе роль шута, покупая пирожки, применил метод на практике. «Тетка» в окошке разразилась скандалом: «Издеваешься?! Хватит валять дурака!» Паренек был в восторге: «Она не поверила, что я заикаюсь!» Характерно, что апробировать прием на посторонних осмелился мальчик с шутовскими наклонностями. Он не боялся вызвать смех, умел относиться к себе с юмором, то есть мог от себя отстраниться.
Правила применения метода.
● Жди в речи запинки. Она тебе крайне нужна для тренировки, без нее тебе не справиться с заиканием. Очень хорошо, если она выскочит сразу же, в самом начале речи.
● Когда запинка возникла, тут же симулируй ее самым добросовестным образом. Пытайся добиться судорожной запинки, делай ее максимально внятной и разборчивой. Человек, слушающий тебя, ничего не заметит – подумает, что ты заикаешься, как обычно. А тебе все равно – ведь ты, так или иначе, запнешься.
● Получай удовольствие от своего розыгрыша. Это половина успеха. Придумай себе какое-нибудь шутливое напутствие: «А ну-ка, дружище, сейчас я хорошенько на тебе потренируюсь!» или «Интересно, ты когда-нибудь догадаешься, что я именно сейчас не заикаюсь, а просто кривляюсь? Хотя, вряд ли ты такой сообразительный!»
● Если дальнейшая речь потечет сама, жди следующей запинки, чтобы опять потренироваться.
● Не приближай запинку намеренно, но и не упускай. Ты должен практиковаться при каждом случае. Каждая специально сыгранная запинка разъедает заикание.
● Никогда не скрывай и не удерживай запинку, как делал это раньше – не «руби сук, на котором сидишь».
● Не торопи время. Эффект неизбежно наступит в свой срок, для каждого индивидуальный.
Добавлено спустя 1 час 7 минут:
М. А. Полякова. Маленький этюд о заикании.
Коррекция «свежего» заикания у детей (когда они еще не знают, что заикаются)
Способ этот «старинный», я опишу его своими словами. Каким детям он подходит? Тем, кто начал заикаться недавно и еще об этом не догадался. Как определить, знает ли ребенок, что заикается? Очень просто: он не пытается контролировать и исправлять свои запинки, не замечает их.
Детям со «свежим» заиканием нужно назначить режим молчания (недели на две, хотя бы на одну). Это придется поручить родителям. Пусть скажут ребенку, что у него «заболел» голос, и ему надо молчать, пока его голос «не выздоровеет». Пусть обмотают ему шею шарфом, чтобы ребенок помнил о своем «больном» голосе. Смысл процедуры. Ребенок, еще не застрявший на запинках, «забывает, как их делать». Не всякого ребенка можно уговорить молчать. Тогда пусть говорит шепотом (причина та же: «заболел» голос). При шепотной речи заикание невозможно, и ребенок опять же «забывает, как надо заикаться».
И в первом случае (когда ребенок молчит), и во втором (когда он шепчет), окружающие должны говорить с ним и между собой шепотом или очень тихим и низким (но не «придушенным») голосом.
Когда ребенок прошел описанный «карантин», настает черед вмешательства логопеда. Надо закрепить у ребенка нормальную речь и предупредить рецидив заикания (хотя у некоторых детей эффект закрепляется сам).
Дальнейшие наброски методов работы – уже мои личные (статейный формат, разумеется, не позволяет описать их подробно).
Теперь надо перевести шепотную речь ребенка в звучную, постепенно прибавляя голос. И вы, и ребенок должны говорить низким голосом (при этом тихим). Игры и задания во время тренировок могут быть любыми (только не возбуждающими и не шумными).
Основное правило. Речь ребенка должна начинаться и сопровождаться «подающими эту речь» движениями всего корпуса ребенка, направленными к собеседнику (к вам). Движения должны совершаться сверху-вниз. Это значит, что на каждом слове высказывания весь корпус ребенка (от поясницы) должен наклоняться к вам и одновременно вниз (располагайтесь от ребенка на расстоянии, чтобы дать ему место для наклона). Задачу для ребенка можно сформулировать так: «Выкладывай каждое слово на пол перед моими ногами». Или: «Пусть каждое твое слово падает (оно "тяжелое", имеет "вес") на пол передо мной». Что достигается через такую «подачу» слов?
