
Маскирование обратной связи (MAF)
Маскирование обратной связи (Masking auditory feedback) "белым шумом" позволяет уменьшить заикание на величину от 35% при 85 дБ до 55% при 90 дБ (Kalinowski, 1993; Stager, 1997). Оказалось, что увеличение громкости шума позволяет улучшить плавность речи. Шум громкостью до 85-90 дБ не должен вызывать отрицательных последствий для слуха (Dewar, 1979). Согласно старой гипотезе, заикающиеся могут говорить плавно, когда они не слышат собственную речь. Эта гипотеза спорна, потому что у многих заикающихся блоки появляются еще до того, как они сами себя услышали.
Маскирование обратной связи синусовыми шумами может быть более эффективным, чем использование "белого шума", причем при низкой громкости. Эта технология была использована в устройстве Edinburg Master в начале 80-х. Устройство позволяет уменьшить заикание без предварительной подготовки пациента, каких-либо усилий с его стороны или насильственного изменения речи. В отличие от методов DAF и FAF (см. ниже), MAF может избавить заикающихся от "тихих" блоков (т.е тонических судорог при попытке начать фразу).
В течение шести месяцев проводилось большое исследование устройства Edinburg Master, в котором участвовало 67 человек. 82% исследуемых отметили высокую эффективность устройства. 67% сказали, что их речь улучшилась без особых усилий с их стороны (Dewar, 1979). Средняя громкость звука при этом равнялась 78 дБ.
Были опрошены также свыше 500 человек, которые использовали Edinburg Master (всего было продано 2500 приборов). В большинстве случаев устройство применялось пациентами все меньше и меньше, так как с течением времени потребность в нем уменьшалась (Goldberg, 1994).
В свою очередь, переносной Edinburg Masker являлся способом устранения страхов и беспокойств. Например, человек боялся телефонных разговоров. Использование Edinburg Master позволяло ему подходить к телефону без страха. Когда же проходило некоторое время, он с удивлением обнаруживал, что это устройство ему больше не нужно и он и без него может спокойно вести телефонные переговоры.
Edinburg Master, может быть, и не в силах мгновенно научить беглой и плавной речи, но он позволяет обеспечить "забывание" заикания, что безусловно положительно сказывается на качестве речи.
Задержка акустической обратной связи (DAF)
При использовании метода DAF (Delayed auditory feedback) голос пациента выводится на наушники с задержкой на доли секунды. Проведение различных исследований позволило выявить следующее:
Исследование |
Задача |
n |
Время |
4 мс |
25 мс |
50 мс |
75 мс |
195 мс |
Webster, 1991 | Чтение | 9 | 1 | 28% | ||||
Kalinowsli, 1993 | Чтение | 9 | 1 | 55% | ||||
Чтение, быстрое | 9 | 1 | 83% | |||||
Sark, 1996 | Чтение | 14 | 3 | 50% | 71% | 75% | ||
Чтение, быстрое | 14 | 3 | 50% | 76% | 76% | |||
Brenaut, 1995 | Телефонный разговор | 7 | 4 | 34% | ||||
Zimmerman, 1997 | Телефонный разговор | 9 | 2 | 62% | ||||
Stager, 1997 | Чтение, медленное | 10 | 2 | 85% | ||||
Усредненно | Все | 55 | 4 | 28% | 50% | 71% | 62% | 85% |
Усредненно | Чтение | 39 | 4 | 28% | 50% | 71% | 76% | 85% |
Усредненно | Телефон | 16 | 48% |
n - число исследуемых, Время - среднее время исследования на одного человека.
Эти исследования выявили, что задержка в диапазоне 50-75 мс позволяет уменьшить заикание на 60-80%, при нормальной и ускоренной речи. Задержка величиной 195 мс оказалась чуть более эффективной, чем 75 мс.
Эффект, вызываемый использованием метода DAF, весьма интересен. DAF оказывается немного эффективнее, когда пациента просят говорить быстрее, чем обычно, что является стрессовой ситуацией. В то же время он менее эффективен при телефонных разговорах и более - при громком чтении. Следовательно, DAF более или менее эффективен в различных стрессовых ситуациях.
Вышеприведенные исследования проводились без какой-либо предварительной подготовки или медицинского воздействия. Сейчас DAF широко используется в различных программах лечения заикания. Используются длинные задержки (90-220 миллисекунд) и заикающиеся учатся протягивать гласные и уменьшать скорость речи. Это позволяет практически полностью устранить даже тяжелое заикание, но может вызвать отсутствие в речи эмоционального оттенка. После исправления речи на долгих задержках устройство настраивается на менее длительные, которые увеличивают скорость речи до тех пор, пока она не станет нормальной. Методы лечения с использованием DAF эффективны для школьников (Ryan, 1995) и взрослых (Ryan и Kirk, 1974).
