Выдержки из дневников заикающихся (2001г.)

ЯДВИГА, 30 лет, заикание средней тяжести, нач. терапии 02.05.01

05.07.01. Уже на обратной дороге после консультации, могла себя проверить. Нас остановили два полицейских за превышение скорости. Я включилась в разговор. Говорила медленно, убеждала их, что мы ехали правильно. Первый раз я почувствовала, что моя речь меня успокаивает. Когда я об этом услышала на терапии, мне показалось, что это невозможно, но оказалось наоборот. Это стало реальностью. Терапия очень изменила меня. Если нужно звонить, я спокойно беру трубку. Богусь (муж) шутя, говорит, что он скоро забудет, как нужно ходить в банки, на почту и т. д. Раньше все это он делал сам.

Все чаще для меня речь становится приятной, я радуюсь, что становлюсь такой самостоятельной. В первый раз в жизни сама договорилась с врачом по телефону. Когда я пришла к доктору, он спросил, почему я так медленно говорю. Я объяснила, что лечу заикание. Он мне сказал (и это тоже было в первый раз в моей жизни), что никогда не подумал бы, что я заикалась. Потому что я говорю медленно, но очень плавно. Это было мне очень приятно слышать. Во время таких встреч люди бывают очень приветливы и желают мне силы и терпения, чтобы дойти до цели.

Продумала план вопросов. Уже была у начальника налоговой инспекции. Перед тем, как пойти, не чувствовала страха.

Была у президента налоговой инспекции в нашем городе. Перед тем как войти, сердце билось сильнее. Но как только начала говорить, волнение ушло. Я говорила о проблемах заикающихся людей. Он был очень доволен, что я его выбрала для такой встречи, потому что имел другое представление о заикающихся.

09.09.01. Беседовала с заместителем президента г. Колобжега. Вначале он был какой-то напряженный, но потом расслабился. Очень рада, что иногда мое спокойствие я могу передать людям.

Когда вернулась домой, договорилась о выступлении во втором классе лицея. Так как во время летних каникул не была в школах, немного волновалась, но когда вошла в класс, говорила спокойно и выразительно.

Говорила с начальником телекоммуникации. Чувствовала себя как особенный гость, потому что имела пропуск. Меня проводили до двери начальника. Во время разговора я себя очень хорошо чувствовала. Наша беседа длилась долго. Я рассказывала о терапии заикания. Директор слушал меня очень внимательно и сказал, что никогда не подумал бы, что у меня были проблемы с речью. Был восхищен и моей речью, и моим огромным желанием выполнить все задания.

03.11.01. Когда вернулась из Колобжега, получила чудесное письмо, за которое очень благодарна. Через несколько дней по приезде домой, решила выступить в одном из классов гимназии. Мне сказали, что это наихудший класс в школе. Учительница сообщила, что даже она не владеет дисциплиной в классе. Действительно было трудно. Одни смеялись над девочкой, у которой был дефект речи. Другие жаловались на них учительнице. Я должна была повысить голос. Почувствовала, что мои щеки стали красными, но я говорила нормально. Было конечно, трудно, но я все ровно почувствовала себя победителем.

На другой раз пошла в 3 класс гимназии. Приятно было видеть любознательные лица детей. Они задавали мне много вопросов, и я им отвечала. Я думаю, что это была самая приятная встреча с классом. Я говорила также с психологом школы и директором.

Была в доме культуры. После таких встреч я больше ценю себя и лучше себя чувствую. Богусь тоже гордится мной. Очень много хожу на вопросы и занимаюсь.

07.12.01. Была в четырех школах и у руководителей пяти учреждений. Было хорошо. Все чаще встречаюсь с уважением людей, с которыми общаюсь. Последний раз учительница польского языка с удивлением спрашивала меня: "А Вы действительно когда-то заикались?", - потому что сейчас говорите красиво. Сейчас я иду в школы с удовольствием. Теперь у меня другая проблема. Где выступать?

Хочу похвалиться, что выступала в одной из лучших школ Варшавы. Немного боялась, но говорила спокойно и хорошо.

Если думать о встречах с руководителями, то была очень приятная встреча со старостой города. Он был очень заинтересован разговором, потому что его заместитель заикается и никогда не хочет выступать на собраниях.

Вела разговор с президентом нашего города, узнала много интересного, например, о планах строительства нашего города.

По возвращении домой после консультации, уже на другой день была на приеме у начальника управления по трудоустройству. Потом еще вела беседу с директором отеля "Виктория" в Варшаве. Я вошла без большого энтузиазма. Боялась, что он не примет меня. Секретарь попросила ждать. Когда начался разговор, директор был очень заинтересован тем, что я делаю. Я чувствовала во время разговора огромное спокойствие.

Сейчас моя речь натуральна, она ничем не отличается от речи других.

 

ПАУЛИНКА, 24 года, заикание тяжелое, начало терапии 05.03.01

27.03.01. Прошло 5 дней после двухнедельной терапии. Я каждый день читаю сестрам, и они прерывают меня, когда я спешу. Все в монастыре меня очень хорошо приняли и помогают. Сегодня была на исповеди. Священник очень быстрый человек, и я боялась, чтобы он не навязал мне своего быстрого темпа, но ему понравилась моя речь.