● У ребенка автоматически (благодаря наклону корпуса) возникает нижнереберное (а не ключичное) дыхание. Ключичное дыхание (верхушкой грудной клетки) вызывает дыхательные сбои и еще напряжение мышц шеи, мимических и артикуляторных, что подготавливает запинку.
● Формируется грудное резонирование голоса. Голос вместе с телом «идет вниз», а не «выпрыгивает» наверх, «в голову» (чем вызывается напряжение мышц гортани и артикуляторных мышц и провоцируется их готовность к судорожным запинкам).
● У ребенка появляется нисходящая интонация речи (вниз по октаве) вместо характерной для заикания интонации восходящей.
Итак, все тело ребенка во время речи должно работать сверху-вниз. Этим обеспечивается нескованность мышц (без специальной работы над этим), отвечающих за фонацию и произнесение.
Сначала пусть высказывания ребенка будут короткими (одно-два слова), можно использовать отраженные (ребенок повторяет за вами). Затем его высказывания должны стать инициативными. Хороший ход: пусть отдает вам короткие распоряжения («Иди», «Стой», «Сядь на диван», «Встань со стула» и т.п.). Спрашивайте: что мне сделать? Высказывания в повелительном наклонении хорошо тренируют «речь всем телом» с наклоном от поясницы, поскольку просто-таки требуют выраженного обращения к собеседнику.
Наращивайте у ребенка звучность речи. Отходите от него и говорите: «Твои слова до меня не долетели, нацель их дальше». «Нацеливать» их ребенок должен не за счет усиления голоса, а за счет «подающего эти слова» движения корпуса по направлению к вам.
Первый признак плохого начала речевого движения: ребенок поднимает плечи. Следите за этим. Вслед «потянется вверх» и весь речедвигательный акт: дыхание станет ключичным, голос – высоким и зажатым, артикуляция – напряженной и утрированной. А отсюда уже недалеко и до дыхательных, тонических (голосовых) либо клонических (артикуляторных) сбоев. Как только ребенок поднял плечи, говорите: «Сбрось, или урони, плечи». Он должен «ронять» их вместе с грудной клеткой, а точней, вместе со всем корпусом выше пояса. Можно сказать по-другому: пусть ребенок «оседает» корпусом вниз. При этом в положении стоя у него сами собой согнутся колени (при правильном, нескованном «оседании»). В положении сидя он несколько скособочится, голова чуть съедет вбок.
Очень важно: плечи ребенок должен «ронять» вместе с шумным выдохом через рот (губы пусть вытягивает вперед). Как только он поднял плечи, просто без слов показывайте ему это движение. В итоге ребенок научится самостоятельно следить за плечами. Именно положение плеч – самая доступная для него «точка контроля» за правильностью протекания всего речедвигательного акта.
Добавлено спустя 8 минут 19 секунд:
М. А. Полякова. Маленький этюд о заикании. Коррекция «свежего» заикания у детей (когда они еще не знают, что заикаются)
Способ этот «старинный», я опишу его своими словами. Каким детям он подходит? Тем, кто начал заикаться недавно и еще об этом не догадался. Как определить, знает ли ребенок, что заикается? Очень просто: он не пытается контролировать и исправлять свои запинки, не замечает их.
Детям со «свежим» заиканием нужно назначить режим молчания (недели на две, хотя бы на одну). Это придется поручить родителям. Пусть скажут ребенку, что у него «заболел» голос, и ему надо молчать, пока его голос «не выздоровеет». Пусть обмотают ему шею шарфом, чтобы ребенок помнил о своем «больном» голосе. Смысл процедуры. Ребенок, еще не застрявший на запинках, «забывает, как их делать». Не всякого ребенка можно уговорить молчать. Тогда пусть говорит шепотом (причина та же: «заболел» голос). При шепотной речи заикание невозможно, и ребенок опять же «забывает, как надо заикаться».