Изменение частоты обратной связи (FAF)
Изменение частоты обратной связи (Frequency-shifted auditory feedback) заключается в сдвиге частоты тона голоса пациента в наушниках по сравнению с его нормальным голосом. Подобно DAF, этот метод немедленно уменьшает заикание на 60-80% при нормальной и быстрой речи, без какой-либо предварительной подготовки и сколь-нибудь значимых усилий.
Для повышения эффективности FAF обычно комбинируют с DAF, особенно в случаях тяжелого заикания. Для примера, если в результате применения DAF речь пациента улучшилась на 60%, то при комбинировании его речь улучшится на 80%.
Основное преимущество FAF перед задержкой и маскированием состоит в том, что этот метод не затрудняет речь в процессе его использования, так как пациент слушит свою речь в реальном времени и без шума. Переносная реализация FAF позволяет включать устройство в начале речи и выключать его после ее окончания.
Эффективность FAF была подтверждена следующими испытаниями:
Исследование | Задача | n | Время | +1 окт. | +0.5 окт. | +0.25 окт. | -0.25 окт. | -0.5 окт | -1 окт |
Kalinowski, 1993 | Чтение | 9 | 1 | 62% | |||||
Чтение, быстрое | 9 | 1 | 81% | ||||||
Hardgrave, 1994 | Чтение | 14 | 4 | 70% | 68% | 69% | 71% | ||
Чтение, быстрое | 14 | 4 | 71% | 72% | 69% | 72% | |||
Brenaut, 1995 | Телефонный разговор | 7 | 4 | 79% | |||||
Stuart, 1996 | Чтение | 12 | 4 | 59% | 53% | 53% | 65% | ||
Чтение, быстрое | 12 | 4 | 58% | 38% | 38% | 54% | |||
Zimmerman, 1997 | Телефонный разговор | 9 | 2 | 60% | |||||
Ingham, 1997 | Чтение | 3 | 25 | 80% | 73% | ||||
Монолог | 3 | 73 | 60% | 55% | |||||
Armson, 1997 | Публичная речь | 9 | 3 | 74% | |||||
Armson, 1998 | Чтение | 12 | 10 | 47% | 35% | ||||
Монолог | 12 | 10 | 10% | 11% | |||||
Howell, 1999 | Чтение, взрослые | 8 | 3 | 66% | |||||
Чтение, дети | 8 | 3 | 39% | ||||||
Kakinowski, 1999 | Чтение | 8 | 18 | 86% | |||||
Усредненно | Все | 101 | 11 | 70% | 63% | 37% | 34% | 69% | 68% |
Усредненно | Чтение | 74 | 61% | ||||||
Усредненно | Монолог | 15 | 34% | ||||||
Усредненно | Публичная речь | 9 | 74% | ||||||
Усредненно | Телефонный разговор | 16 | 70% |
n - число участников, Время - среднее время исследования на одного человека.
Этот обзор показывает, что заикание уменьшается при увеличении сдвига частоты, хотя наиболее эффективные результаты достигались сдвигом на пол-октавы. Повышение и понижение частоты кажутся одинаково эффективными (но сдвиг вниз на одну октаву чуть менее полезен из-за плохой слышимости баса в наушниках).
FAF эффективен при чтении, публичной речи и телефонных разговорах. Armson (1997) обнаружил, что этот метод одинаково полезен при публичной речи как в аудитории, состоящей из двух-трех, так и из пятнадцати человек. Это означает, что эффективность FAF не связана с трудностью речевой ситуации.
FAF кажется менее полезным при монологической речи. Armson и Stuart (1998) использовали сдвиг на четверть октавы, в отличие от Ingham (1997), который сдвигал голос на полную октаву. При этом заикание уменьшалось в среднем на 26%.
Метрономы и корректоры темпа
Стейджер [Stager, 1997] обнаружил, что при использовании метронома речь исправилась у всех десяти из исследуемых им пациентов, при условии, что они говорили очень медленно - 92 слога в минуту (что примерно в три раза медленнее нормальной речи).
"Корректор темпа" [Pacemaster] - устройство, подобное метроному. Многие заикающиеся, используя это устройство на протяжении несколько лет, отметили его большую эффективность. Корректор темпа все время остается включенным.
Были выдвинуты три гипотезы, пытающиеся объяснить, почему устройства, подобные метрономам, позволяют исправить качество речи:
Они замедляют речь. Результаты исследований показали, что, хотя с помощью метронома и можно научить говорить заикающихся быстро, все же речь на более медленной скорости дает больший эффект.
Разбиение слов на слоги может уменьшить заикание.
Ритмика оказывает положительный эффект. Одно из исследований показало, что ритмичные удары метронома уменьшают заикание, в то время как аритмичные, спонтанные удары его не уменьшают.