Сообщение #1154 Анна Ракитина » 29.10.2015, 21:08
Уважаемый Аmon!
Вы писали: « Услышал слова про "коррекцию личности", то есть пришел, например, лечиться Миша, а ушел Леша?»
Хорошая шутка. Но если всерьез, то…
Разумеется, никто не собирается делать из одного человека другого да это и невозможно (да Вы так и не думали…))). Пусть Миша будет именно Мишей, а не кем-то другим, ведь каждый человек уникален и неповторим, но пусть он найдет себя настоящего, удивится и обрадуется встрече с самим собой.
То, что заикание «подмяло» Мишу под себя, сделало его несколько другим, это, как показывает практика, очень даже доказуемо. В некоторых случаях изменения начинают происходить достаточно рано (я детский логопед, поэтому знаю об этом не понаслышке). Отвечая на вопрос анкеты: «Изменился ли по вашему мнению характер ребенка после того, как он начал заикаться?» , больше 50 % родителей (даже дошкольников !!!) пишут «ДА»: появилась плаксивость, замкнутость, обидчивость, иногда агрессия, иногда отказ от общения».…(приходите в центр, почитайте анкеты). Они рассказывают, что раньше их ребенок был другим, более веселым и общительным. И причина этого очевидна: заикание является преградой для общения, а это не может ни повлиять на характер.
Бывает, что именно изменения в характере пугают родителей больше, чем сами запинки, а появившаяся в процессе занятий смелость, раскованность, общительность детей воодушевляет их не меньше, чем отсутствие запинок. «Он стал такой смелый, такой общительный!», - говорят они.
Речь и личность настолько связаны, что улучшая одно, мы обязательно положительно влияем на другое. То, что раньше было недостатком, вызывало боль, отчаяние, вдруг становится достоинством, вызывает радость, гордость. Все отмечают, что ребенок ( или взрослый) не только хорошо говорит, но еще и отлично держится. Логопедические приемы, направленные на то, чтобы человек свободно заговорил, помогают проявиться его истинным очень привлекательным чертам, о которых он иногда даже не догадывался, так глубоко они были спрятаны годами заикания. Л.З. говорила как-то, что этот процесс похож на то, как закрашенную кем-то прекрасную картину отмывают, очищают от инородных красок, и она вдруг появляется в своем первозданном виде и радует нас.
Есть еще один аспект. В «походе за своей речью» человеку неизбежно приходится преодолевать препятствия и он, как герой из мудрой сказки про волшебника Изумрудного города, становится за время «похода» храбрее, крепче, умнее. Кроме речи он приобретает эти «подарки» просто потому что идет вперед, не сдается. Все лучшее в нем становится ярче, а плохие черты, которые тоже, конечно, есть, ослабевают и легче поддаются контролю и управлению, т.к. человек становится более стойким, выносливым, а его реакции на мир - более разумными, спокойными. Об этом и говорила Л.З., ссылаясь на Черчилля: «Нас меняют поступки».
Вообще-то все эти темы важны для всех людей. Ведь не только заикание способно исказить характер человека. Я думаю, многие люди не отказались бы, чтобы занялись «коррекцией их личности» в том смысле, в котором имела в виду Л.З. Это, скорее, РАСКРЫТИЕ, РАСЦВЕТ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. За этим очень приятно наблюдать!
Если честно, то слова «коррекция личности» лично мне не очень нравятся, но все к ним привыкли, ведь такая терминология принята в нашей профессиональной литературе. Наверное, нужно их поменять , НО ВЕДЬ ГЛАВНОЕ НЕ ТО, КАК ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ, А ТО, ЧТО ЗА ЭТИМ СТОИТ!
Сейчас продолжается подготовка материалов конференции, на которой главными ораторами были ребята, которые испытали на себе все, о чем здесь написано. Они этому рады, и мы за них очень рады!)