Речевые экзамены

О речевых экзаменах...

 

  1. «Речевые экзамены» в большой аудитории проводятся нами ежемесячно как во время всего курса лечения (семь месяцев), так и в течение года после его окончания. Они являются необходимым элементом системы функциональных тренировок, которые проходят все мои пациенты. Это позволяет контролировать (и отрабатывать) элементы вновь создаваемого речевого навыка в максимально сложных для них условиях.

  2. Весь ход речевых экзаменов фиксируется на видео камеру и затем детально анализируется вместе с пациентами.

  3. Естественно, отметить все недостатки речи, особенно в начале лечения, может только специалист. Однако оценки аудитории также имеют большое значение для наших пациентов, в том числе и психологическое.

  4. Перед началом «речевого экзамена» мы раздаём в аудитории анкеты, и объясняем, по каким критериям должна оцениваться речь очередной группы, так как в каждом экзамене могут принимать участие пациенты разных (по времени лечения) групп.

В первые два месяца от начала лечения, когда пациентами используется очевидно замедленная, лечебная речь, предлагается оценить наличие спазматических задержек, зрительный контакт со слушателями, спокойствие во время речи. В следующие два месяца оценивается также интонационная сторона (выразительность) речи, несмотря на то, что темп её еще несколько замедлен.

От 4-х до 6 месяцев нужно оценивать также сложность и продолжительность высказываний.

После шести месяцев речь пациентов уже настолько сравнивается с обычной речью, что слушатели отвечают ещё на один вопрос: «Могут ли они предположить, что наши пациенты раньше заикались?» При этом иной раз мы включаем в группу для контроля и исходно нормально говорящих людей.

Во время экзаменов пациенты в начале представляют заранее подготовленный текст, а затем принимают участие в диалоге или ответах на вопросы, предложенные слушателями.Продолжительность выступлений обычно составляет 5-7 минут, хотя, в принципе, она ничем не ограничена.

Речь оценивается по десятибалльной системе.

Отсутствие спазматических задержек оценивается в 10 баллов. Каждая спазматическая задержка снижает оценку на 1 балл.

При оценке других параметров речи (спокойствие, интонация и т. д.) трудно так четко определить критерии оценок, и конечно велика роль субъективного фактора. Однако, как показывает практический опыт, если слушателей достаточно много (не менее двадцати), то усредненные оценки становятся достаточно информативными.

Лилия Зиновьевна Арутюнян

arlilya@yandex.ru

Формы логопедической работы

К обязательным формам работы с заикающимися детьми относятся следующие: психолого-педагогическое изучение ребенка, логопедические занятия , организация самостоятельной работы, использование в подробнее...

Лечение заикания по методу Л.З. Арутюнян (Андроновой)

"Со всей определенностью мы должны подчеркнуть, что в нашей практике не встречались формы не излечиваемого заикания. Более того, иной раз тяжелые формы этого недуга излечивались легче и надежнее, подробнее...

Лечение заикания с помощью компьютерных программ и электронных устройств MAF - DAF - Метроном

Использование компьютеров и электронных устройств для лечения заикания Маскирование обратной связи (MAF) Маскирование обратной связи (Masking auditory feedback) подробнее...

Основы методики Л.З. Арутюнян

Проф. Л.З. Арутюнян предлагает методику, направленную на устойчивую нормализацию речи заикающихся подростков и взрослых. Логопедами Л.А. Белик и А.Э. Ракитиной методика адаптирована для подробнее...

Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно подробнее...