К обязательным формам работы с заикающимися детьми относятся следующие: психолого-педагогическое изучение ребенка, логопедические занятия , организация самостоятельной работы, использование в логопедической работе помощи разных специалистов, консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка, самообразование и повышение квалификации логопеда.
Совокупность названных форм работы логопеда в практическом учреждении составляет целостную и необходимую систему организации логопедической работы с заикающимися.
Психолого-педагогическое изучение заикающегося ребенка. С него фактически начинается логопедическая работа, оно по существу определяет выбор средств и приемов до начала и в процессе этой работы, позволяет оценить ее результативность и дать рекомендации после окончания.
Психолого-педагогическое изучение заикающегося ребенка состоит из первичного логопедического обследования, динамического наблюдения в процессе логопедической работы с ним и заключительного обследования (эпикриза) перед выпуском.
В конкретные задачи изучения ребенка логопедом входят: 1) сбор анамнестических сведений, позволяющий судить об особенностях его раннего развития, о причинах заикания и разворачивающейся картине его проявления; 2) определение места и форм речевых судорог, частоты их проявления и сохранных речевых возможностей устной и письменной речи (импрессивной и экспрессивной); 4) выявление сопутствующих речевых и двигательных нарушений и психологических особенностей (отношение к своему речевому дефекту, к себе, к окружающим, поведение в коллективе) .
Результаты изучения заикающегося ребенка должны фиксироваться логопедом в соответствующей документации: в речевой карте (амбулаторной карточке, истории болезни), в логопедическом дневнике.
Логопедические занятия. Они являются основной формой логопедической работы, так как наиболее полно выражают непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие логопеда на заикающегося (прямое логопедическое воздействие). Все другие формы работы логопеда (см. выше) составляют систему косвенного логопедического воздействия, так как, по сути, они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия.
Логопедические занятия проводятся как с группой заикающихся детей, так и индивидуально. Преимущественной формой являются групповые занятия, на которых используется коллектив сверстников для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков поведения ребенка в коллективе. Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по воспитанию навыков правильной речи и поведения (коррекция неправильного произношения, беседы психотерапевтического характера и т.д.).
Иногда под логопедической работой с заикающимися подразумеваются только речевые занятия. Причем эти речевые занятия представляются как жестко-определенная и обязательная система речевых упражнений для всех заикающихся. В связи с этим высчитывается количество часов на те или иные речевые упражнения, описывается их обязательная последовательность вне зависимости от тяжести заикания и индивидуальных особенностей заикающихся.
Такая механическая речевая тренировка оторвана не только от гибкого использования приемов логопедического воздействия на заикающихся и противоречит дидактическим принципам, но и оторвана от жизни и интересов ребенка.
Речевые занятия, являясь основной формой логопедической работы с заикающимися, тем не менее, не могут быть исчерпывающими. Воспитание навыков правильной речи и поведения требует длительных и постоянных тренировок, не ограниченных рамками логопедических занятий, а имеющих место в процессе ежедневного речевого общения ребенка с окружающими. Логопедические занятия должны проводиться на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и системы его воспитания. И все это должно сочетаться с необходимыми оздоровительными и лечебными мероприятиями.
На основании сказанного можно сформулировать основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми:
1) Логопедические занятия должны прежде всего отражать основные задачи коррекционно-воспитательного воздействия на речь и личность заикающегося ребенка.
2) Логопедические занятия должны быть построены с учетом основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; опираться на сознательность и активность детей; должны быть оборудованы необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения .
3) Логопедические занятия должны быть согласованы с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного или школьного возраста.
Для дошкольников логопедические занятия должны быть согласованы с «Программой воспитания и обучения в детском саду», т.е. с обучением детей родному языку и с их наблюдениями за окружающим, с обучением счету, труду, с эстетическим воспитанием и, конечно, с многообразными детскими играми. Следовательно, для речевых занятий с дошкольниками должен подбираться материал, который рекомендуется в разных разделах программы. Необходимо, чтобы эти занятия сохраняли и форму их проведения, принятую в детских садах.
Речевые занятия, совмещающие цели общеобразовательные и коррекционно-воспитательные, оказываются полезными ребенку еще и тем, что подготавливают его к тому, как нужно правильно держать себя и говорить на разных занятиях в детском саду.
При организации речевых занятий важно учитывать также интересы ребенка. Новая игрушка вызывает интерес, значит, она должна быть включена в занятие в качестве наглядного пособия. Ребенок любит помогать по хозяйству, значит, нужно предусмотреть речевые упражнения в процессе трудовой деятельности. Девочка любит рисовать, играть в куклы, и это следует включать в занятия и сопровождать речью. В семье часто бывают гости, значит, нужно обыграть (и не один раз!) мотив «гости и хозяева» и т.д.
Таким образом, связь речевых упражнений с общеобразовательными занятиями, с интересами и особенностями повседневной деятельности ребенка подготовит его к тому, как надо правильно говорить в разных условиях, облегчит ему возможность постепенного переноса новых речевых навыков в свою деятельность.
4) В логопедических занятиях должна быть предусмотрена необходимость тренировки правильной речи и поведения у заикающихся детей в разнообразных условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в разных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых людей и т.д.
