М. Е. Шуберт. "К психопатологии, клинике и лечению заикания". 1928 г.



Заикание есть симптомокомплекс, характеризующийся судорожным расстройством речи, обусловленным, по-видимому, определенными эмотивными побуждениями вследствие большой склонности к накоплению такими больными комплексов, которые, благодаря неуверенности больного, его боязливости и чрезмерной его эмотивности, дают определенный симптомокомплекс.

Почти у всех больных наблюдаются явления неустойчивости вегетативной нервной системы: краснеют, у них появляются капли пота на лице, руки дрожат, ноги подгибаются, и мысли все куда-то проваливаются, усиливается сердцебиение; у других резко выражается побледнение лица, появляется какая-то маскообразность в лице, движения делаются более связанными, язык плохо повинуется, дыхание прерывается, появляются спазмы в горле и увеличивается резко движение головой и руками; все эти движения беспорядочны и бесцельны и часто имеют как бы некоторую стеретипию в виде судорог рта и лицевых мышц, отчасти какие-то тикозные подергивания мышц, и вообще весь психомоторный аппарат находится в общем замешательстве.

Заикание, по-видимому, не имеет под собою органических синдромов и выражается чаще всего вследствие повышенной эмотивности, внешней связанностью или неловкостью; часто можно наблюдать в наследственности левшество (28%), встречалась также недостаточность ритмичности в движениях в виде особой неловкости волевых движений.

Заикание принадлежит к той группе психогенных заболеваний, проявление которых зависит от эмотивных потрясений, идентичных процессам внушения, самовнушения, подражания и также желаниям и влечениям подсознательного характера.

1. Заикание представляет собою психогенную реакцию, выявляющуюся в моторно-мышечной судороге речевого аппарата.

2. Моменты, вызывающие заикание, различны, они также полиморфны, как и полиморфна этиология психоневрозов вообще (в этиологии заикания стремление к быстрой передаче мысли в речевой аппарат вызывает торможение, а страх является сопутствующим моментом, это совершенно понятно, ибо в детском возрасте испуг является главным мотивом патологической эмоциональной реакции).

3. Психоневротические механизмы заикания в каждом отдельном случае зависят несомненно от психопатологического конституционального типа личности. Психопатологические типы заикания следующие:

а) заикание у эпилептоидных психопатов можно пытаться объяснить задержанным аффектом гнева, который способствовал моторно-речевой задержке;

б) заикание у психастеников, по-видимому, происходит от борьбы; больные не уверены в себе, у них наблюдается навязчивое состояние. Механизм заикания, по-видимому, зависит от мыслей о своей психической неполноценности;

в) заикание у шизоидных личностей может зависеть от негативистических моментов;

г) заикание у больных с циклоидными компонентами отличается периодичностью течения и несомненно зависит от депрессивных моментов;

д) механизм заикания у лиц с истероидными симптомами безусловно связан с влечением подсознательного характера, а так же со стремлением как бы выявить себя и желанием вызвать к себе большее внимание и оградить свою личность от неприятных мотивов.


Прихогигиенические и неврологические исследования. - М., 1928. - С. 208-217. 406.

Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты).

Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений:

В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Нетрадиционные способы помощи и особенности помощи в стационаре.

Попытки найти панацею, то есть универсальное, гарантированное средство избавления от заикания, предпринимались неоднократно. И каждый раз казалось, что найденное решение является подробнее...

Разнообразие средств и приемов коррекционно-педагогической работы

Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы, так как наиболее полно выражают непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие логопеда на заикающегося. подробнее...

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Регуляция эмоционального и мышечного состояния

Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления. Обучение навыкам релаксации подробнее...

Речевые экзамены

О речевых экзаменах...   «Речевые экзамены» в большой аудитории проводятся нами ежемесячно как во время всего курса лечения (семь месяцев), так и в подробнее...

Биологическое и социальное в структуре дефекта заикания

Понимание структуры заикания как дефекта не может решаться в отрыве от современных представлений о соотношении биологического и социального, физического и психического в человеке. Такой подход, на подробнее...