"Вокальные техники" при заикании. Научное обоснование

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
Общение с представителями и авторами методик.
Модератор: Inkognito

Lit
Аватара
Lit
Репутация: 826
Лояльность: 482
Сообщения: 3528
С нами: 19 лет 9 месяцев
Сайт ВКонтакте

Сообщение #1 Lit » 09.11.2024, 21:25

"Вокальные техники" / Техника "вокальной речи" при заикании. Научное обоснование

holdas писал(а):Появились новые данные.
При терапии заикания у детей и взрослых задействуются разные компенсаторные области мозга.
Информация требует разбора и обобщения. Если кратко, в будущей методике будет использоваться четыре метода одновременно:
- Транскраниальня стимуляция конкретных областей мозга, которые не активны у заикающихся (речевая зона)
- Вокальные техники, которые задействуют резервные области для восстановления речи
- Медикаментозная поддержка антагонистами дофаминовых рецепторов
- Медикаментозная поддержка для увеличения пластичности мозга (ноотропы)

https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC10883586/

Источник
viewtopic.php?p=351760#p351760

* * *

Цитаты из статьи приведённой Холдасом про роль вокальной речи в исправлении заикания:

Блок 1. Вокальная двигательная система.
Сравнительные исследования вокальных позвоночных, включая телеостровных рыб, певчих птиц и млекопитающих, показывают, что вокальное поведение обеспечивается иерархически организованными моторными путями [60-64]. Вместе с исследованиями клинических случаев, нейровизуализацией и прямой электростимуляцией у людей эти выводы в основном формируют наше современное понимание нейроанатомии речи. Считается, что транскаллозальные и кортикокортикальные связи между речевыми моторными, слуховыми и соматосенсорными областями, кортико-таламо-кортикальные петли через базальные ганглии и церебелло-таламо-базальные ганглии играют важнейшую роль в поддержке обучения и автоматизации речи [60,65-68], особенно в критический период сенсомоторного обучения. Автоматизация моторных последовательностей речевых фрагментов может задействовать синапсы между премоторной и моторной корой [60,65]. В конечном итоге, в зрелой системе вокальной речи набор левых вентролатеральных и дорсомедиальных лобных областей мозга является ключевым для волевой инициации речи [61,69,70], распространяя свой выход на орофациальные и респираторные моторные нейроны в стволе мозга, чтобы привести в действие наши органы речи (рис. 1).

(рис. 1)Изображение

Помимо волевой артикуляторной моторной сети (рис. 1), обозначенной на рисунке фиолетовым цветом, первичная вокальная моторная сеть (рис. 1), обозначенная на рисунке пурпурным цветом, проходит от передней поясной коры через периакведуктальную серую в ретикулярную формацию pons и продолговатый мозг, а оттуда к орофациальным и гортанным мотонейронам [61,68,71]. Передняя поясная кора и периакедуктальная серая получают входные сигналы от лимбических структур мозга, включая миндалину, ложе ядра терминальной полоски и латеральный гипоталамус [71,72]. Периакедуктальная серая зона, по-видимому, контролирует готовность к вокализации у нечеловекообразных приматов и контролирует социальную и игривую вокализацию у грызунов [73,74]. Передняя поясная кора хорошо расположена для интеграции познания, эмоций и действий. Ее электрическая стимуляция у людей вызывает мимику, интероцептивные ощущения, вегетативные реакции, смех и улыбку, что указывает на то, что она может управлять социальным эмоциональным поведением [75].

Человеческая речь основана на значительно более широком наборе областей мозга, а запутанная сеть связей в человеческом коннектоме значительно более обширна. Изображенные области мозга и схемы (рис. 1) представляют собой основные участники механизма производства вокальной речи, и хотя все изображенные компоненты волевой артикуляторной моторной сети были связаны с заиканием, компоненты первичной вокальной моторной сети также, по-видимому, вовлечены, включая переднюю поясную кору, миндалину и орбитофронтальную кору.

