Несколько месяцев назад закончил читать роман Виктора Гюго «Человек, который смеется». Сильные впечатления получил как в процессе чтения, так и в финале книги. Помню, прочитал тяжелую сцену, отложил книгу, отдышался, снова взял электронку и перелистнул страницу. А там ничего, конец. Книга закончилась на большой человеческой трагедии. И тут меня накрыло. Два дня книга не отпускала, жила в памяти.
После прочтения я не мог не узнать об авторе и выбрал для ознакомления с творчеством ролик, где знатоки литературы рассказывают о Викторе Гюго.
Набросал заметки в ходе просмотра:
Гюго разбирает вечные темы. И его произведения могут быть переложены в разные жанры: мюзикл, мультфильм, спектакль. Большое количество литературы XIX века утратило свое значение. А Гюго есть. Гюго создал тексты, которые легко перекладываются на массовую культуру. Не совсем понятно с чем это связано. Толстой говорил, что роман "Отверженные" является лучшим романом XIX века. Отмечают рок-оперу «Отверженные», с ее великолепной постановкой. Сцена играет огромную роль.
Массовая литература строится по законам романтической этики. И романтической эстетики. Гюго любил мелодраму и был профессиональным писателем. Как и Бальзак, и Дюма. Гюго блестяще образованный человек. Мелодрамы - это греческая мифология. У Гюго мифы присутствуют всегда.
Гюго - суперзвезда своего времени. Для массовых читателей выходит тираж в 2 тысячи экземпляров. Гюго понимает, что такое судьба народа и судьба человека. Великий герой романа "Отверженные" - Жан Вольжан. Он почти превращается в Бога, через свой вызов судьбе. У Гюго образы и состояния ассоциативно связаны между собой. Как сказал Лотман: "Большая книга - больше, чем автор".
У Гюго Квазимода - полноценный урод. Он бросает вызов своим уродством. 19. Ни одна книга у Гюго хорошо не заканчивается. Каждый раз мы видим, что это чувство, доведенное до предела. Катарсис. Гюго смотрит на Средневековье как на полноценное и достойное время. Диковинные одежды, мир не так однозначен, как кажется. Романтизм реабилитирует Средневековье. Его считали темной эпохой, а массовая беллетристика любит темные силы. Для романтиков дьявол является главным героем.
Вальтер Скотт создал жанр исторического романа, дал детальное описание ушедшей эпохи. Гюго идет за Вальтером Скоттом. Но, описывая Средневековье, Гюго добавляет неистовости, чувство заменяет аффектом. Он работает почти на уровне безумия. Многие не могут читать Гюго из-за очень долгих лирических отступлений. Роман "Девяносто третий год". Образ Жан Вольжана - идеальный образ, недостижимый. Не получится быть похожим на него. Шекспир был богом для романтиков. Толстой ненавидел Шекспира. Читать хорошие книги - это идти по пути обретения смысла своего существования.