Чувствую себя внутренне спокойной. Мне говорят, что мое спокойствие передается всем. Ходили с мамой на вопросы. Иногда хорошо выходило, а иногда чувствовала какой-то страх. Например, на вокзале не хотела задавать вопрос, но заставила себя и очень медленно спросила в билетной кассе. Все было хорошо.

25.04.01. В последнее время, когда задаю вопросы, чувствую в себе много энергии и силы. Нет страхов. Когда хожу на вопросы с мамой, она устает, а я все иду и иду. Очень медленно задавала вопросы в аптеке, а потом спросила сотрудницу, как она относится к такой медленной речи. Завязалась приятная беседа, и в конце она пожелала мне удачи.

Была в банке, спросила, как открыть счет. Когда пани начала искать документы, объяснила, что не хочу открыть счет, а лечу заикание и должна задавать много медленных вопросов, чтобы почувствовать себя уверенней. Снова завязалась беседа, в которую включились еще две сотрудницы. Они сказали, что готовы всегда меня выслушать.

Каждый день много занимаюсь. Все больше чувствую релакс во время речи. Записываю свою речь на магнитофон, чтобы убедиться, что с интонацией идет лучше. Мама тоже оценивает мою речь и говорит, что все идет неплохо.Чувствую, что с каждым днем набираю силы.

Сегодня была в школе. Говорила около часа. Сначала голос дрожал, чувствовала на щеках румянец. Интересно, что я уже не чувствую страха перед речью, но не чувствую еще и полного спокойствия.

28.05.01. Каждый раз, когда я возвращаюсь с занятий в центре, я как бы набираю силы. Упражнения, связанные с релаксом, идут хорошо. Когда задаю вопросы посторонним, чувствую себя уверенно. Сотрудники в банках и разных учреждениях принимают меня очень доброжелательно. Я стараюсь говорить с улыбкой, чтобы ничего не осталось от старого, когда во время общения, меня парализовал страх. Хотела бы видеть свое лицо во время вопросов посторонним. Помню слова пани профессора, что во время речи глаза должны быть спокойными и живыми, а губы - готовыми к улыбке.

26.06.01. Жить - значит всегда идти вперед, до чего-то высшего. Я радуюсь всему каждый день. Много занимаюсь. Ведь все хорошее рождается только в труде.

Я уже говорю хорошо, без страха, спокойно, хотя есть маленькое исключение. Например, когда говорила со священником и с одной из сестер, появилось странное ощущение, что не смогу сказать, хотя потом сказала все нормально. Что это? Это еще остатки заикания живут во мне? И еще один раз в разговоре с одной из сестер, может быть она этого не заметила, появилась гримаса, как раньше во время заикания. Хотя за этими исключениями, говорю всегда хорошо, заикания нет. Иногда мне кажется, что глаза не совсем выразительны во время речи. Конечно, хотела бы, чтобы все сразу шло идеально, но все еще есть работа.

05.07.01. Сегодня задавала вопросы в регистратуре поликлиники. Сотрудница спешила и нервничала. Но я держалась спокойно, и она не навязала мне своего темпа речи. Хорошо, что мне это удалось. О вопросах и обо всем, что случалось, можно было бы писать без конца. Я радуюсь разговору с каждым человеком. Это великое богатство.

Раньше я все делала очень быстро. Сейчас как-то все изменилось. Может быть, мои быстрые движения были продиктованы моим постоянным волнением. И все это было частью заикания...

10.08.01. Прошел еще один чудесный день. Была на вопросах. Случайно встретила женщину, которая заикалась. Помню выражение ее лица. Она хотела как можно быстрее все сказать. Хорошо понимаю, что она чувствовала.

Была на вокзале. Кассир не была дружелюбной. Задала вопрос, отошла от окошка, а потом вернулась, чтобы проверить, могу ли я снова, также спокойно задать вопрос ей. Была довольна собой.

09.09.01. Теперь уже не имею проблем с чтением молитвы. Если раньше, на медленном темпе, я могла читать только отдельные ее части, то теперь я в нормальном темпе читаю целый текст. И если даже в начале чувствую какое-то легкое волнение, и сердце начинает биться, то через минутку все идет чудесно. Мне сейчас самой нравится, как я читаю. Теперь все говорят, что слушать меня приятно.

Приехал один священник из Венгрии. Я говорила с ним. Какое приятное ощущение я испытывала. Во время беседы я наслаждалась спокойствием.

Я не хвалюсь, но больше не боюсь читать молитвы перед всеми. Я закрыла эту последнюю “черную дыру” заикания.

Если бы я могла, то сказала бы всем, что лечить заикание - эта трудная работа, но она имеет огромный смысл.

12.02.02. Сегодня чудесный день. Солнце так ясно светит, как будто пришла весна. Казалось бы, что этот день обычный, хотя в нем столько необычного. Если мы могли бы подняться высоко и увидеть, для чего Бог дал нам этот день.

18.02.02. Я и еще одна сестра должны были пойти в школу и договориться о выступлении. Мы должны были говорить на тему веры и религии. Знала, что на нашем выступлении будет много детей. Чувствовал волнение. Было 160 человек. Я хотела передать детям, что ощущаю. Говорила очень спокойно и была очень рада. Сестра, которая была рядом, сказала, что я говорила как актриса.