Помимо сохраненной способности к пению, интерес представляет хорошо известный феномен: заики свободно говорят, когда речь возникает в несоциальном контексте. Открытая речь, обращенная к себе, не сопровождается заиканием [136]. Напротив, когда речь направлена на человека или аудиторию или служит коммуникативной цели, заикание присутствует. Тяжесть симптомов варьируется в зависимости от коммуникативного контекста и временной нагрузки. Возможно, стоит рассмотреть идею о том, что определенные социальные контексты повышают возбуждение, что приводит к глобальным изменениям в деятельности мозга [137], влияя на двигательную активность коры и вокализацию [138] и вызывая сбои в и без того уязвимой речевой моторной системе заикающихся. И действительно, исследования певчих птиц показывают, что тонкие аспекты акустических структур песен, играющих важнейшую роль в социальной коммуникации, зависят от совместного воздействия нейромодуляторных систем. К нейромодуляторным системам относятся холинергические, дофаминергические, серотонинергические и норадренергические сигналы [138] - системы, на которые влияют изменения внутреннего состояния и которые являются частью восходящей системы возбуждения [139]. Восходящая система возбуждения состоит из связанных между собой ядер ствола мозга, известных как ретикулярная формация. Эти ядра тесно связаны с врожденной системой вокализации. Эта лимбическая вокальная система включает периакведуктальную серую, латеральную ретикулярную формацию и ядро амбигуса - структуры, которые поддерживают и передают эмоциональный смех, стон и плач. Предполагается, что эта система участвует в формировании эмоционального тона просодии речи [62] (вставка 1). В отличие от врожденных вокализаций, которые вызываются эмоциональными состояниями, человеческая речь является выученной и волевой. Центральные механизмы взаимодействия между лимбическими и когнитивно контролируемыми путями вокализации остаются практически неизвестными, как и их потенциальное взаимодействие с заиканием. Возможные открытые вопросы: как аффект, социальный контекст и направленная на достижение цели коммуникация формируют сетевые образования или иерархии цепей производства речи; существует ли конкуренция между волевой артикуляционной моторной сетью и врожденной вокальной моторной сетью; и если да, то чем обусловлена такая конкуренция, какие структуры мозга в ней участвуют и в какой степени это может повлиять на заикание? Следование этому направлению исследований может способствовать обоснованию подходов когнитивно-поведенческой терапии, помогающих контролировать такие чувства, как неуверенность, тревога, сомнение в себе, стыд или гнев.

Различные действия эстрогена на нейронные пути вокального обучения и вокализации были описаны у певчих птиц. У некоторых видов певчих птиц половой диморфизм проявляется при ограниченном или полном отсутствии вокального обучения у самок. Лечение эстрадиолом самок зебровых вьюрков показало, что половой диморфизм в способности к обучению песне был обусловлен взаимодействием между сигналом половых гормонов и экспрессией генов половой хромосомы в анатомии песенной системы во время развития [148]. Конечно, можно критически задаться вопросом о том, распространяются ли подобные взаимодействия, связанные с полом, на обучение речевой моторике человека. Первые данные получены в ходе пилотного исследования с участием младенцев в возрасте 4 и 8 недель. В возрасте 8 недель свойства мелодии их крика коррелировали с концентрацией эстрадиола в сыворотке крови, которая варьировалась в зависимости от пола [149]. Мелодии плача были проанализированы с точки зрения навыков частотной модуляции, и сложность этих мелодий возрастала с увеличением уровня эстрадиола в сыворотке крови. Эта связь указывает на то, что половые гормоны могут влиять на систему обучения речевой моторике задолго до полового созревания. На этом фоне может возникнуть вопрос, формирует ли уровень эстрогенов потенциал нейропластичности в речевой моторике, тем самым подталкивая девочек чаще к устойчивой беглости речи.

Переведено deepl.com

* * *

Читать всю статью на английском:

Knowns and unknowns about the neurobiology of stuttering
(Известное и неизвестное о нейробиологии заикания)

Nicole E Neef, Soo-Eun Chang
2024 Feb 22
https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC10883586/

Lit
Аватара
Lit
Репутация: 826
Лояльность: 482
Сообщения: 3528
С нами: 19 лет 9 месяцев
Сайт ВКонтакте

Сообщение #2 Lit » 09.11.2024, 21:30

Также смотрите тему

Я делаю вид, что пою, за секунду до того, как заговорить.
viewtopic.php?f=2&t=5856

Nikto M
Nikto M
Репутация: 182
Лояльность: 42
Сообщения: 213
С нами: 9 лет 11 месяцев

Сообщение #3 Nikto » 10.11.2024, 13:13

Lit писал(а):Также смотрите тему

Я делаю вид, что пою, за секунду до того, как заговорить.
viewtopic.php?f=2&t=5856
Саша, спасибо, что вспомнил старую тему, а тут еще и ученые покопались в мозгах певчих птиц :D

