В системе объединена и тесно взаимосвязана работа логопеда, психиатра, психотерапевта и невропатолога. Реализация данной системы предусматривает пребывание заикающихся в стационарных условиях, в связи с чем правомерно говорить о лечении заикающихся.
Курс лечения рассчитан на 2,5 - 3 месяца и включает 4 этапа: диагностический; перестройку патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; диспансеризацию и профилактику рецедивов.
1. Диагностический этап (10 - 15 дней) включает тщательное изучение каждого заикающегося невропатологом, психиатром, психотерапевтом, психологом логопедом, нейропсихологом. В результате чего устанавливается диагноз и намечается план лечения.
2. Этап перестройки речевых навыков и нарушенных отношений личности продолжается 30-45 дней. В это время проводятся логопедические занятия по отработке речевых техник: нормализация дыхательной и голосовой функцией, выработка речевых эталонов. Одновременно начинается аутогенная тренировка и личностно-ориентировочная (реконструктивная) психотерапия, проводятся сеансы внушения в бодрственном состоянии, индивидуальная и групповая психотерапия.
3. На третьем этапе (30 дней) проводится тренировка речи в обычной для заикающегося жизненной обстановке, благодаря чему воспитывается речевая активность и укрепляется уверенность в том, что заикающийся может самостоятельно справиться с нарушениями речи в любых ситуациях общения.
4. После окончания лечения пациенты получают необходимые консультации, организуются встречи заикающихся. В.М. Шкловский особое внимание обращает на необходимость дальнейшей диспансеризации заикающихся, что служит профилактикой рецидивов заикания.
Система комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, проводимая в условиях стационара и разработанная коллективом "Лаборатории патологии речи" под руководством Н.М.Асатиани имеет свои отличительные особенности. В основу данной системы положен подход разработанный Н.А. Власовой. Курс реабилитации включает комплекс медико-педагогических мероприятий, включающих медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое и логоритмическое воздействие.
Перед началом курса реабилитации проводится сбор анамнеза. С этой целью заикающимся за месяц до стационирования рассылаются специальные анкеты, что дает обширную предварительную информацию о каждом заикающемся.
При поступлении заикающихся в стационар проводится подробное медицинское и логопедическое обследование, в результате которого осуществляется дифференциальная диагностика и определяется план индивидуальной работы с заикающимся в рамках комплексного медико-педагогического метода.
Курс реабилитации в условиях стационара длится 45 дней и подразделяется на несколько этапов.
1. Подготовительный этап (5-7 дней). На этом этапе с целью угашения патологических навыков в первую неделю пребывания в клинике организуется "режим молчания" и режим "ограничения речи", на фоне которых начинают проводить психологические, психотерапевтические и логопедические занятия.
2. Этап активной терапии (20 дней). На этом этапе проводятся систематические коллективные и индивидуальные занятия с логопедом, специализированная аутогенная тренировка, индивидуальная психотерапия и медикаментозное лечение.
3. Этап активных тренировок (10 дней) На этом этапе вводятся функциональные тренировки, во время которых пациенты тренируют свою речь за пределами стационара. Все лечебные воздействия направлены на реализацию речевого общения пациентов в усложняющихся речевых ситуациях.
4. Заключительный этап. Данный этап включает подготовку пациентов к наиболее сложной для них речевой ситуации - публичному выступлению перед многолюдной аудиторией, которое проводится в виде концертной программы. Все звенья комплексного лечебно-педагогического воздействия направлены на подготовку пациентов к этому серьезному речевому испытанию.
Перед выпиской из стационара каждый из специалистов проводит с пациентами индивидуальную беседу, в ходе которой даются рекомендации по самостоятельной дальнейшей работе пациентов.
Логопедическая работа, предусмотренная данной системой, базируется на поэтапной отработке различных видов речи: сопряженной, отраженной, чтение стихов и прозы, вопросно-ответной и спонтанной. Проводится работа по постановке диафрагмального дыхания, удлинению продолжительности фразы выдоха, развитию навыков рациональной голосоподачи, артикуляции, развитию просодических компонентов речи.
Немаловажное место в системе занимает логопедическая ритмика.
При психотерапевтическом воздействии больший акцент делается на методиках, стимулирующих активность пациентов, а именно рациональной психотерапии и специализированной аутогенной тренировке.
Данная система предусматривает проведение реабилитационной работы с учетом клинической разнородности пациентов. Так, с пациентами, страдающими невротической формой заикания, проводится массивная психотерапевтическая работа, которая в процессе логопедической работы принимает характер усложненных функциональных тренировок вне стен стационара, а в условиях логопедического кабинета используется метод моделирования различных ситуаций общения.
