Система коррекционного воспитания и обучения детей с нарушенной речевой деятельностью, как отрасль специальной педагогики, необходимо строиться на основе обшей теории обучения (дидактики), объектом изучения которой являются закономерности и принципы, методы, организационные формы и средства обучения.
В коррекционно-педагогической (логопедической) работе с детьми существенным оказывается, прежде всего, раскрытие важнейших, дидактических закономерностей, отражающих развивающий и воспитывающий характер обучения детей. Развивающий характер обучения детей-логопатов предполагает необходимость учета уровня их умственного и речевого развития (актуального и зоны ближайшего развития по Л.С.Выготскому) и активного влияния на него в процессе коррекционного обучения. Воспитывающий характер обучения отражает органическое единство коррекционного обучения и воспитания ребенка с нарушенной речевой деятельностью.
Важное значение в коррекционно-педагогической работе с заикающимися детьми приобретает изучение особенностей реализации принципов обучения, выражающих в основных положениях дидактические закономерности. В обучении (как открытой динамической системе, где не может быть конкретных указаний, как следует поступать во всех разных случаях обучения, а есть только условия возможного успешного действия) дидактические принципы или принципы обучения понимаются, как главные указания или исходные положения для успешного обучения.
В современной педагогике принято выделять следующие основные дидактические принципы: научности и доступности, сознательной активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой, индивидуализации и коллективности. Совокупность этих принципов и своеобразие их реализации в отношении к детям-логопатам определяет все стороны коррекционно-развивающего обучения — содержание, методы и организационные формы.
Многообразие существующих в настоящее время методик логопедической работы в зависимости: от формы речевого нарушения, от разного возраста логопатов, от условий логопедической работы — подчеркивает необходимость разработки основополагающей теории коррекционного обучения логопатов. Взаимообогащающая связь общей теории обучения и частных логопедических методик безусловна: методики строятся с использованием общих положений дидактики, а общая теория обучения — использует результаты частных методик, как материал для обобщения.
Таким образом, основные дидактические закономерности и принципы, преломленные по отношению к детям с нарушенной речевой деятельностью, являются основополагающими в теории и практике логопедии. Знание дидактических основ логопедии предопределяет успешность (и в целом, и в частностях) коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми
В.И. Селиверстов "Заикание у детей"
Это интересно:
Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения
Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.
Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.
Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.
Самомассаж в устранении заикания
Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.