Верный путь к хорошей речи. Работа со стихотворениями

коррекция заикания в играх и тренингах

Хорошей тренировкой правильных речевых навыков и профилактикой заикания является чтение стихотворений, которым свойственна внутренняя и внешняя организованность.

Строгое чередование ударных и безударных слогов, согласование рифмованных окончаний и обязательная строковая пауза придают стиху речевую и музыкальную организованность: речь очень ритмична, мелодична, каждая строка ведет за собой другую строку. Постоянная практика чтения стихотворения очень полезна для устранения заикания как у взрослых, так и у детей.

Поэтический текст — это высшая форма организации языка, когда для понимания содержания важно все: и значение слов, и рифма, и ритм, и звук, и интонация.

Анализируя тот или иной текст, обращайте внимание не только на звукопись, образные возможности слова, но и на рифму, словесное ударение, ритмическую организацию стиха, а также интонацию.

Рифма — это яркая особенность стиха, которая строится на фонетических возможностях звуковой системы — на звуковых повторах.

Рифма служит не только для украшения текста, создания благозвучия, но и является изобразительным средством, рифма «услаждает слух» (В. Тре-диаковский) читателя или «требует отклика, ударения, внимания» (В. Даль).

Русская рифма богата и разнообразна. По расположению строк различают рифмы: смежные — рифмовка соседних стихов; перекрестные — первый стих рифмуется с третьим, второй с четвертым; кольцевые — первый стих рифмуется с четвертым, второй — с третьим.

Кроме этого, важно обратить внимание на строфу — повторяющиеся в стихотворении сочетания двух или нескольких строк, объединенные системой рифм и общей интонацией. Исходя из этого различают: двустишия, трехстишия, четверостишия, пятистишия и т.д.

Кроме рифмы большую роль играет словесное ударение, которое может выполнять в слове смыслоразличительную функцию и выделяет ударный слог. В поэтической речи ударение ритмически организует стихотворный текст. Например, в русском стихосложении существуют двухсложные размеры (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).

Специалисты считают, что четырехстопный ямб — самый излюбленный в русской поэзии размер. (В стихотворениях А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Блока и других.)

Ритм в строчках может стать толкователем содержания поэтического текста. Сравните, например, былины, написанные тоническим (народным) стихом, и поэтические произведения русских поэтов. К.Д. Бальмонт былинный стих определил как «певучую поэзию».

Рекомендации
♦ При чтении стихотворений соблюдайте следующие требования.

— Выразительно прочитайте текст, стараясь при помощи голосовых модуляций передать разные чувства (радость, печаль, уныние, восторг и др.). Обдумайте, какой из вариантов прочтения больше подходит к данному тексту и почему?

— Определите, на какое слово в предложении падает логическое ударение. Подумайте, что дает для понимания смысла текста изменение места логического ударения.

— Каждую строчку произносите на одном плавном выдохе; в конце строки делайте паузу и новый вдох.

— Все слова от паузы до паузы произносите слитно, не отрывая одно слово от другого; определите в каждой строке логические центры и выделяйте их большей силой и длительностью произнесения.

— Если перед строковой паузой мысль не закончена или предложение вопросительное, повышайте голос.

— При законченной утвердительной или восклицательной интонации понижайте голос, говорите в умеренном, неторопливом темпе, следите, чтобы была некоторая певучесть в чтении.

♦ Потренируйтесь в чтении предложений текста с соблюдением необходимых пауз. Попробуйте определить, что они выражают (паузы, припоминания, напряжения, умолчания)? С какой целью автор использует многоточие?

♦ Научитесь выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию (логические ударения, паузы, повышения и понижения голоса).

Поварова И.А.
Коррекция заикания в играх и тренингах

Тренируем речевые мышцы

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

читать дальше >>

Модель фиксированности на своем дефекте

Опираясь на общие принципы системного подхода в психологии (Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, П.Я.Гальперин, В.Д.Небылицын, Д.Б.Эльконин и др.) и наши собственные наблюдения, мы делаем попытку рассмотреть модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Правомерность такого подхода, в частности, подтверждается результатами сравнительного исследования подростков, проведенного под нашим руководством Г.И.Ангушевым. Проведенное исследование позволило ему сделать вывод, что различие между заикающимися и свободно говорящими выражается у первых не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. Эта специфика проявляется не в какой-либо одной отдельной функции, а во всей совокупности психических процессов.

читать дальше >>

Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

читать дальше >>

Отбор методик для коррекции заикания у подростков

Для построения системы педагогической коррекции заикания у подростков потребовалось провести работу по отбору элементов театральной педагогики и проверке их адекватности, а в последующем и подробнее...

Формы логопедической работы

К обязательным формам работы с заикающимися детьми относятся следующие: психолого-педагогическое изучение ребенка, логопедические занятия , организация самостоятельной работы, использование в подробнее...

Содержание логопедических занятий

Дидактический принцип систематичности и последовательности в логопедических занятиях с заикающимися отражается, прежде всего, в логическом расположении содержания этих занятий, когда сообщение подробнее...

6 советов для тех, кто общается с заикающимися

Заикание может казаться легкой проблемой, которая может быть решена при помощи нескольких простых советов, однако для многих взрослых заикающихся это может быть хроническое, длящееся всю жизнь подробнее...

Как растопить лед при разговоре

Вопpосы, помогающие "pазбить лед" и yзнать собеседника: 1. Kакая y вас pабота? За что вы ее любите? Что для вас в ней самое тpyдное, но интеpесное? Что вас в ней yгнетает? Чего бы вы хотели подробнее...