Фактически с этой же целью используется все разнообразие логопедических занятий: многочисленные формы работы по развитию речи, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и творческие игры, экскурсии, подготовка и участие в утренниках, детских концертах, выступления перед микрофоном и др.
5) На логопедических занятиях (прежде всего) ребенок должен научиться всегда говорить без заикания.
Речевые занятия могут оказаться бесполезными и даже вредными в тех случаях, когда ребенок на них продолжает заикаться. Ведь задача речевых упражнений — тренировка правильной, незаикливой речи. На речевых занятиях ребенок должен постоянно убеждаться в том, что может говорить хорошо, он должен слышать свою свободную, правильную речь. При наличии же речевых судорог практически трудно убедить ребенка в том, что их у него нет. Значит, нужно так подбирать для него речевые упражнения, чтобы они были доступны для свободного проговаривания и в то же время каждый раз были чем-то новым, более сложным по сравнению с предыдущим. Следовательно, логопеду нужно очень хорошо знать речевые возможности ребенка и в целом систему последовательного, постепенного усложнения занятий.
Если ребенок на речевых занятиях ни разу не заикнулся, значит, занятие было скрупулезно продумано, значит, руководитель был максимально внимателен к ребенку. К этому следует стремиться.
Ну а если все-таки запинки были, означает ли это, что занятие проведено впустую?
Здесь следует отметить, что если ребенок запнулся и сам исправился — отлично, если руководитель помог исправить неправильность — тоже хорошо, речь осталась неисправленной — плохо. Отговорки, что лучше не обращать внимания на речевые спазмы, чтобы не фиксировать на них внимание ребенка, нам кажутся несостоятельными. Ребенок обычно хорошо знает, когда он сказал свободно, правильно, а когда — нет. Оставленная же без внимания неправильная речь свидетельствует о нашей беспомощности или неискренности. И то и другое подрывает авторитет логопеда в глазах ребенка, лишает его веры в помощь логопеда, и, кроме того, тем самым нарушается необходимая система постоянных тренировок его правильной речи.
Но как помочь ребенку в том случае, когда он все-таки не сумел сказать свободно? Как устранить его запинку?
Чтобы определенно ответить на этот вопрос, нужно знать речевые возможности ребенка. На разных этапах занятий и у разных детей эти возможности будут неодинаковы. Поэтому одному достаточно напомнить, что он должен сказать не спеша, другого попросить просто повторить фразу, с третьим только начать ее, четвертому предложить повторить фразу вслед за логопедом. Логопеде в подобных случаях свою помощь облекают в разного рода замечания: «Ты сейчас правильно сказал? (Это если уверены, что он может сам исправиться.) Скажи правильно! Встань спокойнее, не напрягайся, скажи громче. Повтори снова фразу. Скажи неторопливо. Скажи яснее звука (когда добиваются опоры на гласные звуки). Скажи выразительнее. Повтори за мной снова. Давай скажем вместе. Ну, а теперь ты сам».
Это далеко не полный перечень указаний, которые могут делать логопеды с целью исправить у ребенка замеченную неправильность речи. Для каждого ребенка эти замечания будут разными. Одинаковым в них будут только стремление в случае ошибки, речевой запинки у ребенка отойти временно назад, использовать форму речи, которая не будет представлять для него трудностей (повторить фразу, совместно произнести ее и пр. с тем, чтобы тут же добиться свободного ее произнесения). А когда это будет достигнуто, обратить внимание ребенка на то, что он сумел сказать хорошо, умеет говорить правильно.
Таким образом в борьбе с речевыми запинками на занятиях логопед гибко использует тактику временных отступлений, с тем чтобы, оттолкнувшись от них, с уверенностью штурмовать новые «высоты». А освоение такой новой «высоты» — это каждый раз маленькая победа, из ряда которых в дальнейшем складывается успех всей работы с заиканием.
6) На логопедических занятиях с заикающимися постоянно должны присутствовать образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающихся детей, магнитофонные записи и пластинки с выступлениями мастеров художественного слова, демонстрационные выступления ранее окончивших курс логопедических занятий и пр.
Следует указать (как имеющих особую значимость в занятиях) на правильный тон и манеру поведения руководителя занятий, на недопустимость окриков, передразниваний, раздраженного тона, суетливого, резкого поведения логопеда. Как бы ни казались утомительными и однообразными замечания, которые приходится делать, как бы ни было перед этим омрачено настроение, тон руководителя занятий всегда должен быть ровным, ободряющим, ласково-доброжелательным и в то же время требовательным. Речь и манера поведения руководителя занятий должны быть эталоном и образцом в коррекционно-воспитательном процессе с детьми.
7) Логопедические занятия должны быть обязательно оформлены в соответствующей документации. Система планирования, учета и отчетности, отражающиеся в логопедической документации, способствует изучению заикающихся в результате работы с ними, помогает продумывать последовательность и содержание логопедических занятий, уплотнять рабочее время. Все это имеет значение для повышения эффективности логопедического воздействия.
Логопед должен правильно и регулярно составлять перспективный (календарный) и текущие планы занятий с детьми, фиксировать результаты их выполнения.
В.И. Селиверстов "Заикание у детей"
Это интересно:
Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения
Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.
Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.
Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.
Самомассаж в устранении заикания
Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.