Для пациентов с неврозоподобной формой заикания основным направлением логопедической работы является нормализация двигательных речевых стереотипов, расширение словарного запаса и развитие речи как средства общения. Эти пациенты в большей мере нуждаются в индивидуальных логопедических занятиях. Напротив, психотерапевтические мероприятия, проводимые с ними, редуцированы.
Таким образом, особенностью данной системы комплексного медико-педагогического воздействия на взрослых заикающихся является обязательная дифференциация заикающихся с учетом клинической принадлежности, а также применение всего арсенала комплексного медико-педагогического метода: психотерапии, лекарственной терапии, логопедических и логоритмических занятий, функциональных тренировок, индивидуальных, групповых и коллективных занятий, лечебной физкультуры, физиотерапии и общеукрепляющего лечения.
Для реабилитации подростков и взрослых, страдающих тяжелой формой логоневроза (заиканием), Ю.Б. Некрасовой на основе метода эмоционально-стрессовой терапии К.М. Дубровского была создана методика логопсихотерапии - разновидность психотерапии, направленной на восстановление нарушенной речевой коммуникации.
Суть этой методики реабилитации состоит в вызывании, усилении и закреплении состояния готовности к речи, а также обучении пациентов свободе смены психических состояний, что способствует полноценной коммуникации. Эффективность восстановления нарушенного общения достигается на основе личностного подхода позволяющего выявить творческий потенциал личности пациента и создать у него глубокую мотивационную включенность в логопсихотерапевтический процесс.
Авторская методика состоит из трех основных этапов:
1. Пропедевтический этап длится не менее полугода и строится на динамической психотерапевтической диагностике, в основе которой метод библиотерапии - лечение книгой. Данная диагностика позволяет выявить неповторимые личностные черты пациента и на основе этого "портрета неповторимости" выстроить стратегию и тактику последующей логопсихотерапевтической работы.
2. В основе второго этапа реабилитации метод эмоционально-стрессовой психотерапии К.М. Дубровского, который представляет собой подготовленное пропедевтическим этапом публичное индивидуально-групповое воздействие психотерапевтического и педагогического содержания. На сеансе за полтора часа происходит "снятие" симптомокомплекса заикания через "реконструкцию личности" во фрустрирующей ситуации.
3. Этот этап реабилитации основан на активной групповой логопсихотерапии: в течение 2-3 месяцев проводятся ежедневные 8-9 часовые занятия, основная цель которых - формирование саногенных (оздоравливающих) психических состояний, приводящих через последовательное вызывание, пролонгирование и закрепление их к стойким новообразованиям личности. Этому служат нетрадиционные методы: библиотерапия - лечение книгой; символотерапия - разновидность психотерапии, использующей в качестве лечебного воздействия символическую функцию слова и речи; кинезитерапия - разновидность психотерапии, направленной на коррекцию психического состояния человека через работу с телом (парадоксальная гимнастика А.С. и А.Н. Стрельниковых, методика двигательной асимметрии Е.М. Харитонова, гуманно структурированный танец Г. Аммона), а также психотерапевтические беседы и специальная система речевых упражнений в форме коммуникативного тренинга. Каждая из названных форм и методов работы выполняет логопсихотерапевтическую, прогностическую, коммуникативную, мотивационно-стимулирующую и диагностическую функции.
обоснование комплексной реабилитации взрослых заикающихся по методике Ю.Б. Некрасовой.
Методика групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой выстроена на следующих принципах:
* выявление "внутренней картины здоровья" пациента в отличие от традиционной "внутренней картины болезни";
* парадоксальность методов и приемов воздействия;
* коллективное сотворчество пациента и психотерапевта в организации лечебно-педагогического процесса;
* принцип диалогического взаимодействия в процессе общения;
* преемственность, как этапов, так и используемых разнообразных приемов и методов воздействия.
Данная методика предполагает максимальную активизацию личности пациента и его сотворчество с психотерапевтом.
Мотивационную включенность Ю.Б. Некрасова характеризует как особое пролонгированное психологическое состояние, имеющее трехкомпонентную структуру:
а) осознанный мотив, побуждающий к определенной цели;
б) активная деятельность субъекта по реализации данного мотива;
в) "сплав" указанных компонентов, который приобретает силу потребности.
Были выделены различные уровни мотивационной включенности:
Первый (низший) уровень представляет собой аморфное состояние заинтересованности в некотором результате, фактически не проявляющееся в действиях по его реализации. Вместе с тем, этот этап представляет собой благоприятную психологическую почву для формирования более высокого уровня мотивационной включенности.
