Сообщение #317 М.А. » 27.11.2008, 09:11
Здравствуйте!
Меня зовут Мигран Арутюнович. Я уже 10 лет ассистирую Лилии Зиновьевне, знаю всех пациентов, прошедших лечение за эти годы и думаю, что достаточно хорошо знаком с методикой, чтобы ответить на некоторые Ваши вопросы.
Я регулярно просматриваю некоторые темы форума, связанные с методикой Л.З. и меня удивляет то, что вокруг этой методики постоянно кружатся «страшные тайны» о почти невозможных требованиях, о том, что методика не для всех, и чтобы успешно пройти курс лечения, необходимо обладать необыкновенной силой воли и настойчивостью. И более того, иногда высказывается мысль, что методика может кому-то навредить.
Прежде всего, с полной уверенностью могу сказать, что эта методика не требует от заикающегося ни особой силы воли, ни специальных навыков. Единственное требование – быть добросовестным, аккуратным и предельно открытым (естественно только в вопросах, имеющих отношение к речи) со специалистом. По сути, она доступна для каждого разумного человека, который твердо решил покончить с этой проблемой и готов к серьезной и ответственной работе. Я уверен, что к такому выводу Вы скоро сами придете.
Чтобы наш разговор был более предметным, отмечу некоторые основные аспекты методики Л.З.
Самое главное - то, что здесь не идет речь о коррекции заикания при помощи каких- либо приемов, например, путем замедления речи или психологической настройки.
В основе методики лежит уникальная способность нашего мозга - УЧИТЬСЯ практически в любом возрасте.
Лилия Зиновьевна предлагает уникальный способ, позволяющий сформировать новый речевой стереотип, совершенно свободный от заикания. По сути у каждого заикающегося есть ВСЕ, что нужно для плавной нормальной речи, но по какой-то причине он ими не пользуется , или пользуется не по назначению. Нужно просто ВСЕ это собрать в новую единую, цельную, устойчивую систему. Самое главное в этой работе – не допускать никаких (даже мельчайших) признаков заикания в новую речевую систему. Вспомните ключевую фразу Лилии Зиновьевны: «НЕЛЬЗЯ ЛЕЧИТЬ ЗАИКАНИЕ ЗАИКАЯСЬ»
Основная трудность в том, что мозг «очень хороший ученик» и с большим трудом расстается с ранее выученным. Следовательно, речевую работу нужно вести очень внимательно, предельно точно и аккуратно и, естественно, относиться к этой работе добросовестно.
Теперь более конкретно об этих «УЖАСАЮЩИХ» требованиях.
Формирование новой речи проходит поэтапно. Каждый этап начинается с совместных групповых и индивидуальных занятий, во время которых вырабатываются все необходимые на данном этапе новые речевые навыки и апробируются в самых различных жизненных ситуациях (улица, магазины, публичные выступления, телефоны и т. д.). Поскольку ошибки очень дорого стоят, работа ведется под постоянным пристальным контролем. Именно поэтому Лилия Зиновьевна работает в пансионате. В течение целого дня все пациенты как бы «на виду». Это позволяет своевременно замечать ошибки и исправлять их.
Задача пациентов до следующей встречи ввести все выученные новые навыки в реальную жизнь в своей среде общения (в своем городе, на своей работе и учебе, дома и т. д.), стараясь при этом по возможности расширить круг общения. Естественно, в течение первых нескольких дней после каждого микрокурса, необходимо поддерживать особо тесный контакт со специалистом, пока не убедимся, что речь в родной среде такая, как надо. Для этого требуется высылать дневники, записи своей речи в разных ситуациях, порой несколько раз в день звонить по телефону и т. д.
Это первое из тех устрашающих требований, которые игнорируются отдельными пациентами. И удивительно то, что, когда они получают это задание, никто не протестует, не говорит, что им трудно. Полное согласие. Однако проходит день, второй: ни письма, ни звонка…
Сейчас о требованиях по «ТЕХНИКЕ РЕЧИ»
То, о чем будет идти речь, только условно можно назвать «техникой». Но почему-то большинство ребят так ее называют. Суть в том, что первый слог каждой фразы нужно произносить, строго придерживаясь определенных правил. Все эти правила не придуманы искусственно, чтобы облегчить речь. Это все то, что каждый хорошо говорящий человек делает автоматически, не задумываясь. Хоть сколько-то игнорируя их, мы рискуем иметь серьезные проблемы при переходе к нормальному темпу речи. Мне кажется, что это вполне естественное, даже банальное требование. Можно ли начать играть на музыкальном инструменте, не научившись правильно извлекать звуки, или может ли теннисист добиться успехов, если держит ракетку неправильно?
