Принцип сознательности и активности в педагогике рассматривается не только в плане познавательной деятельности, но и в плане эмоционально-волевой, т.е. чувственно-практической деятельности. В этом случае, выполнение упражнений в обучении предполагает сознательное многократное выполнение сходных действий на различном материале и в разных условиях.
В коррекционно-воспитательной (логопедической) работе с заикающимися реализация дидактического принципа сознательности и активности занимает одно из ведущих мест. Без сознательного и, тем более, активного участия заикающегося в процессе преодоления у него заикания практически невозможно говорить о каких-либо положительных результатах логопедической работы.
Осознание заикающимся цели логопедических занятий — одно из первых и необходимых условий начавшихся занятий.
Напомним, что, за редким исключением, заикающиеся уже с дошкольного возраста осознают свой недостаток, стесняются его, переживают, по-разному маскируют или пытаются преодолеть, чувствуют свою неполноценность, ущемленность.
Поэтому цель логопедических занятий состоит не только в преодолении самого речевого дефекта, его проявлений, но и в коррекции связанных с ним особенностей поведения и личности самого заикающегося, в необходимости перестройки его отношения к себе, к своему дефекту, к оценкам окружающих.
Знание особенностей проявления заикания помогает устранить мысли о необратимости этого дефекта, способствует умению заикающегося правильно разобраться в особенностях своей речи и поведения, обнаружить свои сохранные речевые возможности, сознательно и целенаправленно преодолевать недостатки своей речи и поведения.
Понимание условий, необходимых для преодоления заикания и связанных с ним личностных и поведенческих отклонений, формирует сознательное отношение к необходимости личного активного участия в логопедической работе самого заикающегося. Он должен ясно сознавать важность в устранении заикания своих систематических тренировок в правильной речи и поведении; понимать необходимость системы последовательных, постепенно усложняемых упражнений на занятиях и вне их; осознавать особенности каждого занятия как нового шага на пути к здоровой, правильной речи; знать, что только неукоснительное и тщательное соблюдение указаний логопеда на занятиях и вне их приведет к поставленной цели.
Знание логопедических приемов по предупреждению или преодолению проявлений заикания, неправильного поведения или личностных особенностей позволяет ребенку самому активнее и успешнее включаться в процессе преодоления дефекта речи.
Для сознательного, активного и своевременного предупреждения и устранения недостатков речи и поведения у заикающихся имеет большое значение наличие у них навыков самоконтроля и объективной самооценки.
Умение предугадать или заметить у себя недостаток речи или поведения, знание логопедических приемов его предупреждения или устранения, готовность применить волевые усилия для выполнения необходимых условий для правильной речи и поведения, умение пользоваться логопедическими приемами и знаниями в повседневной деятельности — все это является результатом сознательного и активного отношения к логопедическим занятиям и необходимым условиям успешного преодоления заикания.
Заикающийся, своей активностью добившийся избавления от заикания, писал Г.Д.Неткачев, будет всегда помнить, что его здоровая речь «есть его собственное приобретение — плод его труда и энергии и уже никогда не отнимается от него».
Дидактический принцип прочности требует, чтобы знания, умения и навыки, приобретаемые заикающимися детьми на логопедических занятиях, были прочными и обладали свойством воспроизведения и применения в различных ситуациях. Особое значение реализация этого принципа приобретает и потому, что заикающиеся, как показывают наблюдения, на логопедических занятиях довольно быстро овладевают навыками свободной речи и значительно труднее переносят их в свою повседневную действительность.
Успешная реализация принципа прочности в логопедических занятиях практически завершает вопрос об эффективности всей коррекционно-педагогической работы по преодолению заикания. Насколько же результативна эта работа?
«Заикание излечимо», «Заикание — недуг устранимый» — названия книг, которые недвусмысленно отвечают на вопрос о возможности человека вообще избавиться от заикания. Но применительно ли это к каждому случаю заикания? Означает ли это, что через 3—4 месяца логопедических занятий вкупе с другими средствами лечебно-педагогического комплекса заикание исчезает раз и навсегда?
Ответить определенно и категорически на эти два вопроса, к сожалению, нельзя. Успешное преодоление заикания зависит от целого ряда причин: от индивидуальных особенностей заикающегося и тяжести его заикания, от особенностей лечебно-педагогической работы и даже от выбранной системы оценок результатов этой работы.
О том, что необходимо для успешного преодоления заикания, написано в предыдущих главах данного пособия. Поэтому в этой главе мы обращаемся к рассмотрению факторов, мешающих эффективности этой работы, некоторых сторон своеобразного выхода из заикания и критерия оценок речи заикающихся после проведенного курса лечебно-педагогической работы с ними.
В.И. Селиверстов "Заикание у детей"
Это интересно:
Психологические особенности заикающихся
Модель фиксированности на своем дефекте
Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения
Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.