Второй уровень характеризуется осознанием мотива достижения определенного результата, который начинает проявляться в соответствующих действиях. Вместе с тем, на этом уровне существует разрыв между силой мотива и сравнительно слабой активностью по его реализации.
Третий уровень мотивационной включенности: четко осознаваемому мотиву соответствуют активные действия по его реализации. Однако соответствие еще не устойчиво, реализация мотива требует больших волевых усилий, состояние мотивационной включенности может быть нарушено при затруднениях внешнего или внутреннего плана.
Четвертый уровень характеризуется четко осознаваемым и достаточно сильным мотивом, активными действиями по его реализации, которые становятся потребностью. Это наиболее высокий уровень мотивационной включенности, относительно независимый от ситуационных влияний, оказывающих пролонгированное действие на пациента, которое продолжается и после завершения процесса активной социореабилитации.
Система комплексной реабилитации заикающихся, предложенная Л.З. Арутюнян, определяется автором, как комплексная методика устойчивой нормализации речи при заикании.
Коррекционная работа ведется по трем направлениям:
1. логопедическая работа, направленная на устранение речевых судорог;
2. психотерапия, направленная на редукцию чувства тревоги в связи с актом речи;
3. психологическая работа, направленная на осознание своего состояния и уверенности в реальной возможности выздоровления.
Особенностью данной логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы. Первоначально такая речь реализуется в замедленном темпе. Применение метода синхронизации движения пальцев руки и речи в замедленном темпе позволяет заикающимся с первых же занятий иметь речь без судорожных запинок.
Основной курс реабилитации занимает 24 дня (2 дня - подготовительных, день дестабилизации и 21 день логопедических занятий). Затем в течение года проводится пять поддерживающих микрокурсов (каждый по пять дней), первый - через месяц, остальные с интервалом два месяца.
В группе занимаются одновременно 6-8 человек; формируется она, в основном, по возрастному признаку.
День дестабилизации длится примерно семь часов, остальные занятия - по три часа.
Ориентировочно по времени занятия распределяются следующим образом:
* краткий опрос о состоянии речи (устный дневник) - 5 минут;
* планируемые беседы - 15 минут;
* аутогенная и речевая тренировки, постановка голоса - 1час 20 минут;
* анализ письменных дневников заикающихся и спонтанно возникающие беседы - 20 минут;
* домашнее задание - 10 минут.
После каждых 45 минут занятий - перерыв 7 минут.
Цель подготовительного этапа: вызвать дестабилизацию УПС (устойчивого патологического состояния), мобилизировать внутренние резервов, резко изменить отношение пациента к себе и своему дефекту, перевести его из состояния пассивного страдания, в состояние человека, активно борющегося с недугом.
Цель основного этапа логопедических занятий: выработать у пациентов новый речедвигательный навык посредством синхронизации речи с движениями пальцев руки; связать речь с чувством спокойствия, правильным интонированием, мимикой, жестом, уверенной осанкой и т. д. И укрепить новый речевой стереотип в функциональных тренировках различной сложности, тем самым, осуществив решающий отрыв от заикания.
Как правило, в процессе усвоения новых навыков у пациентов происходят глубокие внутренние изменения: замедленный темп речи, одновременно с ранее незнакомым, растущим чувством спокойствия и мышечного расслабления, не воспринимается уже как чуждый и не вызывает прежней тревоги. Мир кажется менее враждебным, возникает мироощущение человека, способного преодолеть сложные ситуации, растет вера в возможность исцеления.
Микрокурсы.
После окончания основного курса и после каждого микрокурса лечения пациенты получают развернутое задание, которое нужно обсудить и довести до понимания каждого из них, поскольку наиболее ответственная часть работы может быть выполнена только в условиях естественного общения.
На первом микрокурсе происходит закрепление достигнутого, обсуждаются результаты адаптации нового стереотипа к условиям реальной жизни, успехи и неудачи каждого члена группы. Выясняя причины неудач, анализируя типичные ошибки, вырабатывается общая стратегия поведения группы. Значительное место отводится активизирующим беседам, созданию у группы правильной установки на дальнейшую работу.
В последующих микрокурсах состояние пациентов еще более стабилизируется, увеличивается объем самостоятельной работы, так как каждый пациент нуждается уже в индивидуальной программе упражнений. Одни больше занимаются голосом, другие - техникой синхронизации речи с рукой, третьи - навыками расслабления, четвертым нужна консультация психолога или психотерапевта, некоторым показаны занятия в психотерапевтической группе.
