Сообщение #14 Василий_В » 20.08.2008, 10:27
Постараюсь кратко описать основные мысли.
1. Давайте разберемся, есть ли вообще болезнь, которую нужно лечить. У нас что-то неправильно функционирует? Неверное дыхание, из-за которого создается напряжение? Какая-то несогласованность слуха и голоса? Что ж, возможно, все так и есть, но давайте проведем простой эксперимент – поговорим наедине сами с собой. Вслух. С хорошим человеком всегда приятно поговорить:) Ну как, нормально говорите? Или нужно говорить медленно? Нужно следить за дыханием? Нужно следить за напряжением? Нет? Все получается само собой? Так есть ли болезнь вообще и что конкретно мы собираемся лечить? Налаживать технику речи специальными упражнениями – зачем это? Таким образом, это не болезнь, а ИЛЛЮЗИЯ болезни.
2. Таким образом, проблема не органическая, а психологическая. То есть каких-то обстоятельствах возникает волнение, которое не дает нормально говорить. То есть, проблема в голове. По разным причинам в мозгу человека возникает такой глюк, что появляется сомнение в том, что он не может сказать. Кстати, если бы появилось сомнение в способности двигаться, то и не смог бы ходить. Мышцы свела бы судорога. Но почему-то мы не задумываемся о том, как ходить, какой мышцей пошевелить и т.д.
3. Из этого следует, что не нужно изнурять себя всякими логопедическими упражнениями. Во первых – они не нужны, т.к. с голосом и дыханием у нас все ОК. И самой главное – они возвращают нас проблеме заикания. То есть фактически мы говорим себе «я больной, должен заниматься, тратить время и силыя» - фактически, напоминание о неполноценности. Зачем читать вслух? Тренировать голос? Ну, возможно, это полезно. Но много ли толку от тренировки наедине с собой, если и так известно, что сами с собой мы нормально говорим. Доказать себе, что мы можем нормально говорить? Так если кто сомневается, то на это хватит однократно получаса.
4. Как же бороться с этим глюком, иллюзией проблем с речью? Давайте проанализируем, когда мы заикаемся, а когда –нет. Сами с собой – однозначно нет. Почему? Ответ один - потому что мы себя не боимся:). При разговоре с мамой? Женой/мужем Ребенком? Наверное, тоже нет? Наверное, даже люди с тяжелой формой дома в семье говорят более-менее сносно. Особенно, если мы не затрагиваем скользких тем, которые могут вызвать неоднозначную реакцию (любимая, я поеду на рыбалку на пару дней? Мама, эта девушка поживет с нами?), а просто рассказываем, что было на работе/в универе. Потому что мы не боимся этих людей. Соответственно, чем «страшнее»/опаснее кажется нам человек, тем сложнее говорить с ним. Поэтому многие боятся публичных выступлений – много народу сразу. При этом собеседник может таить разную «опасность» – казаться более умным, смелым, сильным, авторитетным, не наделенным властью не дать нам то, что мы хотим и т.д, да просто посмеяться над нашей речью. Поэтому с красивой девушкой заговорить сложнее, чем с некрасивой – она более социально значима. Вот представим себе, что мы попали на разговор к диктатору (типа Сталина) или главе НКВД (типа Берии) и знаем, что в любой момент можем оказаться в застенках ЧК. Пожалуй, половина (если не больше) обычных людей будет заикаться при таком разговоре. Значит, заикание – форма проявление страха (робости) перед собеседником. Попробуйте придти в детский сад и выступить перед группой детей 2-3 лет. Заикания не будет. Да, хотя это будет публичное выступление, но слушатели 2-3лет для нас социально не страшны, перед ними нет робости.
5. Теперь самое главное. Идея в том, что нужно довести уровень страха перед собеседником до уровня страха перед самим собой. В этом случае говорить с собеседником будет так же легко, как самим собой. Для этого нужно понять, а вообще есть ли основания бояться собеседника? Пришли в магазин и не можем поговорить с продавцом? Бросьте, это же обслуживающий персонал! Она деньги получает, чтобы вас обслужить! Это, конечно, не значит, что ей нужно говорить « послушайте, милочка, дайте мне, да поживее, огурцов», но и бояться ее не нужно: ваша просьба подать товар или расспросить о нем совершенно стандартна, для этого продавец и стоит в магазине. Не можете официантке сделать заказ? Да ведь это она должна робеть перед вами – от вас зависят ее чаевые! Сложно говорить с незнакомцем? А он что, намного умнее, сильнее вас? А если сильнее, что собирается драться с вами? А если умнее то что с того, займет ваше место на работе? В этом плане сложнее может показаться разговор с начальником, особенно если он дистанцированый субъект (типа биг-босс в кожаном кресле). Но и в этом случае можно себе сказать, «а что он может мне сделать?» Убить, уволить, оштрафовать? В самом худшем случае – уволить, но в наше время устроится на работу – не такое сверхсложное дело. Таким образом, когда мы чувствуем сомнение в возможности своей речи – нужно просто оценить собеседника и обоснованность своего страха перед ним. Тогда не будет «переклинивать» во время разговора. Ведь продавщица – это не «официальное лицо, представитель власти», а человек, который помогает вам и получает за это деньги, коллега на работе – это ваш товарищ (ладно, не всегда товарищ, но всегда заинтересован, чтобы меньше проблем), а симпатичная девушка –это просто симпатичная девушка, а не стерва, которая только и ждет, как бы посмеяться над вашей речью. Вообще, об этом я могу говорить долго, даже как-то создал классификацию доброжелателей, нейтральных и врагов и как с ними вести себя. Но данный формат не позволяет об этом долго писать.
6. Немного о тренировках. Занятия наедине с собой никакого толка не имеют (см п 3), напротив, напоминают нам о неполноценности. А вот тренировки на людях – очень даже полезны. Только не называйте это (даже себе) тренировками. Заговаривайте с разными людьми – так вы скорее победите страх перед ними. Вот допустим, вы должны позвонить незнакомому человеку и сообщить сведения по работе. Должно быть, это покажется сложным и вы будете волноваться. Но если это нужно делать каждый день, то звонок этому человеку перестанет казаться страшным – он перейдет в разряд обычных вещей. То же самое, если вы каждый день должны будете купить пакет молока, спросить у любимой тещи о ее здоровье и т.д.