Решил пересмотреть позднюю советскую классику и на глаза попался фильм «Убить дракона» Марка Захарова. Сам фильм я смотрел давно, отрывками и невнимательно. Решил посмотреть свежим взглядом.
Фильм не вызвал отторжения. Такой фильм-ребус, куда режиссер вложил и душу, и конъюнктуру (фильм 1982 года) и какой-то интеллектуальный аппарат. На протяжении всего просмотра загадками оставались все главные герои фильма – Дракон, Ланселот, бургомистр. Хотелось получить на руки все факты и образы, просмотреть интеллектуальный багаж, перед тем как начать складывать цельную картину и раскрывать характеры.
Кадр из фильма "Убить дракона"Ланселот. К этому герою отнесся с настороженным вниманием. Будет в нем что-то человеческое или только лубок, рыцарь с плаката? Предистория видна, или появится из ниоткуда?
Дракон. К нему самое пристальное внимание. Явный «злодей», а значит есть где разгуляться в плане философии, ярких и необычных поступков, резких сюжетных поворотов. Подарок для кинооператора, крупные планы такого персонажа в исполнении Янковского являются произведениями искусства.
Бургомистр. Ну здесь харизма Леонова. ) Великолепный запоминающийся герой. Человек-лицедей. Переобувает не то что в прыжке, а между ударами сердца. Мудрый правитель. Управленец. Власть.
После просмотра и обдумывания у меня сложилась следующая картина.
Все герои живут по написанным высшей сущностью законам. Герои взаимосвязаны и представляют собой некий симбионт. Дракона, я думаю, можно считать олицетворением идеологии. Она есть всегда, даже если люди думают что живут без нее. Ланселот является альтернативной идеологией. Он опасен Дракону не тем, что имеет оружие (у Ланселота вещественного оружия просто нет), а тем, что имеет свое представление о должном. Этот человек достиг некоего уровня, с которого ему открылся мир идеального. И в этом мире и происходит борьба идеологий.
Бургомистр является олицетворением Власти. Он выступает перед народом с трибуны, собирает «любых» свидетелей, возвышает и втаптывает в грязь, занимается хозяйственными вопросами. Хозяйственник и управленец.
Над бургомистром стоит Дракон. Все эти «модели 1 к 10», которые поражают воображение жителей города, для бургомистра способ постоянно напоминать людям о стоящей над ними силе, чьим слугой он является. Ни любви, ни ненависти к Дракону бургомистр не испытывает, поскольку понимает законы высшего порядка. Он мудрый человек, принимает эти законы, боится попасть в их жернова.
Ланселот в битве с Драконом опирается на помощь некоторых жителей города. Идеология мертва, если не имеет приверженцев в народе. В данном случае Ланселот имеет поддержку, выходит на бой с Драконом, и после победы над ним сам становится Драконом. Потому что над ним законы, написанные высшей сущностью.
Дальше следует интересный момент в фильме, когда Ланселот отказывается приходить в город и ждет, когда люди поймут, что они свободны. В ответ на это бургомистр объявляет себя победителем Дракона, переписывает историю, находит свидетелей своего несуществующего подвига и уже готов принимать почести. Поскольку понимает, что без Дракона-идеологии жить нельзя. Потому что, как говорит ворвавшийся Ланселот - «отсек три головы, а выросло тысяча». Бургомистр без колебаний признает власть Дракона.