Я уже говорю без движения пальцев руки. Была у логопеда, у которого раньше лечилась. Она узнала мое лицо. Ведь я очень долго к ней ходила. Она ждала, что буду заикаться, и очень удивилась моей речи. Мы долго разговаривали с ней. И она сказала, что раз я говорю нормально, а она тому свидетель, значит, действительно заикание можно вылечить. Мы с ней простились сердечно.

10.03.02. Спасибо за ваше письмо. Оно было для меня огромной радостью. Когда заканчивалась терапия, и мы расставались, мне было грустно и хотелось остановить время. Но как пишут в одной мудрой книге, на все есть свое время. Время начала и время конца. Время радости и печали.

Время нашей совместной работы никогда не забуду. Это было время взаимного обогащения. Я хотела бы написать много, но как трудно передать свои чувства бумаге. Единственное, что я могу сделать - это молиться за вас.

Говорю я очень хорошо. Иногда по-прежнему занимаюсь самовнушением. Чувствую, что иногда мне это нужно, как хлеб. Я чувствую в себе столько радости и сил. Посылаю свои фотографии с даром ежедневной молитвы.

Сестра Паулина

 

СИЛЬВИЯ 11 лет, заикание средней тяжести, нач. терапию 05 01 01

15.03.01. Сильвия хорошо задает вопросы. Мы ходим в банки, рестораны, отели, в полицию. Занимается она упорно. Логопедические занятия проводим постоянно, утром и вечером. Много занимаемся релаксом и интонацией. Трудно понять еще, что каждое слово в предложении как бы другая картина и нужно произносить его по разному.

23.04.01. Занимаемся с Сильвией систематично, ходим на вопросы вместе, и получается это очень хорошо. Меня только беспокоит то, что она с подругами говорит быстрее, хотя утверждает, что говорит с ними хорошо. Сегодня собираемся идти в другую школу для выступления, и я чувствую, что она совершенно не волнуется. Хуже получается работа над голосом и интонацией. Наблюдая за Сильвией, ощущаю, что она стала спокойней.

05.08.01. В этом месяце много были на вопросах: у начальника полиции, директора банка, у декана одного из институтов. Очень много бываем в магазине. Все чаще я сама думаю о том, как приятно жить в стране спокойствия, о которой Вы детям говорите.

Терапию окончила 18.09.01.

19.12.01. Сейчас уже Сильвия говорит без руки и совершенно нормально. Она тоскует по Колобжегу. Все учителя говорят, что она стала совершенно другой девочкой: очень отважной и нормально говорящей.

25.03.02. Мы очень счастливы, потому что Сильвия говорит очень хорошо. Всегда слышу, как она говорит дома и с другими детьми. Я очень прислушиваюсь к ее речи. Мой слух, который всегда все замечал, не отмечает ни одной запинки. Я счастлива.

До лечения я очень переживала заикание Сильвии, потому что несколько раз читала, что заикание нельзя вылечить. К счастью, узнала о центре в г. Колобжеге, где работает проф. Лилия Арутюнян и лечит по своей методике.

Терапию начали в Январе 2001 года. Сейчас она говорит совершенно нормально, охотно общается, задает вопросы посторонним. Мы счастливы вместе с ней тому, что встретили на своем пути пани профессор. Мы горячо ее благодарим. Она навсегда останется в нашем сердце. Терапия трудная, но очень результативная. Пани профессор относилась к каждому ребенку, как лучшая мама. Она говорила нам, что родители не могут дать своим детям счастье. Они найдут его сами. Но мы должны подготовить их к жизни и, прежде всего, насколько возможно дать здоровье. А сейчас мы должны отдать им труд и терпение. Эти слова давали мне силу. Теперь я использую для себя многое из того, что узнала от нее на занятиях.

Я и мой муж утверждаем, что наша дочка говорит сейчас совершенно не заикаясь. Мы столько пережили горя и печали по поводу заикания нашей дочки, что сейчас мы счастливы, слыша ее красивую речь. Наша мечта, это чтобы методику Л. Арутюнян узнали и признали.

25.03.02. Пишет Сильвия:

Я ученица 5 класса. Теперь, после окончания лечения, я могу сказать, что это было большой победой в моей жизни. Сейчас я говорю, как любой нормальный человек. Я знаю, что не могу заикнуться, потому что терапия прошла успешно. Все учителя говорят, что я очень изменилась. Я не только вылечила заикание, но и стала отважной и спокойной.

Стоило работать, чтобы достичь такой цели.

Я хочу сообщить Вам радостную весть. Я окончила школьный год с отличием. Очень этому рада. Сейчас начинаются каникулы. Я счастлива.

