Общенемецкое объединение заикающихся (Bundesvereinigung für Stottern und Selbsthilfe, BVSS) издает свой журнал
Kieselstein (нем. «галька» - по аналогии с морской галькой, с помощью которой Демосфен исправил свое заикание. Мне дали один выпуск этого журнала – он весьма милый.

На обложке написано «Der Kieselstein – форум Общенемецкого объединения заикающихся» и фотография, посвященная Всемирному дню заикающихся (22 октября), и подписью «
Я говорю по-своему» (Ich sag’s auf meine Weise) – чудесный девиз! Эта фотография с девизом реально размещена на баннере на вокзале в Халле – подобие социальной рекламы. На фотографии – Нико Хомоннай, активист группы взаимопомощи в Халле. Мне кажется, это так здорово – когда в общественном месте висит социальная реклама про заикание! А сзади обложки анонс книги рисунков заикающихся детей «Мои слова скачут как птички» (тоже очень милая метафора).
Сейчас членами BVSS являются 1322 чел. Они платят годовой взнос в размере 78 евро (для учащихся – 54 евро, для молодежи до 21 года – 30 евро).

А вот страницы с рассказом о том, что в разных городах предпринималось в День заикающихся. В Кёльне телекомпания WDR взяла интервью у заикающегося парня Йошуа: он нервничал перед интервью, но телевизионщики показали себя очень открытыми и заинтересованными в заикании. В Дортмунде Бенедикт дал интервью студенческому журналу «Курт», в котором утверждает: «Несмотря на заикание, мы – нормальные люди». В Кёльне группа взаимопомощи подарила книги о заикании городской библиотеке. В Гамбурге активисты местной группы взаимопомощи вместе с учащимися Логопедической школы раздавали прохожим листовки; при этом сами они были в футболках с девизом на груди «
Каждый говорит по-своему». И еще они дали интервью одной гамбургской радиостанции.
Хорошая статья – «Добрые предрассудки о заикании» (Nette Vorurteile über das Stottern). Ее автор, колумнист Штеффен Пашке, пишет о том, что в беллетристике часто встречают негативные образы заикающихся, но есть и другие примеры. В частности, в автобиографическом романе немецкого писателя Петера Ваверцинека «Жестокосердная любовь» (Rabenliebe) есть пассаж: «Мне нравятся, например, заикающиеся, их сосредоточенность на слове.
Всем бы людям следовало заикаться. Всем бы людям следовало, как заикающимся, придавать значение каждому слогу, каждому слову, каждому предложению. Заикающиеся стремятся к точности формулировки».
А в 1843 г. английский историк Томас Карлейль писал американскому философу Ральфу Уолдо Эмерсону о Генри Джеймсе Старшем, отце философа Уильяма Джеймса и писателя Генри Джеймса Младшего: «Он подтверждает то, что известно уже сотни лет, - что
заикающийся человек никогда не бывает никчемным. И причина – в физиологии. Дело в избытке такта, чуткости в отношении окружающих людей – именно из-за этого избытка человек заикается».
Следовательно, заикающиеся – не только пример того, как надо говорить, но и образец отношения к людям: они подобно «заклинателям лошадей» (фильм Роберта Редфорда) очень чутки к настроению собеседника, всегда внимательны к нему и даже умеют эмпатически влиять на людей.
Берлинской группе взаимопомощи 52 года.
Проф. Мартин Соммер выступал с докладом «Заикание – это мозговой винегрет?»: о связи заикания с нарушениями в определенных отделах мозга. Доклад был в рамках семинара Междисциплинарного объединения речевых терапевтов (Interdisziplinäre Vereinigung der Stottertherapeuten, IVS).
Герд Ризе пишет книги о заикании и выступает с лекциями. Он сам заикается. В его статье я встретил фразу, которую я сам слышал от своих преподавателей в Университете и которую, к сожалению, многие люди не знают, которой многие не следуют в жизни, в том числе немцы: «
Не бывает глупых вопросов, бывают только глупые ответы» (Es gibt keine dummen Fragen, es gibt nur dumme Antworten). На лекциях он рассказывает о заикании короля Георга, Мерилин Монро и Шагала. Оказывается, художник Марк Шагал заикался.
Заикающиеся Германии стремятся создать новую коммуникативную культуру, в которой
заикаться будет таким же нормальным делом, как носить очки.
Мой комментарий.
