Мама Таня писал(а):Здравствуйте! я прочитала все-все сообщения на этом сайте. Что вы мне посоветуете?
Здравствуйте
Возьму на себя смелость дать несколько советов. Я не дипломированный специалист и не зарабатываю этим на хлеб, но, в любом случае (!), они пойдут на пользу вашему ребенку.
1. Не отчаивайтесь и не смиряйтесь. У многих детей есть подобные симптомы и у многих они исчезают к 5-7 годам. Я думаю, что абсолютное большинство форумчан вовремя либо не лечили вовсе, либо залечили. В СССР, насколько я помню, проблемы заикания не было, была проблема неправильной речи, что-то среднее между шепелявостью и немотой.
2. Ни в коем случае не отдавайте ребенка в специализированный садик, не приучайте его к мысли, что он инвалид, не приучайте его жить на подачки от государства. В любом случае (!) счастье вашего сына будет зависить то того - как он впишется в существующую цивилизацию, как он будет уметь контактировать с нормальным окружением. Заикающийся мальчик - не глухонемой инвалид, который заведомо исключен из течения жизни и вынужден жить в своем мире. Перед заикой открыты почти все дороги: он может стать великим физиком, математиком, художником, чемпионом по велоспорту или путешественником... Кем угодно. .. Если он будет чуствовать себя НОРМАЛЬНЫМ.
Более 6 лет ежедневно ведет передачи по ФМ-станциям (раньше на "Европе +", сейчас на "Эхо Москвы") известный и уважаемый музыкальный критик Артемий Троицкий . Стал публичным критиком несмотря на сильнейшее, с судорогами, заикание. С каждым годом, надо отметить, говорит все лучше и лучше...
Малыш сможет жить комфортно среди обычных людей, если не будет считать себя уродом, несправедливо обиженным природой.
Есть другой вариант вместо спецсада. При всех приличных садиках есть логопедические группы, где воспитываются нормальные дети с легкими проблемами речи (шепелявость, неправильное произношение каких-либо букв). Там работают логопеды, психологи, делаются какие-то профилактические упражнения - он будет под присмотром и не будет чуствовать себя изгоем.
3. Мне сложно что-то сказать по вашему случаю, но давайте исходить от того, что ваше заикание - видимо невроз.
а) Уберите из жизни ребенка все страхи - выключите телевизор, этот разносчик невроза, с этими новостями и кроваво-сексуальными
фильмами. Никогда не ругайтесь-не плачьте при ребенке. Самые страшные страхи ребенка в этом возрасте: "мама не любит меня", "мама не любит папу (бабушку)", "мама не сможет меня защитить в случае опасности".
Пусть мальчика окружает любовь и улыбка. Он должен себя чуствовать любимым и защищенным, живущем в прекрасном и не страшном мире. Никаких неврозов, спешки - все делается по распорядку, никто никуда не спешит и не опаздывает.
Побольше свежего воздуха и активных упражнений (это поднимает позитивную оценку окружающего мира) и разговаривайте-разговаривайте-разговаривайте с ним. Спокойной плавной речью обо всем, что его интересует. У детей этого возраста основной прием изучения мира - подражание. Он непременно должен уйти на копирование вашей СПОКОЙНОЙ НЕТОРОПЛИВОЙ ПЛАВНОЙ речи. По крайней мере - с вами. И тогда "наматывайте километры" хорошей речи. Привычка - великая сила! Если получится сменить обстановку - на море, в деревню - туда, где ритм жизни медленнее, чем в бешенной Москве - сделайте это. Но - обязательно вместе.
б) Очень важно - разговаривайте с мальчиком о его страхах. Ваша задача - найти ту "страшную бяку", что засела неосознанно для него где-то в уголке его сознания. Если он сможет найти и высказать "страшную собаку", "мертвую птичку", "опасную машину", "кричащую тетю", "червячка из яблока" (вариантов множество) - вы добились половины успеха. Расскажите сказку о собаке-спасительнице людей, о том, что из смерти начинается новая жизнь... Помогите ему озвучить страх, сделайте для страха противовес в сознании и психика вернется в нормальное состояние. Ребенка ничего не будет заставлять заикаться, останется лишь снять симптомы.
Доп. вариант - в Москве наверняка есть центры арт-терапии. Не очень дорогие. Очень хорошие, увлекательные и полезные занятия для всех детей, особенно тревожных. Там детей учат, в частности,прорисовывать свои страхи, тревоги и прочее. Работа с подкорочными областями, куда не всегда может добраться слово. Далее - см. выше. Оформить, обрисовать, сделать противовес и убрать. Если не найдете курсов - есть литература, где родителей обучают делать это. Не пренебрегайте такими "щадящими" методиками.
Внимательно следите за состоянием ребенка. Если вы будете следовать этим рекомендациям и, спустя какое-то время, не увидите улучшений - возможно стоит подумать о лечении. Тщательно выбирайте специалиста. В Москве они есть (хотя и в целом по стране их немного). Неправильное лечение может усугубить болезнь. В заикании первично психическое состояние, а именно повышенная тревожность и сверхвозбудимость (я не буду здесь употреблять термины).
Просто логопед здесь не поможет.
Посмотрите методики специалистов на этом форуме, посоветуйтесь (здесь же) с теми, кто у них лечился или лечил детей - в помощи вам не откажут.
Я уверен - при Вашем серьезном отношении к этой проблемме и ОБДУМАННОСТИ ДЕЙСТВИЙ - у вас все получится.
Удачи вам.
Наградой за это труд вам будет счастливая жизнь вашего мальчика.