Причины, мешающие эффективности преодоления заикания

заикание у детей

Все факторы, которые могут явиться причиной недостаточно успешного преодоления заикания, можно объединить в две группы: а) относящиеся к особенностям проявления заикания и заикающихся и б) характеризующие лечебно-педагогическую работу с ними.

Среди индивидуальных особенностей каждого заикающегося и проявлений его заикания можно усмотреть несколько факторов, которые тесно связаны с разной тяжестью заикания, влияющей прежде всего на эффективность его преодоления.

В специальной литературе давно замечено, что преодоление заикания с возрастом заикающегося ребенка становится все более сложным и менее эффективным. Это наблюдение связывается с упрочивающимся со временем навыком неправильной речи и постепенным его обрастанием сопутствующими нарушениями в психомоторной сфере у заикающихся. Другими словами, нарастание сложности заикания объясняется нарастанием с годами (со стажем заикания) суммы неблагоприятных симптомов, характерных для него. При этом лишь один факт мешает утверждать, что увеличение стажа заикания равнозначно увеличению тяжести заикания. А именно то, что заикание у людей после 30—40 лет постепенно идет на убыль: у большинства заикающихся оно приобретает видимость неярко проявляющихся запинок в речи.

В свое время делались попытки усмотреть сложность заикания в зависимости от разного типа речевых судорог (А.Либман, Э.Фрешельс, Ф.Г.Штоккерт, М.И.Пайкин, М.Ф.Брунс и др.). Предполагалось, что тонические судороги характеризуют более сложную форму заикания по сравнению с клоническими судорогами, что развитие и усложнение заикания идет от клонуса к клоно-тонусу, к тоно-клонусу и затем к тонусу.

Наличие у заикающихся детей (особенно младшего возраста) различных недостатков речи позволило отдельным авторам (Р.М.Боскис; Р.Е.Левина и др.) предположить, что в основе заикания лежит общее речевое недоразвитие, которое обусловливает возникновение заикания и, следовательно, должно отягощать картину проявления заикания.

Исследователи уже с конца прошлого века серьезно обратили внимание на своеобразные психологические особенности, характерные для заикающегося, увидели в них осложняющий симптом заикания. В своих работах ряд авторов (А.Либман, Э.Фрешельс, Ф.Г.Штоккерт, Ю.А.Флоренская, М.И.Пайкин, М.Е.Хватцев и др.), в частности, указывают на важную роль фиксации внимания заикающегося на своем дефекте в развитии и усложнении его заикания.

Специально проведенное нами сравнительное изучение эффективности преодоления заикания у детей и подростков в зависимости от разных факторов позволило обнаружить, что наличие разной степени болезненной фиксированности заикающихся на своем дефекте закономерно определяет разную эффективность преодоления заикания и, следовательно, соответствует разной степени его сложности. (Нулевая степень болезненной фиксированности соответствует легкой степени заикания, умеренная — умеренной степени и выраженная — тяжелой степени заикания).

Болезненная фиксированность на своем дефекте (как определяющий фактор в образовании личностных особенностей у заикающихся) была обнаружена у детей разных возрастных групп (от 6 до 18 лет). Причем было замечено, что степень этой фиксированности (нулевой, умеренной, выраженной) возрастает в зависимости от стажа заикания (от возраста ребенка), от наличия второго речевого дефекта (только у младших детей), от типологии речевых судорог (от клонуса к тонусу). Но, как показало исследование, стаж заикания, второй речевой дефект, тип речевых судорог сами по себе не являлись столь определяющими в эффективности преодоления заикания у детей и подростков; определяющим оказалась разная степень их болезненной фиксированности на своем дефекте.

Таким образом, на эффективность преодоления заикания, прежде всего влияет разная степень тяжести заикания (в основе которой, как мы видим, лежит разная степень болезненной фиксированности на своем дефекте). Результаты лечебно-педагогической работы с заикающимися лучше в случаях легкой степени заикания и хуже при тяжелой степени заикания.