 

ТОМЕК, 9 лет, заикание тяжелое, начал терапию 05 01 01

07.03.01. Я не написала Вам сразу, потому что хотела услышать речь Томека в другой школе. Мы готовимся и к этому визиту. Повторяем текст и поправляем ошибки. В своей школе у него получается очень хорошо. Я чувствую, что он становится более смелым и уверенным. Сейчас начинается то, что раньше было невозможно. Томек сам ходит в магазины за покупками. Это тот самый Томек, который месяц назад стыдился в магазине даже меня попросить о покупке. А сейчас он спокойно спрашивает меня: «Что купить?», Берет пакетик, деньги и идет в магазин. Когда это случилось в первый раз, я была счастлива и гордилась им. Сказала ему об этом, обняла его. Его брат и папа поздравили его за отвагу. А брат сказал ему, что счастлив, потому что у него теперь меньше обязанностей. Мы каждый день много работаем (до 1,5 часов). У него все получается хорошо, и я думаю, что мы сможем выполнить эту работу.

В школе тоже нет проблем. Учительница говорит, что он очень хорошо чувствует себя в школе. Активный. И хотя говорит медленно, всегда поднимает руку. Когда я на работе, мне помогает моя мама. Надеюсь, что у него все будет очень хорошо.

Чувствую, что от начала терапии, я и мой муж тоже стали спокойнее. Это влияет на детей. У них меньше ссор. Даже второй сын - Лукаш тоже стал спокойней, больше шутит. Может быть, мы с мужем меньше уделяли внимания детям. Мы думаем, что терапия Томака сблизила нас. Это письмо не касается только терапии. Я очень хотела написать пани профессор о своих ощущениях.

25.04.01. Прошло много времени от последней встречи. За это время Томек сдал несколько важных речевых экзаменов. Первый экзамен во время разговора со священником в церкви. Он очень волновался. Сначала его голос дрожал, но потом он успокоился. Второй экзамен - его выступление на школьном празднике. Собралось несколько классов. Томек тоже выступал. Я волновалась за него, но он говорил громко, выразительно. Думаю, что он говорил лучше всех детей. Говорю так, не потому, что он мой сын, а потому, что можно было понять и почувствовать каждое его слово. Другие дети говорили быстро и не так выразительно.

Была с Томеком в чужом классе. Томек рассказал о терапии и отвечал на вопросы детей. Я его прервала и поблагодарила учительницу, потому что он говорил почти целый урок. Все пожелали ему успешного окончания терапии. Эта встреча очень поддержала его. Он был доволен с собой. Я - тоже.

Томек очень часто принимает участие в различных конкурсах между классами. Делает это очень охотно. Он очень радуется, когда представляет не только свой класс, но и свою школу. Он часто находится в сложных ситуациях и справляется с ними достойно.

Перед праздниками он сам сделал заказ в магазине, назвал свою фамилию и адрес. Когда он вернулся домой, я похвалила его за смелость.

Интересно, что я изменила отношение к Томеку. Раньше я наказывала только старшего сына. Теперь становлюсь более объективной.

21.05.01. Были с Томеком в чужой школе. Он выступал перед учениками третьего класса. Все было хорошо. Дети выслушали его внимательно, а потом Томек задавал вопросы детям, а дети ему. После его выступления я спросила: «Какое впечатление произвела его речь?» Ученики ответили, что было приятно его слушать. Томек сказал, что во время речи он был спокоен.

Дома мы много внимания уделяем упражнениям, которые позволяют почувствовать спокойствие. Иногда он ходит на вопросы с бабушкой. Она говорит, что Томек спокойно останавливает прохожих. Иногда он встречает тех, с кем уже говорил раньше, и они с радостью говорят ему, что у него большие успехи. Покупки в магазинах, разговоры по телефону - пройденный этап. Такие вопросы уже совершенно не волнуют его.

15.06.01. Мы постепенно уходим от речи с рукой. Все вокруг восхищаются речью Томека и не верят, что раньше он заикался. Учительница в школе говорит, что с речью у Томика очень хорошо. Сейчас у меня меньше свободного времени, поэтому с ним на вопросы ходит старший брат.

Мы были с Томеком в одной школе, где его особенно приятно приняли. Дети даже пели с ним песню. Потом был конкурс, в котором он принимал участие. Дети поздравили его с тем, что он так хорошо говорит, и пригласили еще на одно выступление. Мы приняли приглашение. Когда мы еще раз пришли в этот класс, Томек приготовил рассказ и, кроме того, мы провели в классе интересный конкурс. Я замечаю, что в последнее время он стал слишком уверенный. На вопросы ходит охотно и я никогда не замечаю страха.25.06.01. Была с Томеком на вопросах. Теперь я все больше вижу, какие у него огромные успехи. Я сама уже начинаю забывать, что он заикался. Когда я сравниваю его речь с речью его друзей, то вижу, что он говорит заметно лучше. Он более спокоен, владеет собой.

24.07.01. За это время мы были в двух парикмахерских салонах, на почте и т.д. Он задает вопросы настолько спокойно, что я чувствую - страх ушел от него навсегда. Единственное, что я могу заметить - его речь не всегда интонационно окрашена. Нам нужно над этим поработать.

В поведении Томека я вижу много добрых перемен и знаю, что все они связаны с терапией.

11.08.01. Сейчас каникулы. Мы отдыхаем на Висле и у Томека есть возможность задавать вопросы в ином месте. Он здесь тоже задает вопросы совершенно спокойно. Были в туристическом бюро. Он там узнавал, как доехать до Словакии или Чехии. Он сам узнал обо всем, что нас интересовало.

