Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы, так как наиболее полно выражают непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие логопеда на заикающегося. Используются следующие формы, коррекционных занятий:
• фронтальные занятия (7—8 человек в группе). Это занятия по основным направлениям коррекционного воздействия при заикании;
• индивидуальные занятия (проводятся также и микрогруппами с учетом выявленных при обследовании особенностей речевого и психомоторного развития, личности заикающегося ребенка). Это могут быть занятия по коррекции звукопроизношения, психотерапевтические беседы и т. д.
• закрепляющие занятия (занятия с воспитателем логопедической группы или специального образовательного учреждения). На них закрепляется материал, отработанный логопедом
Воспитание навыков плавной речи требует длительных и постоянных тренировок, не ограниченных рамками логопедических занятий, а имеющих место в процессе ежедневного речевого общения ребенка с окружающими. Логопедические занятия должны проводиться на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и системы его воспитания. И все это должно сочетаться с необходимыми оздоровительными и лечебными ме-роприятиями.
К проведению логопедических занятий с заикающимися детьми (по В. И. Селиверстову, 2001) предъявляются следующие требования:
1. Логопедические занятия должны отражать основные задачи коррекционно-воспитательного воздействия на речь и личность заикающегося ребенка.
2. Логопедические занятия должны быть построены с учетом основных дидактических принципов:
• принцип систематичности и последовательности. Логическое расположение содержания логопедических занятий, сообщение определенных знаний и воспитание навыков правильной речи у заикающихся в строго систематическом и последовательном порядке, постепенно с учетом их речевых возможностей. Обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному, изучение нового на основе предшествующего материала;
• принцип сознательности и активности. Сознательное и целенаправ-ленное преодоление заикающимися недостатков своей речи и поведения, осознание ими важной роли в устранении заикания систематических тренировок в правильной речи. Воспитание навыков самоконтроля и объективной самооценки, знание и умение пользоваться логопедическими приемами и знаниями в повседневной деятельности;
• принцип индивидуального подхода в условиях групповой работы с заикающимися. Тщательное динамическое изучение каждого заикающегося и выбор средств коррекционно-воспитательной работы в зависимости от его психических и речевых возможностей;
• принцип наглядности и применения средств ТСО (наглядные пособия, настольные игры, диафильмы, магнитофонные записи, компьютерные технологии, специфические ТСО — аппарат «Эхо»).
3. Логопедические занятия должны быть согласованы с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного или школьного возраста (прежде всего с обучением родному языку). Связь речевых упражнений с общеобразовательными занятиями подготовит их к тому, как надо говорить правильно в разных условиях, облегчит им возможность постепенного переноса новых речевых навыков в свою деятельность.
4. В логопедических занятиях должна быть предусмотрена необходимость тренировки правильной речи и поведения у заикающихся детей в разнообразных условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в разных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых людей и т. д. С этой целью используются дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и творческие игры, экскурсии и т. д.
5. На логопедических занятиях ребенок должен научиться всегда го-ворить без заикания. На речевых занятиях ребенок должен постоянно убеждаться в том, что может говорить хорошо. Нужно подбирать для него речевые упражнения так, чтобы они были доступны для свободного проговаривания. Для этого логопеду нужно очень хорошо знать речевые возможности ребенка и в целом систему последовательного, постепенного усложнения занятий.
6. На логопедических занятиях с заикающимися постоянно должны присутствовать образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающихся детей, магнитофонные записи мастеров художественного слова, демонстрационные выступления ранее закончивших курс логопедических занятий и т. д.
Качество формирования у заикающихся плавной речи во многом обусловливается формой построения логопедических занятий. Рассмотрим структуру и особенности содержания логопедических занятий с заикающимися детьми на разных этапах коррекционного воздействия.
Логопедическое занятие состоит из следующих структурных частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть содержит упражнения, включающие элементы организации детского коллектива, беседы психотерапевтического характера, речевые зарядки, повторение и закрепление пройденного на предыдущем занятии речевого материала. Основная часть занятия содержит какой-то новый вид речевых упражнений или новые условия, в которых они проводятся. В заключении занятия логопед дает тренировочные упражнения для закрепления нового материала, а также подводит итоги работы детей на занятии, обращает внимание на их достижения и успехи на этом занятии, дает советы и задания для закрепления этих достижений вне логопедических занятий.
Схема логопедического занятия с заикающимися детьми
I. Тема и цель занятия.
II. Оборудование (наглядно-иллюстративный, дидактический, раздаточный, речевой материал).
III. План.
1. Организационный момент.
2. Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Расслабляющие упражнения.
3. Развитие фонационного (речевого) дыхания. Дыхательно-голосовые упражнения. Развитие интонационных характеристик речи (высота, громкость и т. д.).
4. Работа над плавностью речи:
а) в элементарных ее формах (упражнения на произнесение отдельных гласных звуков — 2-х, 3-х, 4-х, 5-и; фраз из одного слова; коротких предложений, длинных фраз с логической паузой);
б) в более сложных формах (чтение стихов и небольших прозаических текстов, пересказ, рассказ, диалог, монолог).
5. Развитие координации слова и ритмизованного движения. Логоритмические упражнения.
6. Упражнения, направленные на развитие речи в целом: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи (включаются в занятие для детей, имеющих наряду с заиканием не резко выраженное общее недоразвитие речи).
7. Итог.
8. Домашнее задание.
IV. Ход занятия (описание инструкций логопеда, основных приемов, речевого материала).
V. Литература.
Это интересно:
Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благо-приятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха.
читать дальше >>
Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.
Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.
Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.