Невозможно в двух словах объяснить, что означает ПРАВИЛЬНО ЗВУЧАТЬ. Но во время совместных занятий мы этому учимся буквально с утра до вечера. И мы расстаемся, переходя на самостоятельную работу, только тогда, когда все это вызубрено и многократно апробировано всюду, где только это возможно.
Мы никогда не переходим к самостоятельной работе, чего-то не зная или не умея, не понимая, для чего каждое задание необходимо. Чтобы уменьшить психологический барьер общения на новой речи в родной среде, мы уже во время основного курса звоним на работу, на учебу, друзьям, родственникам и убеждаемся, что практически все к новой речи относятся нормально.
Есть еще одно требование. Оно относится к стратегии ведения речевой работы. Необходимо держать себя в тонусе, не позволять себе расслабиться даже после значительных успехов, не «скиснуть» от мелких неудач (которые неизбежны), стараться всегда поддерживать высокий коэффициент полезного действия. Одним словом речевая работа должна вестись рационально, на одном дыхании, наподобие штурма, и тогда успех изначально предопределен.
Интересно знать Ваше мнение о том, есть ли в этих требованиях что-то неестественное, невыполнимое, давящее на психику… Или кто-то может предложить другой способ для заучивания чего-то нового, когда «за спиной» стоит многолетний устойчивый, совершенно противоположный навык
Еще раз хочу подчеркнуть, что я здесь говорю исключительно о методике Лилии Зиновьевы Арутюнян Это то, что я видел при общении с Лилией Зиновьевной, постоянно восхищаясь четкому, ясному и нестандартному ходу ее мышления, радуясь тому, что (пусть с некоторой задержкой) мне удавалось понять важность и ценность этих мыслей. О других методиках я знаю не больше, чем вы. Конечно, я имею свое мнение относительно отдельных вопросов, но оценивать другие методики, я не собираюсь. У меня нет для этого достаточной информации.
Несколько слов хочу сказать о вопросе Хоффа по поводу статистики.
Разумеется, можно вычислить статистическую эффективность любого метода лечения в любой области (в том числе и в логопедии). Для этого достаточно разделить число излеченных пациентов на полное число пациентов, прошедших курс лечения за определенный, достаточно длинный период, не менее, чем за год, за два и т. д.. При этом, чем больше число пациентов, тем результаты более достоверны.
Но мне кажется, что Хоффа больше волнует вопрос, как помочь близкому человеку избавиться от заикания. Не думаю, что в этом случае статистика лучший помощник.
В законах статистики всегда существует элемент случайности, неконтролируемого фактора. Нет никакой гарантии, что ты попадаешь в «тот или иной процент».. Эти законы, которые так характерны для большого ансамбля, практически неприменимы для отдельного его члена.
Летом я был свидетелем одного такого случая. Коронарография- это современнейшая технология для диагностики сердечных сосудов. Однако при перемещении микро-зонда, не исключена возможность случайного отрыва тромба, который закупорив сосуд, приведет к смерти. По статистике такая вероятность не более 1%. Правда, высокая результативность? Но, есть ли гарантия, что сам не окажешься именно этим сотовым, «невезучим» пациентом. Так вот, в одной хорошей больнице, в один день, в одной палате два человека скончались после коронарографии.
В случае заикания дело усугубляется еще и тем, что до сих пор не существуют общепринятые критерия оценки речевого здоровья. Каждый специалист по-своему трактует понятие «не заикаться».
Однако, с другой стороны, вряд ли неудачные случаи лечения заикания можно отнести к категории случайных, не зависящих от нас. Я не могу припомнить ни одного случая, чтобы не были понятны причины ухудшения речи. И более того, чаще всего эти причины вполне закономерны. Вряд ли их можно назвать «форс- мажорными». Когда мышь, плененная запахом сыра идет к мышеловке, наверняка вспоминает, что это опасно. Но так вкусно пахнет, что вопреки разуму хочется надеятся, что ты именно та счастливая мышь, которая достанет сыр, минуя мышеловку. Очень похожая ситуация. Как говорит Лилии Зиновьевны: « ЗАИКАНИЕ НИКОГДА НЕ ИДЕТ К НАМ, МЫ САМИ ИДЕМ К НЕМУ».