18.09.01. Сегодня были с Томеком в соседней школе. Когда мы пришли, учительницы, с которой раньше я договорилась, не было, и ученики тоже не знали о нас. Я объяснила учительнице, зачем мы пришли, а детей просто попросила послушать рассказ Томека. И только в конце рассказала о терапии и попросила оценить его речь. Дети сказали, что он говорил совершенно нормально.

Мы все еще читаем и Томек рассказывает мне. Он уже говорит без движения пальцев руки. Учительница считает, что он говорит совершенно нормально. Однако я хочу идти в школу и сама оценить его речь. Учительница, которая остается с ними после уроков, восхищена им. Говорит, что Томек стал совсем другом мальчиком. Он теперь не тихий и молчаливый как раньше, а болтун в хорошем смысле этого слова. Стал очень многим интересоваться. Записался сам в кружок пантомимы, хотя не знает там никого.

Терапию окончил 18.09.01.

04.01.02. Терапия окончилась, и мы думаем, что можем сказать об огромной победе. С Вашей помощью мы сделали огромную работу. Томек в школе очень активный. По старой привычке иногда выступаем в иных школах. Я спрашиваю у детей о впечатлении от его речи. Дети утверждают, что его речь ничем не отличается от нормальной. А сегодня одна девочка сказала, что удивлена его спокойствию, и что она вообще не решилась бы выступать в чужой школе.

11.03.02. Мы давно уже не встречались, и мне не хватает совместных разговоров, обмена мнениями.

У Томка все совершенно хорошо. Я не вижу ничего, что могло бы меня волновать. Томек говорит как нормальный человек. Мы уже не ходим выступать в школы не потому, что не хотим этого, а потому, что школа для него уже не стресс. Его речи очень удивляется отец его школьного друга. Он не мог даже подумать, что терапия могла дать такой результат. И когда слышишь о своем ребенке такие отзывы со стороны, все трудности связанные с терапией забываются. Было трудно и было прекрасно. Все это имело смысл.

Пишет Томек:

08.05.02. Я говорю, как каждый нормальный человек. У меня нет ни запинок, ни страха перед речью. В классе на праздниках я играю различные роли.

(через семь месяцев)

У Томка все супер и при том супер с большой буквы. Он участвовал на конкурсах польского языка и математики. Я очень бы хотела встретиться с другими родителями группы, хотела бы поговорить о своем опыте. Иногда звоню маме Рафала, и мы говорим о наших детях и наших радостях.

 



РАФАЛ 10 лет, заикание тяжелое, начал терапию 05.01.01

16.03.01. После последней консультации Рафал был так уверен в себе, что просто не хотел заниматься. Считал, что уже вылечился. Мы ему объяснили, что нужно заниматься столько, сколько просила пани профессор, несмотря на то, что сейчас говоришь хорошо. Сейчас он на уроках активен. Все свои вопросы решает сам. Я очень счастлива

14.04.01. После этой консультации Рафал с еще большим желанием занимается. Говорит, что лечение для него, как интересная игра. Правда, он не любит задавать ненужных ему вопросов посторонним на улице, хотя с удовольствием общается в магазинах и в разных учреждениях. В школе он стал очень активным и более веселым. Думаю, что на этом этапе все у него хорошо.

16.06.01. Рафал сейчас хорошо работает, Он всюду спокойно задает вопросы. Это для него сейчас не проблема. Свободно выступает в других школах. Рафал не спешит, всегда говорит с «рукой». Он выступал в восьми классах школы и детском саду. Все было хорошо.

10.07.01. После последней консультации Рафал очень много занимается и читает.

Лечение окончил 18.09.01.

15.03.02. Рафал говорит очень хорошо. У него всегда есть желание говорить. Его личность изменяется с месяца на месяц. И даже с каждым днем. Он рассказывает о своих чувствах, о своих проблемах. Знакомые, которые давно его не видели, очень удивлены. Все радуются тому, что он так изменился и так хорошо говорит. Он принимает участие в каждой дискуссии. Я говорила с его классной руководительницей. Она утверждает, что Рафал очень активный, часто хочет выступать на уроках. Он всегда свободно выражает свое мнение, и она не замечает в его речи никаких неплавностей. Иногда с друзьями он говорит очень быстро, но совершенно не заикаясь.

Пишет Рафал:

15.03.02. Учусь я хорошо. Говорю тоже хорошо. Нервничаю на уроке, когда не знаю урок. Никогда не заикаюсь. Очень рад, что я выдержал всю терапию. Хотя иногда думал, что поддамся.

 

ВОЙТЕК, 10 лет, заикание тяжелое, начал лечение 05.01.01

13.03.01. Я не написала вам сразу, потому что не могла договориться сразу о выступлении Войтека в другой школе. Так как мы живем в очень маленьком городке, выезжаем с ним на вопросы 2 раза в неделю, но задаем их много. Во время вопросов он говорит хорошо, но пока ему трудно идти в другую школу

07.04.01. Войтек в своем письме написал, что у него все хорошо. Но это не совсем правда. У него есть проблемы. В школе он говорит быстрее, чем нужно и стали появляться запинки. Он сказал, что его интересуют девочки, и он не хочет говорить при них медленно. Я его наказала. Он прочитал медленно 50 страниц вслух. Сейчас он говорит как нужно, и все идет хорошо.

