Как достичь цели в избавлении от заикания

лечение заикания

Лечение заикания — это сложный и трудоемкий процесс. Он потребует от вас умения сделать над собой усилие. Зато если есть цель, достичь ее — это большое счастье.

Прежде чем приступить к выполнению упражнений, выслушайте несколько советов.

Методический комментарий

♦ Комплекс занятий (набор упражнений, их последовательность, время и частоту повторения и др.) применительно к каждому конкретному случаю может квалифицированно подобрать только логопед.
♦ Выполнять упражнения можно самостоятельно.
♦ Очень важно точно и последовательно выполнять все упражнения и рекомендации. Это поможет достигнуть хороших результатов.
♦ Желательно периодически контролировать ход занятий у логопеда.
♦ В процессе занятий необходимо выработать навыки самоконтроля дыхания, артикуляции, темпа, ритма речи и контролировать себя в повседневной жизни.
♦ Помните: очень многое зависит от вас самих, вашего упорства и старания.
Приступая к лечению заикания , учтите следующие рекомендации и старайтесь постоянно им следовать.

Рекомендации
♦ Проанализируйте причины ваших жизненных трудностей и связанных с этим волнений. Обсудите сложные проблемы с профессионалом (психотерапевтом или психологом). Это можно сделать в ходе комплексного лечения заикания.
♦ Не упускайте из виду того, что при желании всегда можно найти выход из трудного положения, отделив несущественное от существенного,
♦ В ходе основного курса и дальнейшего поддерживающего лечения стремитесь к тому, чтобы в повседневной жизни чувствовать себя спокойно, уверенно и уравновешенно.
♦ Не считайте заикание основной причиной ваших жизненных трудностей.
♦ Не пытайтесь сделать секретом свои речевые особенности, не скрывайте, что лечитесь от заикания.
♦ Идите по жизненному пути «без оглядки» на заикание — не изменяйте своих жизненных планов и стремлений из-за заикания.
♦ Во время лечения будьте активными, терпеливыми, собранными и целеустремленными: только упорная работа в соответствии с рекомендациями специалиста приводит к нормальной речи.
♦ Не отчаивайтесь при неудачах, снова и снова повторяйте упражнения. Помните, что вы осваиваете произвольный, сознательный метод регулирования речевой деятельности.

Обратите внимание!

При лечении заикания наряду с коррекцией речи логопедическими приемами возникает необходимость избавить пациента от целого ряда невротических проявлений: от речевой неуверенности и «страха речи». Это осуще-ствляют психотерапевтическими и медико-психологическими средствами, а на определенных этапах — с помощью фармакологических препаратов.

Лечение невротических проявлений может быть успешным только в условиях постоянного взаимодействия пациента со специалистом-логотерапевтом, так как для достижения успеха необходимо видоизменить в благоприятном направлении ряд особенностей характера, сформировавшихся на фоне трудностей речевого общения и препятствующих нормализации речи.

Поварова И.А.
Коррекция заикания в играх и тренингах

Это интересно:

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Регуляция эмоционального и мышечного состояния

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

читать дальше >>

Мышечное расслабление

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

читать дальше >>

Тренируем речевые мышцы

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

читать дальше >>

Модель фиксированности на своем дефекте

Опираясь на общие принципы системного подхода в психологии (Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, П.Я.Гальперин, В.Д.Небылицын, Д.Б.Эльконин и др.) и наши собственные наблюдения, мы делаем попытку рассмотреть модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Правомерность такого подхода, в частности, подтверждается результатами сравнительного исследования подростков, проведенного под нашим руководством Г.И.Ангушевым. Проведенное исследование позволило ему сделать вывод, что различие между заикающимися и свободно говорящими выражается у первых не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. Эта специфика проявляется не в какой-либо одной отдельной функции, а во всей совокупности психических процессов.

читать дальше >>

Группа Ю.Б.Некрасовой, 1988 год.

Тысяча случайностей и тысяча друзей приходят к нам, чтобы показать, как преодолевать препятствия, с которыми, на первый взгляд, слишком сложно справиться в одиночку. И покуда мы подробнее...

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи

Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. Логопед объясняет детям,, что от пра-вильного произношения всех гласных звуков зависит подробнее...

Фиксированность на дефекте. Эмоции. Чувства. Волевые усилия

Заикание (как никакое другое речевое нарушение) вызывает особенно острое эмоциональное реагирование индивидуума на свой дефект. Можно полагать, что это связано с отсутствием ясных, понятных и подробнее...

Методики логопедических занятий со школьниками

В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших подробнее...

Разнообразие средств и приемов коррекционно-педагогической работы

Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы, так как наиболее полно выражают непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие логопеда на заикающегося. подробнее...