Цель этого направления коррекционно-педагогической работы с заикающимися — воспитание адекватного отношения к себе, окружающим и взаимоотношений с ними. Одним из основных методов в этой работе является психотерапевтическое воздействие. Для заикающихся детей большое значение имеет общая психотерапия — создание особого положительного эмо-ционального фона окружающей обстановки (семья и педагоги).
Важным моментом является то, что по сути каждое логопедическое занятие носить психотерапевтическую направленность и включает элементы психотерапии (психотерапевтические беседы в начале занятия как организа-ционный момент, элементы суггестивной психотерапии — внушения). Так, например, в процессе мышечного и эмоционального расслабления могут вводиться «формулы внушения», которые в начале курса занятий произносит логопед, затем он только дает установку и дети проводят самовнушение (элемент аутогенной тренировки), например: с каждым днем, с каждым занятием моя речь становится все лучше и лучше. Я говорю плавно, уверенно и красиво. Волнения при речи не будет. Всегда и везде моя речь будет плавной, уверенной и красивой. Мне нравится говорить ритмично и ровно. Мне нра-вится говорить хорошо. Я совершенно не волнуюсь, когда говорю. Я спокоен, совершенно спокоен и уверен в себе. Я спокоен и уверен в своей речи.
Полученные детьми навыки правильной речи нужно собрать воедино и вывести правила в определенной последовательности. Например, обучение и введение в речь правил естественной речи можно начать следующим обра-зом (Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская, 1995):
— Итак, Путешествие по реке слитного произношения начинаем со вступительной речи и беседы о моряках и путешествиях, о том, какими качествами должен обладать моряк. Настоящий моряк: внимательный, собранный, умеет принимать правильное решение, чтобы корабль шел по курсу и не сел на мель, кроме того, моряк немногословен.
Детям дается задание завести тетрадь, которая будет называться «Бортовой журнал» и по ходу плавания дети заносят туда все правила и их обо-значения в виде морских символов, приводя в систему законы естественной речи. Девиз при подготовке к занятию: «Говори меньше — думай больше», в соответствии с ним первый закон:
Прежде подумайте, потом говорите.
Логопед дает образец правильного плавного чтения, помогая себе дирижированием и обращая внимание детей на то, что, если бы прочитано было быстро и скороговорением, они ничего бы не поняли, следовательно, второй закон: Говорите в спокойном темпе.
В своем «Бортовом журнале» дети самостоятельно рисуют символы плавной речи (это может быть плывущий по волнам корабль или просто волны).
Логопед объясняет, что корабль движется по волнам неторопливо, спо-койно, и спрашивает: «Что его движет, что надувает паруса?» «Ветер, воздух». Логопед продолжает:
— И нам для того, чтобы говорить, нужен воздух. (Логопед демонстрирует речевой вдох через слегка приоткрытый рот, обращая внимание на то, что плечи при вдохе неподвижны, а стенка живота немного выдвигается вперед).
«Положим ладонь на живот: Вдох—выдох. Какое движение совершает рука? Она словно волна. Во время паузы происходит расслабление и подготовка к следующему вдоху». Логопед рисует на доске, а дети — в своих «журналах» волны речевого ритма. Поэтому третий закон: Говорите всегда на выдохе.
Рисуем символ третьего закона — парус. В безбрежном пока океане речи встречается остров. Логопед вешает на доску картинку с изображением острова, на котором возвышается замок, на воротах его висит замок, просит сравнить два эти слова:
— Слова пишутся одинаково, у них одинаковые буквы, но при произнесении в них дольше звучат разные звуки и от этого изменяется смысл сло-ва. Четвертый закон: Выделяйте долгие гласные звуки в словах.
Чтобы не попасть в беду и не утонуть в океане речи, нужен спасательный круг — символ четвертого закона Играя, мы отрывисто произносим слова, потому что они не связаны между собой по смыслу. Если они связаны по смыслу, значит это предложение, и вот наш пятый закон: Слова в предложении произносите слитно.
Предложение — это законченная картина, слово в ней — отдельный мазок, но мазок кисти в отдельности — это хаос, чтоб из отдельного хаоса мазков получилась картина, нужно их соединить (дети рисуют картину моря красками) — законченная картина и есть символ плавной речи.
В далеком плавании морякам приходят письма из дома, иногда они написаны, а иногда нарисованы (раздать детям карточки с сюжетными картинками и заданием: составить по картинкам небольшой рассказ из 2—3 предложений). Наш шестой закон: В конце каждого предложения делайте паузу.
Нужна остановка, чтобы отдохнуть во время отдыха будем ловить рыбу (раздать детям разрезные картинки с изображением разных пород рыб разных по форме, цвету; дети подбирают, выделяя отличительные признаки). Нужно составить небольшой описательный рассказ каждому о своей рыбе. Например: «Это рыба окунь, она живет в реке, у нее на теле есть полоски. Хвост и плавники оранжевого цвета». Желая рассказать о чем-то подробнее, вы должны выдерживать паузы внутри длинного предложения, длинные предложения делить на смысловые отрезки. Седьмой закон: После смыслового отрезка делайте паузу:
Тренировка на пересказе коротких рассказов. Обратить внимание на то, что предложения прочитаны детьми не всегда одинаково, например: Моряк отважный человек // Моряк отважный человек // Моряк отважный человек. В зависимости от того, какое слово выделено, оно и считается главным и от этого меняется смысл. Попробуем сказать без логического ударения получается скучно, монотонно. Чтобы наша речь была понятной и выразительной нужно делать логические ударения. И вот мы вывели наш следующий, восьмой закон: В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова — делайте логические ударения.