06.05.01. На вопросы ходим часто, но сменили стиль вопросов. Ходили сегодня до банка, поликлиники, на почту. Иногда в день задаем до 30 вопросов. С вопросами все получается хорошо. Надеемся, что все будет благополучно до конца.

14.06.01. Еще есть проблемы с вопросами на улице. Они не связаны с заиканием. Просто он не всегда с желанием ходит на вопросы. С каждым днем все идет лучше, но не на 100 %. За покупками ходит только Войтек. Если звонит телефон, то отвечает только он.

Пишет Войтек:

18.07.01. Прошло 2 недели после последней консультации. За это время я был в 6 школах. Там встретил несколько ребят, с которыми раньше был в лагере. Выступления в школах становятся для меня все меньшей проблемой. С каждым классом мое спокойствие возрастает.

20.08.01. У меня добрые новости. Я выступал в 5 школах. Плохо, что у меня мало времени на вопросы. Больше всего задаю их в среду и пятницу. Задавал вопросы в полиции. Два раза говорил с бурмистром нашего города. Я был расслабленным и спокойным. Сейчас мне нужно искать как можно больше разных мест для выступлений. Сейчас у меня действительно все хорошо. Нет страха перед речью. И я не заикаюсь.

18.09.01. Задавать вопросы теперь не проблема для меня. У меня хорошие новости. За этот месяц был в 5 учреждениях: В двух банках, у бурмистра, у секретаря старосты и в полиции. В банке спрашивал курс валют, У бурмистра, что нового будет строиться в городе, в полиции говорил с дежурным. Эти встречи помогли мне не только в терапии. Я узнал много интересного. Сейчас я готовлюсь к выступлению в нескольких школах.

Пишет мама:

18.09.01. Войтек выступал в старшем классе школы. Я очень опасалась, потому что там были его ровесники. Но все было хорошо, и мы были очень довольны. Это выступление, которого он опасался больше других, прошло лучше всего. Ученики слушали его очень внимательно, и сейчас он горд и чувствует себя очень хорошо. Учителя говорят, что Войтек стал контактным ребенком и говорит хорошо.

 


Отчет членов группы по окончании двухнедельного

интенсивного курса терапии

В группе было семь пациентов - подростков и взрослых, страдающих заиканием как органического, так и функционального генеза различной степени тяжести.

Прошу обратить внимание на то, что никто из пациентов в своих отчетах не говорит о спазматических задержках. После первой недели занятий их практически не было.

ТОМЕК, 32 года, заикание тяжелое

К сожалению, я не могу подробно описать то, что происходило за эти две недели. Каждый вечер я возвращался домой очень уставшим и моя физическая форма стала хуже, а что уж говорить о памяти...

Я хочу описать момент перелома. На девятый или десятый день занятий пани профессор попросила нас прочитать стихотворение или рассказать сказку в нормальном темпе, «без руки», свободно. Я говорил не только совершенно свободно но и хорошо интонировал. Когда сам себя услышал, поверил в то, что казалось невозможным. Я могу говорить нормально. Но говорить медленно еще придется. И нужно понять и согласиться с тем, что медленная речь ограничивает наши возможности, и как оратор говорить не будешь. Очень хорошо, что во время терапии я узнал много возможностей релакса. Работа над голосом, связанная с движениями пальцев руки имеет, как я понял, глубокий смысл. Очень важна мягкая атака звуков и «рука», которая обеспечивает спокойствие.

Конечно, на этом этапе терапии к нам предъявляют много требований. Но знаю, что этот этап лечения необходим. Нужно его пройти, а в конце дороги будет награда.

Хочу остановиться еще на одном аспекте терапии. Я понял, какими сильными могут быть заикающиеся люди. Кто из нормально говорящих людей мог бы подойти к постороннему человеку и прочитать стихи или сказку? Кто из них мог бы зайти в чужую школу, чужой класс и очень медленно и спокойно сказать: «Я лечу заикание и прошу меня выслушать»? Я думаю, что среди нормально говорящих таких людей мало. А мы все шли. Мы тверже. И мы сделаем все, чтобы вылечиться. Думаю, что старое «Я» будет еще долго бунтовать, не смиряться с медленной речью, паузами между речевыми отрезками, хотя новое «Я» берет верх. Даже сейчас, когда я пишу, вижу, что изменился мой подчерк на более четкий, эстетичный.

Когда я приехал на терапию, я был полон страхов и не знал, что из этого получится. В первый день во время записей нашей речи я старался быть спокойным, но когда увидел видеозапись, понял, что это спокойствие было иллюзорным. Это была маска, О настоящем спокойствии я могу говорить только сейчас.

Не хочу говорить о том, что было трудно для меня во время терапии. Главное -результат. Сейчас, пусть пока еще на медленном темпе, я не заикаюсь. Конечно две недели безусловно малый срок, чтобы стать другим человеком. Все, что мы здесь взяли пока еще очень не прочно, хотя с уверенностью говорю: «Я этого никому не отдам». Нужно сделать все, действительно все, чтобы сохранить это. Нужно идти дорогой, которую показала пани профессор. Она создала эту методику. И я ей верю.

Я действительно не могу описать все, что происходило в эти дни. Осталось только ощущение спокойствия, «ощущение руки» и то, как мы ведем себя во время речи. Помню, конечно, что надо делать и на что обратить внимание. Начало всегда трудно. Особенно трудно для меня. Я всегда был упрямым человеком. И мне казалась, что я лучше других знаю, что хорошо, а что плохо. Хотя есть люди, намного умнее чем я, и стоит их слушать.

ОЛЯ, 27 лет

Что я получила за первые недели терапии?

1. Чувство полного спокойствия, даже во время речи. Раньше во время разговора меня больше волновала не его суть, а то, какое впечатление я произвожу. Что обо мне подумают? Если чувствовала, что выгляжу плохо, во мне нарастала агрессия. Постоянные мысли о том, как выгляжу, были главной причиной моего страха. Может быть поэтому для меня были так трудны медленные вопросы вначале лечения. Мне казалось, что эту задачу я не смогу решить. Была близка к тому, чтобы собрать чемоданы и вернуться домой. Но после разговора с пани профессор, стала как-то по другому смотреть на людей. Я поняла, что люди имеют право быть такими, какими они есть. Конечно, вначале это были только слова, а внутри продолжалась война. Сейчас я спокойна. Я очень довольна этим. Кроме этого, я научилась заменять напряжение релаксом.

2. Во время терапии я ни разу ничего не сказала, напрягая мышцы живота и гортани. Ни разу не почувствовала нехватки воздуха во время речи. Постепенно все более расслабленными становились шея, плечи. Сейчас на лице и шее не выступают как раньше красные пятна. Говорю медленно, но спокойно. Речь для меня уже не тяжелая работа.

3. Изменилось отношение к миру. Всегда думала, что заикание это кара. Всегда старалась найти виновных. С одной стороны жалела себя, с другой - была на себя зла. На говорящих смотрела с завистью, которую скрывала под маской недоступности. Сейчас у меня есть свет в конце туннеля. Я уже сейчас знаю, что буду говорить и буду интонировать лучше многих, тех которым завидовала.

4. Я понимаю, что могу победить свои слабости. Например, сейчас я говорю медленно, но мне это уже не больно. Я стала более отважной. Я не только могу подойти к людям и говорить с ними. Главное, что я могу говорить с ними о своей проблеме, не жалуясь на судьбу. Пусть они думают что хотят.

5. Медленный темп не позволяет кричать на другого человека. Нет криков, нет агрессии, А если и есть, то я знаю, как эту агрессию снять.

6. Удовлетворение от работы. Я никогда не сделала для себя так много, как за это время. У меня есть мотивация для работы в будущем. Есть такая усталость, которой раньше никогда не знала, но понимание того, что произошло, дает мне радость. Я страшно устала, но очень довольна.

7. В первый раз в жизни встретила людей, ( я имею в виду логопедов), которые с таким увлечением работают. Хотела сама когда-нибудь так работать, понимая, что могу реально помогать людям. Каждую минуту использовать на то, чтобы объяснить и помочь. Примером этого есть пан доктор, который сто раз терпеливо объясняет то же самое. Но и требует, очень требует. Никогда бы не думала, что могу стоять посреди улицы и заниматься голосом. Но я это сделала. Это невероятно!

8. Возможность увидеть себя со стороны. Я никогда не видела своего заикания. Понимала, что это не хорошо. Но глядя на видеозапись, я поняла, что такое заикание на самом деле.

Я - в первый день и Я - через две недели - два разных человека. Я поняла, что жизнь в огромной степени зависит от меня и в очень малой степени от других. Мое отношение ко многим вещам изменилось, хотя я думала, что уже ничего в моей жизни уже не подлежит изменению. Я поняла, что постоянная жалость по отношению к себе не дает ничего хорошего. Человек сам отодвигает от себя людей, обижает своих близких и в конце концов как бы оказывается в тупике. Мир не изменишь. Измени себя сам. Я знаю, что могу многое изменить и уже кое-что изменила. Хочется выйти на солнце и начать новую жизнь.

Чего я опасаюсь возвращаясь домой? Реакции окружающих. Я ожидаю увидеть их удивленные лица, но думаю, что они привыкнут, поймут и будут поддерживать. Дома тоже должно быть хорошо.

Нам показали видеозаписи других пациентов. Это страшно, но правдиво. У некоторых речь была такой тяжелой, как будто заикание зачеркивало их жизнь. Эта терапия в буквальном смысле спасла их жизнь. Сравнение лиц и речи этих людей до и после терапии дают нам много силы. Мотивация возрастает.

Удивительно, как в этой методике, все так логично сложено. Мне интересно сколько времени потребовалось, чтобы создать такую методику.

РИЧАРД, 40 лет.

Думаю, что сейчас я не могу полно ответить на вопрос - Что мне дал двухнедельный курс лечения?

Сам центр, как бы оазис спокойствия. А жизнь вокруг течет в очень нервном темпе. Все куда-то спешат и очень быстро говорят. Мы были в какой то мере изолированы от этого бега. Насколько я действительно изменился я смогу сказать, когда вернусь домой, в свою среду, откуда был вырван. Через день или два я смогу это увидеть. По горячим следам могу сказать только то, что первый раз в жизни почувствовал спокойствие. Конечно, больше разобрался в себе самом и других людях. Осознал причины заикания и понял основы методики пани профессор.