Практика показывает, что:
- многие функции, в том числе речь, тренируемы в широких пределах. Обычно это длительная и напряженная работа, но если человек уже промучился, заикаясь 20-30-40 лет, разве не найдется воля на несколько месяцев труда, после которых речь становится удовольствием.
- для терапии логоневроза нужны распевки, то есть пропевание отдельных звуков и слогов. Длительность занятия - с 10 мин вначале до 30-40 мин, как можно больше таких сеансов в течение дня.
- цель распевок - а) приучение к правильному дыханию в любых обстоятельствах; б) устранение (часто неосознаваемого) отвращения к своему голосу; в) создание своего "образа правильной речи" (ОПР) и привязка его к дыханию;
- распевками можно заниматься всегда, но они перестают быть основной практикой, когда ОПР устойчив и в каждом сеансе распевок состояние удовольствия достигается быстро. Тут помогают практики, развивающие концентрацию и осознанность, а также усиливающие доброжелательность, в первую очередь к самому себе.
- на основе ОПР идет этап домашней работы - это все известные логопедические упражнения, сначала в медленном темпе
- потом тренировка в реальных условиях с контролируемой нагрузкой, и тоже в больших объемах
- чтобы не было рецидивов, поддерживающие практики всю жизнь 8)

Lit
Аватара
Lit
Репутация: 826
Лояльность: 482
Сообщения: 3528
С нами: 19 лет 9 месяцев
Сайт ВКонтакте

Сообщение #4 Lit » 10.11.2024, 15:22

Техника «вокальной речи», как средство от заикания, набирает обороты...

1. Александр Кабалнов в своей лекции про таблетки (https://t.me/stuttering_ru_chat/136177) сказал, что для преодоления заикания он делает ставку сейчас на некий микс таблеток (со строго выверенными дозами) и... на вокальную технику речи. Александр читает книги вслух, представляя, что поёт их. В конце лекции делится своими успехами - уже легко говорить с людьми на улице...

2. Саймон (он же Сергей) в недавней лекции про лечение заикания в Германии рассказал про технику «Мягкой речи» (подозрительно напоминающую арлилиевскую), где нужно протягивать первый звук, как бы пропевая его.
Рекомендую посмотреть обе лекции - Саймона и Александра.

3. В недавней статье с ПабМеда (выше) говорится о некой вокальной речи, которая запускает/активирует зоны мозга, активности в которых не хватает заикающимся, чтобы говорить без ступоров.

4. 8 лет назад один человек (англоговорящий) выложил ролик на ютубе, где сообщил о методе избавления от заикания: "За секунду до того, как заговорить, я делаю вид, что пою" (у ролика сейчас 364 тыс. просмотров)

Выводы делайте сами... )

5. Но надо иметь в виду, что сам вокал (в смысле пение песен), не очень-то помогает непосредственно от заикания. Тому есть живые примеры, в т.ч. в нашем сообществе. Вокал может раскрепостить, прокачать голос, но заикание вряд ли...

Т.е. нужна именно "вокальная речь", а не сам вокал.

https://t.me/stuttering_ru/374

Lit
Аватара
Lit
Репутация: 826
Лояльность: 482
Сообщения: 3528
С нами: 19 лет 9 месяцев
Сайт ВКонтакте

Сообщение #5 Lit » 10.11.2024, 15:27

Lit писал(а):Вокал может раскрепостить, прокачать голос, но заикание вряд ли...
В комментах в телеге возразили, что вокал помогает, но даёт короткий эффект:

Зинаида:
Мне помогает вокал. Но надо заниматься довольно часто и регулярно
Еффект после занятий - день , полтора, два. То есть по идее каждый день заниматься вокалом, на это надо время
Вопрос: Какой эффект?
Ну какой может быть... Плавная речь, без заикания. Намного легче разговаривать

Мария:
Мне пение помогало. Вплане.. проорешься, попоешь минут 40, и начинаешь использовать голос не на привычные 15%, а на ~60%. Самоощущение меняется. Дух возвращается в тело :P давно не пела..

Lit
Аватара
Lit
Репутация: 826
Лояльность: 482
Сообщения: 3528
С нами: 19 лет 9 месяцев
Сайт ВКонтакте

Сообщение #6 Lit » 10.11.2024, 16:27

Lit писал(а):Александр читает книги вслух, представляя, что поёт их.
Lit писал(а):протягивать первый звук, как бы пропевая его.
Lit писал(а):"За секунду до того, как заговорить, я делаю вид, что пою"

Изображение

Это об этом.) Только вместо "собираешься сказать", надо - собираешься петь.

Если поймёшь как это делать технически и начнёшь практиковать в стрессовых ситуациях - о заикании забудешь. :wink:

https://t.me/stuttering_ru_chat/149579


Вернуться в «Методики лечения заикания»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость