Сообщение #1 Shuz » 07.07.2008, 00:57
Уважаемые форумчане. Автору этого доклада, Лилии Зиновьевне Арутюнян были бы интересны и важны ваши конструктивные мнения по поводу этой работы. Оставляйте их в этой теме. Убедительная просьба - не флудить. Спасибо. S.
Формирование речевого рефлекса спокойствия
в процессе нормализации речи заикающихся.
Л. З. Арутюнян
профессор кафедры логопедии МГГУ, г. Москва
Нельзя лечить заикание заикаясь
Акт вербальной коммуникации при заикании прочно связан с состоянием эмоциональной напряженности, чего никогда не бывает в норме. Для заикания характерны укороченный выдох, сбитое дыхание, ощущение стеснения в груди, хроническая зажатость мышц и, прежде всего, мышц-артикуляторов, т.е. все признаки, указывающие на значительное волнение. Речь и волнение у лиц, страдающих заиканием, настолько связаны, что можно говорить о речевом рефлексе тревоги. /1, 2 /
Возможно, поэтому сами заикающиеся воспринимают свой дефект, не только как судорожные про-явления, но и как состояние постоянного волнения во время речи. Их больше тревожит не столько содержание высказывания, сколько сама необходимость говорить. В это время у них может повышаться артериальное давление, учащаться пульс и появляться другие признаки сильнейшего стресса. Чувство спокойствия не знакомо им даже во время ожидания речи. Часто в это время их преследуют навязчивые мысли. После акта речи начинается внутренний «разбор полетов», и они чувствуют себя полностью измотанными.
И только тогда, когда нет ответственности за исход высказывания, нет причин для волнения, на-пример, во время речи в одиночестве или при общении с грудным ребенком, животными, спазматические задержки у большей части заикающихся исчезают или их количество значительно уменьшается. Можно утверждать, что, несмотря на локализацию и тип судорог, тяжесть моторных проявлений заикания определяется функциональным состоянием (ФС) пациентов на данный момент. Поэтому основные усилия в разработанной нами методике «Устойчивой нормализации речи заикающихся» /3/, направлены на изменение функционального (внутреннего) состояния пациентов в процессе речи, на то, чтобы речь и спокойствие были связаны во всех ситуациях общения настолько прочно, чтобы решить, казалось бы, парадоксальную и на первый взгляд невыполнимую задачу формирования речевого рефлекса спокойствия взамен рефлекса тревоги.
Для решения этой задачи нужно, прежде всего, определить причины, в связи с которыми речь становится фактором эмоциогенным. Мы думаем, что причиной изменения функционального состояния в процессе речи являются спазматические задержки, которые практически исключают возможность нормального общения, тяжелые переживания по этому поводу и огромное желание скрыть дефект. Эти составляющие взаимосвязаны и переплетены друг с другом. Они настолько разрушают сам акт вербальной коммуникации и так изменяют речевое поведение, что заикание начинает жить по своим жестким «законам», которые не имеют ничего общего с «законами» нормальной речи. А когда речь начинает жить по этим законам она сама без каких-либо внешних причин порождает волнение. При этом нужно помнить, что заикание «начинается» ещё до вступления в речь, с определённого ритуала: «взгляд заи-кания», внутреннее напряжение, гортанный спазм и т.д.
Для того чтобы наш новый подход к этой проблеме был понятен, необходимо, хотя бы кратко, обозначить основные отличия речевого стереотипа заикания и стереотипа нормально говорящих людей /1/.:
для заикания характерна твёрдая атака звука: слова буквально проталкиваются, преодолевая гортанный спазм; в норме - мягкая атака звука: речь представляет собой спокойный озвученный выдох;
для заикания характерно постоянное ощущение трудных звуков - звукофобия, следствие этого – потеря слитности: заикающиеся говорят не фразами, как в норме, а от-дельными словами. Они рефлекторно «прощупывают» слова, в связи с чем их голос почти после каждого слова ведет себя как в конце фразы; это приводит к толчкообразному, сбитому, дыханию, а, следовательно, к волнению. Такое дыхание наблюдается в норме, только если человек крайне возбужден.
«хозяином» речи нормально говорящих людей является (по Ухтомскому) «его Величество ритм»/4/; заиканию свойственно нарушение темпа, ритма речи и синтагматиче-ского паузирования, в связи с чем, речь теряет свою стройность, порядок, превращаясь в нагромождение трудных звуков, что само по себе создает дополнительные условия для волнения.
у заикающихся нарушаются многие невербальные компоненты речи: при коммуникации взгляд рефлекторно направлен вниз, вверх или в сторону, но практически никогда на собеседника, возникает поза неуверенности, мышечное напряжение и, прежде всего, мышц артикуляторов; со временем такая манера речевого поведения становится привычной, заученной и, безусловно, является причиной возникновения тревоги.
желание скрыть дефект приводит к тому, что заикающийся вынужден постоянно думать не только о том, что сказать, но и о том, как сказать: фраза, которую предстоит произнести, образует в голове заикающегося нечто вроде слаломной трассы, где флажка-ми обозначены вероятные запинки. В это время начинают срочно подыскиваться замены трудным словам, которые либо переставляются, либо убираются. Чтобы трудные сочетания звуков превратились в более «проходимые», во фразу вкрапляются лишние звуки, а иногда и слова. Наличие таких приспособительных уловок утяжеляет картину заикания, уводя его внутрь; постоянный поиск «легких слов» - эта дополнительная работа, которая утомляет и волнует.
мысли о том, «как сказать», ведут к обездвиженности, отсутствию жестов и мимики, глаза «не говорят», резонаторные полости задействованы не в полном объеме, в связи с чем используется только верхнеключичный, зажатый, высокий, иногда дрожащий голос, – верный показатель их постоянной внутренней тревоги.
Список нарушений при заикании, безусловно, можно продолжить.
Такое представление о дефекте позволяет утверждать, что работа по приведению акта вербальной коммуникации в соответствие с нормой и усилия, направленные на то, чтобы связать речь и спокойствие, должны проходить параллельно. Если мы остановимся на одностороннем подходе, лечение заикания будет напоминать труд Сизифа.
Для того чтобы объяснить, почему в работе по формированию рефлекса спокойствия мы обращаемся к клинической картине заикания, вспомним об особенностях ассоциативной памяти, которая позволяет по какому – либо малому признаку вызвать в памяти весь спектр событий, связанных с ним. Если представить себе заикание со всеми его очевидными и внешне мало заметными симптомами с одной стороны, и возможности ассоциативной памяти с другой, то не сложно понять, что именно она, встретившись хотя бы с одним из симптомов заикания, как по заказу, вызывает к жизни его целостную картину, поддерживая и постоянно восстанавливая ее.
Мы считаем, что в случае заикания именно ассоциативная память играет ключевую роль в формировании устойчивого патологического состояния (УПС) /5, 6/. Напомним, что согласно Н.П. Бехтеревой, именно стремление системы к самоподдержанию и самовосстановлению, является основной характеристикой УПС. Отсюда сложность его преодоления. Если мы ставим целью достижение нового нормального устойчивого состояния, то необходимо исключить в процессе терапии все элементы заикания.
Основной постулат методики: «Нельзя лечить заикание заикаясь». Следуя этому принципу, мы начинаем работу на фоне режима молчания, делая несколько последовательных шагов, позволяющих ощутить состояние спокойствия вне акта речи. Прежде всего, обучаем:
* спокойному, доброжелательному взгляду,
* уверенной осанке,
* мышечному расслаблению,
* успокаивающему выдоху.
Добиться только мышечного расслабления для получения положительного результата недостаточно. Для нас расслабление становится как бы мостиком, пройдя по которому, мы можем достичь состояния расслабленного сознания, внутреннего спокойствия. Для того чтобы сделать шаг от мышечного расслабления к спокойствию, мы используем различные модификации гетеротренинга (ГТ) и аутогенной тренировки (АТ). В состоянии ГТ на фоне мышечного расслабления мы просим пациентов представить себе визуальные карти-ны природы, ситуаций в которых они когда-то ранее испытывали состояние комфорта, спокойствия, картины, которые никогда не были связаны с переживанием каких - либо проблем, а, наоборот, с ощущением полного спокойствия и отдыха.