Мне всегда хватало уверенности, смелости. Но все это было связано с огромным напряжением, а не со спокойствием. Я уже давно забыл, что такое радость, спонтанный смех. Может быть он ко мне вернется. Для меня это более ценно, чем плавная речь.

Я знаю, что попал мастерам высшего класса. Поэтому не волнуюсь и верю, что не только буду говорить красиво, но и изменюсь внутренне.

Очень помогла мне женщина - продавец магазина, которая после того, как я задал свой первый медленный вопрос, подарила камень на счастье. Я не ожидал такого понимания и доброжелательности от постороннего человека.

МАРТА, 18 лет.

Что произошло со мной во время терапии?

Думаю, что я стала совершенно другим человеком. Я изменилась как внешне, так и внутренне. Глаза стали более улыбчивыми и спокойными. Я могу смотреть человеку в лицо без страха и улыбаться ему. Внутренне я тоже спокойная, уверенная и смелая. Изменила отношение к людям. За эти две недели я как бы снова училась говорить. Каждый день пани профессор говорила о новом. Каждый день для меня был новым уроком. Сейчас я могу говорить спокойно даже по телефону. Раньше я просто никогда к нему не подходила, а на уроках в школе отвечала только письменно Я сейчас совершенно другой человек, и такая я себе нравлюсь. Вначале было трудно, и я не верила, что мне можно помочь. А теперь уверена, что это возможно.

АНЯ, 18 лет.



Я хочу сказать, что терапия дала мне надежду на новую жизнь. Возможность стать независимой. Возможность преодолеть страх. И, конечно, говорить плавно. Это начальный этап. Но с чего-то нужно было начать. Раньше я не задала бы вопрос даже в магазине, а уж на улице... Никогда! Говорить в школе было для меня невозможным. Но и это оказалось возможно. Эта терапия показала мне, что можно достичь поставленной цели. Знаю, что нужно будет вложить еще много труда, но хочу быть новой Аней, которая идет вперед, а не сдается перед каждой ситуацией.

Оставила страшное прошлое за собой. Знаю, что будут трудности, но поняла, как с ними справляться. Кроме этого, я стала более открытой и доброжелательной по отношению к людям.

МИХАЛ К., 17 лет.

Я опасаюсь приезда домой. У меня есть приятели, которые поймут необходимость медленной речи в первые месяцы. У меня есть и враги, которые могут захотеть использовать это против меня. Не знаю, что будет, когда вернусь. Жизнь покажет. Но я постараюсь справиться с каждой ситуацией. Мне будет трудно, потому что я очень быстрый, суетливый. По крайней мере, так было до этого времени. Я пока не научился оценивать себя сам и постоянно жду внешней оценки. Не только жду, но и завишу от нее. Это действительно всегда очень мне мешало. Кроме того, у меня всегда было мало внутренней дисциплины, упорства и воли. А ведь это очень важно. Но я думаю, что пришел час, когда я должен многое изменить.

МИХАЛ Г., 22 года.

Прежде всего, хотел бы сказать, что до приезда не знал, каким будет результат терапии. Просто слышал, что эта методика дает хорошие результаты.

Когда началось лечение, я был просто потрясен. До терапии все считали меня человеком спокойным. Оказалось, что я таким только выгляжу. В глубине души я никогда не чувствовал спокойствия. Вначале каждый шаг терапии был для меня шоком. Меня поразило, что первые месяцы нужно говорить очень медленно, с рукой. Но постепенно, когда я почувствовал, что говорю легко, спокойно и без заикания, понял, что это единственная дорога, которая приведет меня к нормальной речи. Когда я приехал, я даже не думал о том, что это можно вылечить, Я думал только о том, чтобы улучшить речь. Теперь я знаю, что это возможно, и все зависит от меня. Я всегда искал логопеда и методику, которая бы мне помогла. Теперь я знаю, что методика пани профессор и моя работа, помогут мне. Реакция близких и посторонних людей на мою медленную речь может быть совершенно разной, но я не хочу думать об этом. Я должен во время терапии думать о себе, а не о других, и идти к цели. А моя цель сейчас - успешное окончание терапии.

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи

Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. Логопед объясняет детям,, что от пра-вильного произношения всех гласных звуков зависит подробнее...

Схема логопедической работы с детьми в стационарных условиях

В специализированных стационарах заикающиеся дети находятся 3—4 месяца. Примерно месяц составляет подготовительный период, 1,5—2 месяца — тренировочный и около месяца — закрепительный. Ниже дается подробнее...

Группа Ю.Б.Некрасовой, 1988 год.

Тысяча случайностей и тысяча друзей приходят к нам, чтобы показать, как преодолевать препятствия, с которыми, на первый взгляд, слишком сложно справиться в одиночку. И покуда мы подробнее...

Книги и учебные пособия по заиканию online

Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.: подробнее...

Почему корригируется заикание при пении

В работе (1) нами были проанализированы различные способы произнесения фраз, применяемые при коррекции заикания: шепотная, громкая речь; речь плавная, слитная, замедленная; подробнее...