И в первом случае (когда ребенок молчит), и во втором (когда он шепчет), окружающие должны говорить с ним и между собой шепотом или очень тихим и низким (но не «придушенным») голосом.
Когда ребенок прошел описанный «карантин», настает черед вмешательства логопеда. Надо закрепить у ребенка нормальную речь и предупредить рецидив заикания (хотя у некоторых детей эффект закрепляется сам).
Дальнейшие наброски методов работы – уже мои личные (статейный формат, разумеется, не позволяет описать их подробно).
Теперь надо перевести шепотную речь ребенка в звучную, постепенно прибавляя голос. И вы, и ребенок должны говорить низким голосом (при этом тихим). Игры и задания во время тренировок могут быть любыми (только не возбуждающими и не шумными).
Основное правило. Речь ребенка должна начинаться и сопровождаться «подающими эту речь» движениями всего корпуса ребенка, направленными к собеседнику (к вам). Движения должны совершаться сверху-вниз. Это значит, что на каждом слове высказывания весь корпус ребенка (от поясницы) должен наклоняться к вам и одновременно вниз (располагайтесь от ребенка на расстоянии, чтобы дать ему место для наклона). Задачу для ребенка можно сформулировать так: «Выкладывай каждое слово на пол перед моими ногами». Или: «Пусть каждое твое слово падает (оно "тяжелое", имеет "вес") на пол передо мной». Что достигается через такую «подачу» слов?
● У ребенка автоматически (благодаря наклону корпуса) возникает нижнереберное (а не ключичное) дыхание. Ключичное дыхание (верхушкой грудной клетки) вызывает дыхательные сбои и еще напряжение мышц шеи, мимических и артикуляторных, что подготавливает запинку.
● Формируется грудное резонирование голоса. Голос вместе с телом «идет вниз», а не «выпрыгивает» наверх, «в голову» (чем вызывается напряжение мышц гортани и артикуляторных мышц и провоцируется их готовность к судорожным запинкам).
● У ребенка появляется нисходящая интонация речи (вниз по октаве) вместо характерной для заикания интонации восходящей.
Итак, все тело ребенка во время речи должно работать сверху-вниз. Этим обеспечивается нескованность мышц (без специальной работы над этим), отвечающих за фонацию и произнесение.
Сначала пусть высказывания ребенка будут короткими (одно-два слова), можно использовать отраженные (ребенок повторяет за вами). Затем его высказывания должны стать инициативными. Хороший ход: пусть отдает вам короткие распоряжения («Иди», «Стой», «Сядь на диван», «Встань со стула» и т.п.). Спрашивайте: что мне сделать? Высказывания в повелительном наклонении хорошо тренируют «речь всем телом» с наклоном от поясницы, поскольку просто-таки требуют выраженного обращения к собеседнику.
Наращивайте у ребенка звучность речи. Отходите от него и говорите: «Твои слова до меня не долетели, нацель их дальше». «Нацеливать» их ребенок должен не за счет усиления голоса, а за счет «подающего эти слова» движения корпуса по направлению к вам.
Первый признак плохого начала речевого движения: ребенок поднимает плечи. Следите за этим. Вслед «потянется вверх» и весь речедвигательный акт: дыхание станет ключичным, голос – высоким и зажатым, артикуляция – напряженной и утрированной. А отсюда уже недалеко и до дыхательных, тонических (голосовых) либо клонических (артикуляторных) сбоев. Как только ребенок поднял плечи, говорите: «Сбрось, или урони, плечи». Он должен «ронять» их вместе с грудной клеткой, а точней, вместе со всем корпусом выше пояса. Можно сказать по-другому: пусть ребенок «оседает» корпусом вниз. При этом в положении стоя у него сами собой согнутся колени (при правильном, нескованном «оседании»). В положении сидя он несколько скособочится, голова чуть съедет вбок.
Очень важно: плечи ребенок должен «ронять» вместе с шумным выдохом через рот (губы пусть вытягивает вперед). Как только он поднял плечи, просто без слов показывайте ему это движение. В итоге ребенок научится самостоятельно следить за плечами. Именно положение плеч – самая доступная для него «точка контроля» за правильностью протекания всего речедвигательного акта.