Следующие два микрокурса отводятся в основном коррекции интонационной стороны речи на уровне синтагм и текстов. Цель - добиться от пациентов естественной, интонационно окрашенной речи. Работа над интонацией предполагает одновременно и работу по коррекции общения.
Большое внимание уделяется развитию воображения, речевого мышления, оперативной памяти, обучению навыкам композиции и импровизацию. Эта работа начинается еще во время основного курса лечения, но в полной мере развертывается на поддерживающих микрокурсах. С расширением круга задач усложняются и функциональные тренировки. Выполняя задания, пациенты воспитывают в себе уверенность во всем, что касается речевой способности. У них увеличивается интерес к работе со словом.
Четвертый и пятый микрокурсы посвящаются закреплению интонационных и импровизационных навыков на уровне текста - как монологического, так и диалогического. Практикуется чтение и обсуждение литературы психологического содержания. Таким образом, развивается у членов группы навыки критического анализа собственных поступков, побуждений, понимание роли другого человека в коммуникации. Все это необходимо для того, чтобы в будущем пациентам самостоятельно справляться с возможными затруднениями и сохранить речевое здоровье.
Главные задачи заключительного этапа:
* автоматизировать новый речевой навык, закрепив его в разнообразных условиях общения;
* окончательно преодолеть вторичные наслоения заикания (страх речи, навязчивые мысли, уловки);
* перейти к естественной речи без опоры на руку.
На протяжении года, в который укладывается основной курс и поддерживающие микрокурсы реабилитации, новые навыки речи многократно проверяются в самых разнообразных ситуациях. Постепенно речь нормализуется, устанавливается естественный темп речи, правильная интонация.
При подтверждении речевого здоровья объективными данными пациенты снимаются с диспансерного учета спустя год после начала логопедических занятий.
Обоснование комплексной реабилитации взрослых заикающихся по методике Л.З. Арутюнян.
По мнению авторов данной методики, основу заикания образует триада: речевые судороги, постоянное состояние тревоги, связанное с акцентом речи, и желание скрыть дефект. Это обусловило идею "отрыва" от заикания по всем трем названным направлениям.
Рассматривая заикание как одну из форм устойчивого патологического состояния (УПС), основываясь на теории Н.П. Бехтеревой, авторы данной методики приходят к выводу о необходимости его дестабилизации. Существенно, что был выбран путь дестабилизации УПС, связанный не со снижением, а с повышением уровня активности мозга, - через эмоциональное воздействие на пациентов. Это путь быстрого и неуклонного наращивания эмоционального напряжения при полном осознании и глубоком осмыслении пациентом всего происходящего. Таким образом, за сравнительно короткий срок достигается изменение отношения пациентов к себе, своему дефекту, готовности к речи в сложных ситуациях. Становится возможным уже с самого начала правильно распределить роли между логопедом и пациентом, перенести на пациентов весомую долю ответственности за результат занятий.
Для методики характерен системный подход к речи, как к живому целостному организму, предполагающий одновременное воздействие на различные стороны речевой системы, такие, как темп, ритм, паузирование, мелодика и т.д.
Основной принцип методики заключается в том, что не корригируются отдельные проявления дефекта, а ставится цель - формирование у пациентов нового речедвигательного навыка.
Эта задача решается посредством синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, что позволяет не только устранить речевые судороги и наладить элементы просодии, но и закрепить навыки бессудорожной речи. Обученная рука становится как бы памятью о новом стереотипе, а со временем - автоматическим контролером речи и нового внутреннего состояния пациента. В дальнейшем навык свободной нормальной речи переходит на уровень подсознания, и надобность в использовании руки отпадает.
Вырабатывается новый речедвигательный навык, уделяется повышенное внимание работе над интонацией, учитывая при этом неразрывную связь речи и соответствующих движений (мимики, жеста и пр.). Именно они обусловливают формирование интонационно окрашенного звучания, тогда как обездвиженность ведет к нарушениям и самой интонации, и коммуникативной функции речи. Вместе с тем корригируется и личность, что помогает заикающимся повысить самооценку, наладить контакт с собеседником. Как правило, вместе с речевым дефектом устраняется и его невротическая составляющая.
После смены прежнего УПС на новое устойчивое состояние, нормальное или близкое к норме, все компенсаторные возможности организма мобилизуются на защиту уже этого состояния при любой попытке его изменить. Только при этом условии можно говорить о достижении прочного положительного результата.
Отдельные приемы этого метода могут быть использованы и независимо, в составе других методик. Но авторы данной методики убеждены, что при использовании всего комплекса взаимосвязанных мер достигается максимальный эффект.
Прислала Наталья Бакумова