На эффективность преодоления заикания может также влиять разный тип нервной системы ребенка. Чем слабее тип нервной системы, тем все, даже слабые вредности, могут приводить к срыву в лечебно-педагогической работе. Чрезмерная подвижность, неуравновешенность, нервная неустойчивость и впечатлительность ребенка, естественно, будут мешать формированию спокойной, неторопливой речи, уверенного поведения.

Разного рода детские болезни (особенно хронического характера), психотравмы ослабляют нервную систему ребенка, а отсюда и пониженные защитные способности у него, повышенная ранимость, истощаемость высшей нервной деятельности и, естественно, усложнение проявлений заикания и его преодоления.

На эффективность преодоления заикания влияют особенности проводимой лечебно-педагогической работы с заикающимися.

Не следует забывать, что логопедические занятия — это только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребенка. Направленное и активное лечение (медикаментозные средства, физиолечение, психотерапия и др.) положительно влияет на успешность проведения логопедических занятий.

При этом логопедическая работа с заикающимся ребенком также не может ограничиваться только одними логопедическими занятиями с ним (она должна включать и постоянное изучение ребенка, и организацию содружественной работы с разными специалистами, и работу с родителями и педагогами ребенка, и организацию его самостоятельной работы).

На результативность собственно логопедической работы с заикающимися непосредственно влияет также мастерство логопеда: насколько правильно и четко он реализует в своей работе принципы систематичности и последовательности, индивидуального подхода, сознательности и активности, использует технические средства и т.д. Творчество, энтузиазм, понимание психологических особенностей заикающихся позволяют логопеду результативнее воздействовать на заикающихся.

Эффективность логопедических занятий зависит также от правильного отношения ребенка к занятиям. Серьезное отношение, упорное, настойчивое стремление исправить неправильную речь, неукоснительно дисциплинированное выполнение заданий логопеда, настрой на длительность необходимой работы — все это в сочетании с регулярными, систематическими занятиями является необходимым условием для более быстрого и прочного устранения заикания.

Как показывает опыт, 3—4 месяцев логопедических занятий оказывается явно недостаточным, чтобы воспитать устойчивые навыки правильной речи и поведения настолько, чтобы сразу и совсем отказаться от занятий. Эти навыки необходимо еще некоторое время закреплять после окончания курса логопедических занятий. Год-полтора — это примерный срок исправления речи у заикающегося ребенка.

В.И. Селиверстов "Заикание у детей"

Это интересно:

Психологические особенности заикающихся

По мнению Р.Е.Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.
Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

читать дальше

Проявления заикания

По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Наивно полагать, что оно касается только речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся , их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному. Тем не менее одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое. Поэтому при устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания.

читать дальше

Модель фиксированности на своем дефекте

Опираясь на общие принципы системного подхода в психологии (Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, П.Я.Гальперин, В.Д.Небылицын, Д.Б.Эльконин и др.) и наши собственные наблюдения, мы делаем попытку рассмотреть модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Правомерность такого подхода, в частности, подтверждается результатами сравнительного исследования подростков, проведенного под нашим руководством Г.И.Ангушевым. Проведенное исследование позволило ему сделать вывод, что различие между заикающимися и свободно говорящими выражается у первых не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. Эта специфика проявляется не в какой-либо одной отдельной функции, а во всей совокупности психических процессов.

читать дальше >>

Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

читать дальше >>

Коррекция заикания

Способ коррекции заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки Здесь излагается одна из наиболее важных составных частей разработанной нами методики, подробнее...

Жестокое детство, или как я лечилась от заикания

"Жестокое детство", или как я лечилась от заикания. В 1997 году я прошла группу эмоционально-стрессовой терапии. Так как в моем описании этой методики больше переживаний (это больше подробнее...

Медицинские учреждения и специалисты

Уважаемые специалисты! Если Вы хотите разместить объявление или информацию о себе, напишите нам по электронной почте. Речевой Центр «Арлилия» Центр работает по уникальной методике подробнее...

Танцевально-двигательная терапия

«Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) — особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в межличностных коммуникациях» (c) Википедия Лекция о том, как подробнее...

Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых.

    Упражнение 1 Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится подробнее...