После того, как логопед на занятиях многократно повторяет эту работу, пациенты способны самостоятельно проводить такие тренировки и все более глубоко ощущать состояние спокойствия. В дальнейшем наша главная задача научить вызывать состояние спокойствия пациентов произвольно, по памяти. Мы убеждены в том, что нельзя начинать лечение заикания сразу с речевых тренировок, так как речь в это время очень крепко связана с отрицательными эмоциями. Разорвать эту связь сразу невозможно. Только тогда, когда пациенты способны ощутить совершенно новое для них состояние спокойствия вне акта коммуникации, мы начинаем «вливание» отдельных элементов речи в уже созданное состояние спокойствия, стараясь не нарушать его. Так постепенно подводим к легкому, спокойному звучанию (проводятся занятия по постановке голоса). Далее обучаем озвученному, успокаивающему выдоху, произнесению полных и неполных слогов с мягкой атакой звука и легким, спокойным звучанием. Затем переходим к словам и фразам, с сохранением и даже по возможности усилением ощущения спокойствия. Выполнить эту наиболее важную и трудную часть работы позволяет модифицированный нами в настоящее время «способ лечения заикания, основанный на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки» /7/.
Пациенты к этому времени уже могут самостоятельно вызывать состояние спокойствия вне акта речи. Для того чтобы «пропитать» речь спокойствием, мы обучаем пациентов сохранять его во время речи, используя для этого «якорь спокойствия» (термин взят из НЛП), который помогает им произвольно вызывать это состояние. Таким «якорем» для них становятся вначале движения пальцев рук, а затем только представление об их движении – идеомоторное движение. Используя «якорение», мы стремимся «пропитать» речь спокойствием. Вначале мы расслабляемся и вызываем состояние спокойствия с каждой фразой. Произносим фразу – расслабляемся, успокаиваемся. Еще фразу – опять расслабляемся и успокаиваемся. Как будто с каждой фразой принимаем реалаксант.
Запомни свое состояние в этот момент, обращаемся мы к пациентам – это и есть твое «Я больше не заикаюсь!», ты говоришь сейчас и говоришь, не заикаясь.
Тренировки речевые и функциональные/5/ позволят тебе распространить это состояние спокойной и свободной речи на любые жизненные ситуации. С первых дней занятий учитесь запоминать новое внутреннее состояние: расслабленные мышцы и состояние спокойствия.
Подчеркиваем, что первые слова и фразы пациенты произносят только в условиях занятий под наблюдением логопеда, чтобы избежать ошибок и сохранить состояние спокойствия. Логопед не должен радоваться отсутствию спазм, если при этом существует хотя бы одно из проявлений заикания. Таким образом, формируется новый речевой стереотип. Как метко отметил один наш десятилетний пациент, «мы как бы заново учимся говорить».
Известно, что формирование любого нового навыка проходит на медленном темпе. В нашей методике также используется медленный темп речи, но, в основном, не для устранения спазматических задержек, а с целью формирования нового навыка свободного от всех симптомов заикания. При этом речь настолько пропитана спокойствием, что этот период лечения многими потом вспоминается с радостью.
Со временем, по мере автоматизации его основных элементов, новый навык принимает окончательный вид. Когда темп нормализуется, спокойствие и комфорт во время речи остаются и становятся неотъемлемой частью речи.
___________________
Литература
1. Арутюнян Л. З. Мое понимание заикания. 2006. 4(12).
2. Арутюнян Л. З. Основные принципы методики устойчивой нормализации речи заикающихся. Школьный логопед. 2007. 2(17)
3.. Арутюнян (Андронова) Л. З. Как лечить заикание М. «Эребус» 1993.
4. Ухтомский А. А. Доминанта. – М. , Наука, 1966.
5. .Бехтерева Н.П., Кабарова Д.К., Поздеев В.К. Устойчивое патологическое состоя-ние при болезнях мозга. – Л., Медицина, 1978.
6. L. Arutyunyan A program to normalize stutterers’ speech stability. Proceedings of the Third World Congress of Fluency Disorders in Nyborg, Denmark, pp 271-273, 2000.
7.Патент РФ № 2210395. 1991.