Сообщение #11 Nikto » 30.11.2021, 09:59
*Образ правильной речи
Этот образ всегда с нами, мы с ним родились, но сейчас он закрыт другими установками, вроде "я заика".
Давайте вернемся к истокам.
Важно: заниматься нужно перед зеркалом, в котором вы видите себя хотя бы до пояса, а лучше целиком.
Внимательно рассматриваем себя, постепенно перемещая внимание сверху вниз.
Особенно тщательно рассматриваем места, где во время речи возникают спазмы – лицо, шею, плечи,…
Отмечаем исходное состояние, то есть ощущения в теле и чувства, эмоции, мысли в уме. Потом сравним, как оно изменилось за время одного занятия.
Начинаем распевки – то есть протяжно произносим те звуки, которые не сопровождаются никакими симптомами заикания.
Какие это звуки?
Начинаем со стона, то есть просто с озвученного выдоха.
Потом тянем «м-м-м», «н-н-н» и «л-л-л».
Такие занятия должны длиться минимум 30 минут, если устаёте, каждые 10 мин немного отдыхайте.
Задача этого этапа - сформировать цельный образ хорошей речи. Не нужно применять никаких особых техник – мы и так способны петь не заикаясь.
Во время распевок внимание направляем на разные участки тела, в основном туда, где ощущается вибрация: грудь и голова.
Каждое занятие должно быть достаточно длительным, чтобы полностью войти в песенное состояние, рассмотреть его и запомнить, а это получается не сразу. Обычно первые минут 20 – это подготовка.
*Удовольствие
Мы всегда стремимся к удовольствиям и избегаем неприятностей.
Таков закон природы, и мы будем им пользоваться.
Итак, первый рубеж, и самый сложный, - преодолеть отвращение, страх, ненависть и прочие негативные чувства к своему собственному голосу.
Именно поэтому петь нужно достаточно долго и регулярно – вы обязательно почувствуете телесное удовольствие и эмоциональную радость, но надо постараться.
Обычно через полчаса распевок появляется приятное ощущение от вибраций голоса – его-то и нужно хорошенько запомнить, к нему нужно стремиться в каждом следующем занятии.
Нет лучшего мотиватора, чем удовольствие, когда непреодолимо тянет слушать самого себя.
Кто хочет обсудить эту тему – пишите хорошие л.с.
Добавлено спустя 4 часа 3 минуты:
Продолжение
*«Добрые советы» и техники
Возможно, вам давали такие добрые советы:
- Да ты не волнуйся!
- Ты неправильно дышишь, надо дышать животом!
- Говори спокойно, произноси слова слитно!
Многие реагируют на эти пожелания такими мыслями:
«Идиоты!! Я всё это слышал тысячу раз! У меня не получается!!!» -
и это правильная реакция!
В советах выражается идея «что надо бы сделать», но, как правило, не говорится о том, как этого достичь.
На вопрос «как сделать/получить/достичь» отвечают техники.
В нашем контексте техника – это алгоритм, состоящий из простейших, доступных любому человеку действий. Требуемый результат достигается благодаря длительному и правильному применению техники.
Например, мы ставим задачу: избавиться от нежелательных мыслей, установок, привычного поведения, связанных с нашим неприятием заикания. Иногда это называют «полюбить себя», и выше мы рассмотрели технику распевок, с помощью которой мы будем учиться любить себя говорящего.
В этой технике нужно мычать, гудеть, … то есть произносить простейшие звуки, на которых нет заикания. Это элементарные действия.
Правильность выполнения заключается в удержании внимания на ощущения и чувствах. Напомним, что ощущения – это то, что в теле (напряжение, тяжесть, боль, тепло,…), а чувства – это то, что в уме (радость, спокойствие, уверенность,….).
Про длительность мы уже говорили – не менее 30 мин за раз, постепенно довести до 50-60 мин.
Кроме этого, распевки можно делать всюду и всегда, где есть возможность.
Показатели прогресса и правильности:
- улучшение состояния в ходе одного занятия, контролируется визуально (смотрим на себя в зеркало), по ощущениям (уменьшается мышечное напряжение), по чувствам (интерес, удовольствие).
- быстрый вход в состояние, достигнутое на предыдущих тренировках.
- положительная психологическая зависимость от тренировок – возрастающее желание больше петь, слушать свой голос, ощущать вибрации и приятные чувства.
Добавлено спустя 3 часа 18 минут:
Продолжение
*Осознанность
В первом приближении определение осознанности можно взять из Википедии:
«непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего»
Некоторые говорят: «Я хорошо пою, люблю петь, но заикаюсь. Значит, пение не помогло и не поможет.»
Такие случаи подтверждают гипотезу о двух разных центрах в мозге – один отвечает за пение, другой – за речь. Один испорчен, другой неповрежден.
Наша задача – перенести на речь психофизиологические механизмы, присущие пению, то есть не говорить нараспев, как читают в церкви, а говорить обычным темпом, с богатой интонацией, но в состоянии, которому мы предварительно учимся на распевках.
Вот для этого совершенно необходима осознанность, потому что важно уметь различать, запоминать и воспроизводить довольно тонкие состояния (ощущения и чувства).
Осознанность, как все качества ума, развивается тренировками. Когда мы поем и внимательно изучаем свои ощущения и чувства, то одновременно развиваем осознанность. Чтобы ускорить процесс, и тем самым получать больше удовольствия и быстрее, можно отдельно поработать над осознанностью.
Самая простая практика – замедление повседневных действий. Например, размешивайте сахар в чае очень медленно и отмечайте тепло чашки, вес и форму ложки и т.д.
В речевом дыхательном цикле для нас особенно важен вдох, о выдохе поговорим позже.
Задача – при каждом вдохе автоматически входить в состояние, когда мы не заикаемся. Мы уже убедились в том, что такое состояние существует, и мы находимся в нем всякий раз на распевках.
Техника – многократное отслеживание связи между вдохом и удовольствием от голоса.
*Воображение
Точнее, нас интересует разнообразная телесная и эмоциональная реакция на воображаемые ситуации.
Воображение широко применяется на последующих этапах работы, а пока что распевки и связанное с ними удовольствие мы дополняем любыми образами, например вдыхаемый воздух имеет цвет.
*Помехи
Самые значительные помехи – лень и сомнения.
Устраняются путем отслеживания прогресса, для чего нужно:
- вести дневник впечатлений и мыслей от каждого занятия.
- сформулировать цели («Зачем я всё это делаю?»). Цель должна быть далекой, глобальной, интересной, увлекательной – иначе на одной силе воли долго не продержаться. Только на радости и удовольствии.