Тренируемся в составлении предложений и выделении главного по смыслу слова. Вот мы и вывели основные законы правильной речи. Вы заметили, что правила помогают говорить спокойно. Моряку не страшны любые шторма. Он всегда уверенно и спокойно смотрит вперед. Так и вам при разговоре надо спокойно смотреть на того, с кем говорите. Наш последний девятый закон: При разговоре спокойно смотрите на собеседника:
Научившись пользоваться этими правилами, дети станут более уверенными в своих силах и возможностях. Комплексный подход в преодолении заикания требует от логопеда использования в своей работе достижений в этом направлении других специалистов.
В настоящее время значительно возросло непосредственное участие логопедов в некоторых областях медицины. Так логопеды все чаще используют некоторые психотерапевтические приемы, логоритмические упражнения, приемы массажа и т. д. на логопедических занятиях с заикающимися. Все это имеет большое значение для заикающихся, так как дает хороший терапевтический эффект.
В комплексе лечения заикания психотерапия занимает одно из главных мест. Каждое логопедическое занятие независимо от возраста заикающе-гося и методики работы должно быть максимально насыщено психотерапевтическим воздействием, давать заряд положительных эмоций, вселять веру в свои силы и возможности. В этом отношении большое значение имеет не только первая встреча со специалистом, когда заикающемуся нужно показать, что он сможет хорошо говорить, но и все последующие занятия, на которых следует добиваться, чтобы ребенок практически не заикался. Поэтому необходимо активизировать доступные и сохранные у ребенка структуры речи, а также использовать различные варианты мышечной релаксации, аутотренинга, самовнушения и доступных логопеду эмоциональных, суггестив-ных, рациональных приемов.
В современной психотерапии различают два основных вида воздейст-вия словом: 1) рациональную (по Дюбуа) или разъяснительную (по В. М. Бехтереву) психотерапию; 2) суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).
В лечении заикания у детей преобладающее значение имеет косвенная и рациональная психотерапия. Все виды психотерапии заикания в основном направлены, с одной стороны, на устранение психогенных нарушений у заикающихся (страх речи, чувство ущемленности и подавленности, навязчивая фиксация на своем речевом расстройстве, многообразные переживания в связи с этим и пр.), с другой — на перестройку у заикающегося ребенка измененного под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающими.
На основании собранного анамнеза и его тщательного анализа строятся в дальнейшем индивидуальные и коллективные психотерапевтические беседы, которые представляют собой логически обоснованную систему разъяснений, убеждений и обучения.
Цель психотерапевтических бесед с заикающимися детьми заключается в том, чтобы разъяснить им в доступной, образной и убедительной форме сущность заикания, его обратимость, роль ребенка в его преодолении, критически разобрать особенности поведения заикающихся. При этом могут быть использованы выдержки из дневников тех, кто уже успешно закончил курс лечения, магнитофонные записи. Можно также организовать демонстрацию свободной речи прежде заикающихся детей и многое другое. Силой логического убеждения и примером психотерапевт стремится помочь заикающемуся в перестройке неправильных форм поведения, усугубляющих заикание, внушает уверенность в свои силы, в возможности преодоления болезненного состояния. Все это требует от специалиста большого диапазона знаний, внешней убедительности и умелого использования слова как лечебного фактора.
Следует подчеркнуть, что для дошкольников рациональная психотерапия применяется в виде разнообразных игровых приемов с использованием игрушек, красочного и забавного дидактического материала, труда, музыки, ритмики и пр. Обязательными для всех заикающихся являются овладение ими навыками мышечного расслабления и работа над дыханием и голосом.
Работа над дыханием занимает значительное место в большинстве психотерапевтических систем. Помимо логопедических приемов развития речевого дыхания, используется «парадоксальная» дыхательная гимнастика (автор А. Ф. Стрельникова), в процессе которой автоматизируется нижнедиафрагмальное дыхание, разрушаются стойкие патологические дыхательные речевые стереотипы. Кроме того, «парадоксальная» гимнастика оказывает мощное эмоционально-положительное влияние на заикающихся, а также общеукрепляющее и оздоровительное воздействие, способствует санации но-соглотки. В процессе упражнений повышаются голосовые возможности и автоматизируется речь на задержанном дыхании (это естественно для здоровой речи, исключая речь на фиксированном, утрированном выдохе).
При работе над голосом преследуется цель освобождения гортанной мускулатуры от «зажимов». Заикающиеся знакомятся со строением резонаторов, их ролью, работают над произвольным усилением и ослаблением голоса. Эта работа включает использование слоговых рядов, стихотворной речи. Особое внимание обращается на звучность, тембровое богатство, напевность и другие стороны речи. В речевую работу включаются элементы внушения и самовнушения. Например, используются фразы: «Я сильный, смелый, уверенный», «Я все могу» и т. д., которые произносятся в напевном ритме, с повышением и понижением голоса. Голосовые упражнения сочетаются с простыми движениями рук, ног, наклонами, поворотами.
Любые упражнения предполагают мышечное расслабление. Варианты расслабления отрабатываются не только в состоянии покоя, но и во время ходьбы, бега с поочередным расслаблением различных групп мышц, особенно шейных. В последнее время специалисты все чаще используют рефлексотерапию для лечения заикания. Воздействуя на определенные точки акупунктуры, удается снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нарушенную нервную регуляцию речи. Массаж улучшает функциональное состояние центральной нервной системы, активизирует работу мозга и его компенсаторные возможности. В практической дея-тельности точечный массаж используется как одна из составных частей комплексного лечения заикания. Массаж биологически активных точек прово-дится в период режима ограничения речи одновременно с обучением детей расслаблению, работой над голосом.
Леонова С. В.
Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.
Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благо-приятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха.
читать дальше >>
Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.
Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.