Интересная теория, есть над чем подуматьВасилий2 писал(а):А мне кажется, что повторяя за собеседником слово, на котором ты ранее запнулся, ты говоришь гладко во- первых потому что видишь что это нетрудно , а во вторых ответственность за сказанное с тебя уже снята - у меня такое происходит и когда уже разговор переключился на другую тему в связи с моим ступором - в этом случае я также проговариваю без единой запиночки то, на чем в мертвую застрял совсем недавно.
Добавлено спустя 12 часов 46 минут:
Почему я могу говорить свободно, когда повторяю фразу за кем-то?
Почему я могу говорить свободно, когда повторяю фразу за кем-то?Василий2 писал(а):А мне кажется, что повторяя за собеседником слово, на котором ты ранее запнулся, ты говоришь гладко во- первых потому что видишь что это нетрудно , а во вторых ответственность за сказанное с тебя уже снята - у меня такое происходит и когда уже разговор переключился на другую тему в связи с моим ступором - в этом случае я также проговариваю без единой запиночки то, на чем в мертвую застрял совсем недавно.
Попробую ответить на этот вопрос, может даже выйдет что-то вроде небольшого доклада. Итак, начнём:
Смоделируем ситуацию: Джек – парень который заикается с самого детства. Он, как и многие люди, которые заикаются, имеет комплексы и негативные убеждения, но он хочет понять почему же он заикается в одних ситуациях, а в других говорит совершенно свободно. И так, во время беседы со своим одногруппником, они обсуждали девушек, и когда Джек говорил фразу «Мне показалось странной та девушка», на слове «девушка» он «словил» ступор и его одногруппник решил выручить Джека и сам говорит вместо него это слово и тут Джек с легкостью повторяет за ним «девушка».
Джек задался вопросом: «Что же такого произошло, что я не смог сказать это слово в одной ситуации, а в другой с легкостью?». Чтобы решить этот вопрос давайте поделим происходящее с Джеком на кусочки и разберём каждый фрагмент отдельно.
В данном случае можно выделить два основных фрагмента:
1) когда Джек в ступоре;
2) когда Джек говорит свободно.
Рассмотрим внимательно первый фрагмент. Человеческий мозг работает как радар истребителя, который анализирует и буквально моментально подаёт сигнал о приближающейся опасности. Только, в отличии от радара истребителя, человеческий мозг не различает угрозу физическую и социальную. И вот когда Джек собирается сказать фразу «Мне показалось странной та девушка» мозг моментально находит опасность в виде слова, которое начинается на тяжелый звук д – «девушка», к тому же у Джека уже были ситуации когда он не смог сказать это слово и включается защитный механизм: Джек начинает чувствовать как напрягаются его мышцы, появляется напряжение в горле, которое он обычно чувствует только во время ступора и он начинает говорить себе: «я не смогу сказать это слово», и это только усложняет ситуацию: его убеждения – негативны. Так как со своим одногруппником он знаком не долго, то он пытается произвести на него хорошее впечатление, и в процессе приближения тяжелого слова Джек начинает чувствовать страх и панику: его эмоции – негативны. Его скрытые намерения – сдержать себя и спрятать те негативные эмоции и чувства, которые появляются из-за приближения ступора. Джек начинает паниковать и пытаться как-то избежать ступора и заменить это слово, но не находит подходящего аналога: его восприятие и поведение – негативны. Уровень адреналина в крови стремительно растет, включается реакция «бей или беги», организм готовиться к защите: физиологические реакции – негативны. Все точки гексагона заикания – негативны, то есть Джек создал, возможно даже неосознанно, систему, которая не поддерживает беглость речи, а прямо наоборот, которая вызывает ступоры.
Теперь рассмотрим второй фрагмент. Когда одногруппник увидел, что Джек заикается, то у Джека пропала необходимость скрывать своё заикание. Раз уж его одногруппник не посмеялся над его заиканием, а просто принял своего нового друга таким какой он есть, то у Джека пропала необходимость играть роль, теперь он может быть самим собой и теперь у него есть право заикаться (он сам себе его дал на подсознательном уровне) на слове «девушка» и других похожих словах Джек может заикаться сколько угодно без каких-либо опасностей для своего эго. Короче говоря, Джек получил свободу действий и познакомился с другом, в беседе с которым он может себя реализовать посредством своей, пусть и не идеальной, речи: его убеждения – положительны. Так как о его «секрете» узнали, то как уже говорилось выше, у Джека нет нужды избегать ступоров, бояться быть высмеянным или униженным. Следовательно, он может говорить и получать от этого удовольствие: его эмоции – положительны. Так как сокурсник Джека знает о его заикании, следовательно, больше нет необходимости сдерживать себя и маскировать свои эмоции: намерения тоже положительны. Из-за того, что «угроза» ушла организм начинает понижать уровень адреналина в крови, следовательно, физиологические реакции – положительны. Угроза отступила, и он начинает понимать, что ситуация на самом деле не такая уж и страшная, какой она ему казалась: восприятие – положительное. Нет больше необходимости прибегать к избеганию (одна из форм заикания) для того чтобы показаться «нормальным»: поведение – положительное. Следовательно, в данной ситуации создается необходимая для плавной речи среда.
Этим я попытался объяснить почему человек, не заикается, когда повторяет за кем-то, в нашем случае за одногруппником, слово, на котором у него только что был ступор, плавно.
А какого ваше мнение?