Поэтому можно предложить более достоверный способ, позволяющий реально оценить свои шансы при выборе методики лечения заикания.
Довольно часто мы слышим фразу: «Если Вы последуете ВСЕМ требованиям специалиста, то можно гарантировать 100% излечение». С одной стороны все это вполне разумно и общепринято. Однако, если не четко сформулировать «ВСЕ» требования, то гарантия может превращаться в некий фарс, когда специалист все неудачи спишет на счет недобросовестности пациента, а пациент сошлется на некомпетентность специалиста. И этот спор никогда не решится. «Каждый кулик будет хвалить свое болото», обобщая свой личный опыт, возведя его в ранг закона.
Безусловно, в двух словах не возможно точно и однозначно определить ВСЕ требования, но если всю динамику процесса лечения сделать открытой и доступной, то через некоторое время ( не более двух лет), само собой, очень многое станет ясно. Наблюдая за ходом лечения, имея полное представление о речи, предлагаемой на каждом этапе лечения, подробно ознакомившись с дневниками каждого из пациентов, анализируя их трудности при выполнении речевой работы, и трезво оценивая свои желания и возможности, уверен, что можно сделать вполне однозначные выводы именно для своего конкретного случая. Кто-то, решит, что «игра не стоит свеч», что со свом заиканием он вполне справляется, что жизнь без заикания (со своими жесткими, безльготными законами, когда не на что списывать свои жизненные неудачи) не так уж и привлекательна. Другой подумает, что все это хорошо, но его вполне устроит некоторое улучшение речи. А кто-то удивленно скажет: «И это все? Этого достаточно, чтобы избавиться от этого? Да, здесь делать нечего…». И, действительно, начнет и закончит на одном дыхании. Незаметно для себя и других «выскачет в речь» и пойдет дальше, вспоминая о заикании, как о кошмарном сне.
Но, к сожалению, на практике не редко все происходит по другому сценарию: На начальных этапах все «готовы к бою», и действительно, первые месяцы лечения проходят практически без проблем. Но как только приходит ощущение, легкости речи очень часто, работоспособность значительно падает, Требования специалиста не всегда воспринимаются с должной серьезностью, словно каждый надеется (порой даже уверен), что именно он тот «счастливчик», кому заикание почему-то решило добровольно и досрочно дать «вольную». Правда, наивно. Но подобное поведение можно отнести к общечеловеческим слабостям. Разве редко мы раньше времени, совершенно необоснованно прекращаем посещение к стоматологу только потому, что зуб перестал болеть. Таких примеров можно привести сколько угодно, но если в большинстве случаев такое отношение к лечению может привести к незначительным потерям, в случае заикания эта эйфория чаще обойдется нам, буквально катастрофой. Лечение заикания можно сравнить с единоборством с сказочным непобедимым чудовищем. Соотношение сил настолько неравное, что у Вас практически нулевые шансы на победу, словно игра кошки с мышкой. Но по истечению обстоятельств, Вам стал известен секрет его силы, Вас научили некому приему, против которого оно бессильно, и Вам удалось свалить его . Если Вы оцените это как окончательную победу, то сильно ошибетесь. Когда чудовище снова станет на ноги, Ваша уверенность может мгновенно улетучиться, бывалая «рабская жизнь» возобновится с новой силой и останется досадное воспоминание об упущенной возможности. А на самом деле нам нужно было воспользоваться ситуацией, и добить его до конца. Не соглашаясь ни на какие компромиссы, ни на какие уговоры, нужно извести его до такой степени, чтобы у него осталось единственное желание «утопиться», «удушиться», «закопаться», чтобы только быть подальше от Вас. Только тогда Вы можете полной грудью радоваться своей победе.
Поэтому, еще раз хочу подчеркнуть: Все строгости этой методики, все кажущиеся придирки имеют единственную цель: помочь довести дело до победного конца без лишних проблем.
Лилия Зиновьевна решила на официальном авторском сайте открыто представить (насколько это возможно) весь ход лечения для всех пациентов. Сайт на стадии оформлении и будет функционировать постепенно. Первый раздел, который станет доступным очень скоро – это «Результаты лечения».