Вот! Я сам издавна провожу эту параллель. Очки носить не стыдно? От очкариков никто не требует, чтобы они «исправляли зрение»? Тогда почему от заикающихся требуют исправлять речь?Логопед Сабине Шютц, терапевтическая концепция DELPHIN – Deblockadierungsimpuls (деблокирующий импульс), Entspannung (расслабление), Logopädie (логопедия), Patientenzentriertheit (фокусировка на пациенте), Hörwahrnehmungstraining (тренировка слухового восприятия), Intensivtherapie (интенсивное лечение), Nasale Schwingungsakzent (акцент с носовым резонатором). Немецкая Медицинская служба страховым касс (MDK) утверждает, что метод Сабины Шютц – лучший на сегодняшний день в Германии, эффективнее, чем Кассельская школа. Основание для такого заключения – исследование 56 заикающихся детей и подростков в течение года, заключение подтверждает госпожа президент Немецкого общества фониатрии и детской аудиологии проф. Кайльманн.
Мой комментарий.
Не уверен, что это хороший метод, но я привел его для информации. Немцы почему-то всегда связывают заикание с ЛОР-областью. Я же рассказывал, как я в 2009 г. обратился в клинику Манхайма по поводу заикания и мне стали проверять слух на каком-то сложном аппарате. Кажется, ничего особенного не обнаружили. Вот и тут у Сабины Шютц – слух и носовой акцент.Противоположность заиканию (Stottern) – тахилалия (Poltern), ускоренная речь.
В основном в Германии популярны методы
Лидкомбе (для заикающихся детей младшего возраста), Кассельская, Бонная школы и метод Ван Рипера.
Теория кондиционирования немца Торстена Хессе и англичанина Рональда Мюрдена: при заикании внимание сосредоточено не на слуховом контроле речи (аудиоторном фидбеке), а на контроле речевых движений, т.е. на активности мышц. У взрослых это полностью автоматизированный, бессознательный процесс. Кондиционирование заключается именно в том, чтобы человек настраивал (condition, кондиционировал) свое подсознательное на определенные ситуации, которые раньше вызывали подсознательное напряжение нервной системы. Об этом еще 100 лет назад писал Оскар Хаусдёрфер в книге «Звучать и слышать»: сознательно звучать, бессознательно двигать ртом, а не наоборот.
По ходу жизни нервная система заикающихся кондиционирована двумя факторами: 1) страх заикания, 2) желание не заикаться, избегание заикания или вообще общения. Отсюда при общении – бессознательное напряжение мышц речевого аппарата. За страх отвечает центр лимбической системы амигдала (миндалевидное тело). За сознательные реакции отвечает таламус. При опасности нервные импульсы мгновенно, за 50 мсек., достигают амигдалы. К сожалению, с раннего детства заикающиеся привыкают (кондиционируют) связывать ситуацию говорения с чувством опасности.
Классический пример кондиционирования – рефлексы Ивана Павлова, 1904 г. Далее – бихевиоризм, когнитивная психология, теория научения.
Глубоко укоренившийся мотив заикающихся – «не заикаться», в ход идут все средства, чтобы не заикаться. Но это ложный мотив. Его обезоружить помогают следующие девизы, которые Общенемецкое объединение заикающихся сформулировало еще в 1980-90-х гг.:
Лучше заикаться, чем молчать! (Lieber stottern als schweigen!)
Заикание ограничивает возможности – но только в речи (Stottern behindert – aber nur beim Sprechen!)
Я заикаюсь. И что?! (Ich stottere. Na und?!)
Рональд Мюрден дает рецепт кондиционирования из двух слов: «звук и привычка», т.е. научиться слышать свой голос (тренируется путем чтения вслух с осознанным вслушиванием) и осваивать новые модели поведения в реальных условиях (оперативное кондиционирование).
Мой комментарий
Девизы выше – отличные. Мне самому всегда хочется сказать: «Я заикаюсь. И что?».В театре г. Халле идет постановка по фильму «Король говорит». Значение этого фильма, на взгляд режиссера постановки (который сам заикается), в том, что он впервые не выставил заикающегося на посмешище, а вызвал к заикающемуся сочувствие у нормально говорящих.
Выездные семинары на природе: группы людей собираются и практикуют речь – «природный метод» Арно Маркманна (Шварцвальд), Хаусдёрфский семинар на Балтийском море, Неделя Шпикерог на Северном море. В основном тренируют свободное звучание голоса. Часто эти семинары проходят в монастырях или в съемных домах, куда съезжаются незнакомые или уже знакомые люди. Про один из семинаров написано, что там тренируют флегматичность. И как идеал – вот такой медведь. Подпись под фотографией медведя: «Крайне маловероятно, что он заикается».
