(с помощью технологии вокальной дикции)

Описание:
"На основе НОВОЙ ТЕОРИИ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ, а точнее ее элементов, мною была разработана технология избавления от ЗАИКАНИЯ, которая была успешно проверена на практике, в результате чего была написана книга-САМОУЧИТЕЛЬ "ПОБЕДИ ЗАИКАНИЕ". Я представляю ОГЛАВЛЕНИЕ книги и ВВОДНУЮ ее часть..."
- Спойлер
- "ПОБЕДИ ЗАИКАНИЕ",книга-САМОУЧИТЕЛЬ
Автор : С.Н. Богаченко
На основе НОВОЙ ТЕОРИИ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ, а точнее ее элементов, мною была разработана технология избавления от ЗАИКАНИЯ, которая была успешно проверена на практике, в результате чего была написана книга-САМОУЧИТЕЛЬ "ПОБЕДИ ЗАИКАНИЕ". Я представляю ОГЛАВЛЕНИЕ книги и ВВОДНУЮ ее часть....
Содержание
Введение ------------------------------------------------------------------- 4
Новая моторика речи без заикания -------------------------------------- 6
Предлагаемые правила работы с заиканием ---------------------------- 7
Где, как и когда начинается заикание --------------------------------- 10
Получение фона потенциально нормальной речи (ПНР) -------------- 13
О необходимости вдоха перед фразой. Как дышать правильно ------14
Куда брать дыхание и как брать дыхание ----------------------------- 15
Тренировка вдоха «на подхвате» -------------------------------------- 16
Последовательность наработки вдоха «на подхвате» ---------------- 18
Не задерживайте дыхание перед началом речи ---------------------- 18
Проблемы расходования дыхания в речи ----------------------------- 20
Факторы, усиливающие заикание -------------------------------------- 20
Этап коммуникативного намерения. Необходимость пауз в речи ----21
Произнесение фразы на дыхании. «подхват – фраза» --------------- 22
Самоконтроль с помощью приема «отраженного звука» ------------- 23
Почувствуйте свои голосовые складки -------------------------------- 25
«Нацельтесь» на ударную гласную группы --------------------------- 26
Пути упрощения произнесения согласных фонем.
Скоростные возможности дикции и способы их повышения ---------26
Два варианта формирования гласных фонем во рту и в зеве ------- 30
Примыкание гласных к согласным слога ------------------------------ 31
Правильную локализацию гласных фонем дают
заднесмычные слоги «гА», «кА» -------------------------------------- 32
Получение правильных гласных на слогах
заднесмычной группы согласных ------------------------------------- 33
Негативный психологический момент -------------------------------- 35
Метод посыла звука на слушателя, находящегося сзади ----------- 36
Метод пассивации артикуляции. Метод «спички» ------------------ 37
Метод «постукивания по спине» -------------------------------------- 38
Метод образного представления. ---------------------------------------38
Древнегреческий метод совершенствования дикции и речи.
Метод «камней» ---------------------------------------------------------39
Технология произнесения ---------------------------------------------- 40
Речь мы воспринимаем словами, а не фонемами -------------------- 44
В потоке речи признаком слова является ударение ------------------45
Технология произнесения фразы. Выразительная речь.
Метод повышения художественности речи ----------------------------52
Метод повышения уровня единицы информации -------------------- 53
Почему считается, что согласные должны быть четкими ----------- 54
Упрощение восприятия речи ------------------------------------------ 58
Слова «паразиты» ------------------------------------------------------ 59
Физиологическая негативность согласных --------------------------- 60
Косметика речи. Роль психологии восприятия согласных фонем
в процессе «маскировки» дефектов дикции -------------------------61
Теория практического тренажа --------------------------------------- 64
1. Методика самосовершенствования дикции и речи -------------- 65
2. Получение и контроль фона ПНР ---------------------------------- 66
3. Тренировка вдоха «на подхвате» --------------------------------- 67
4. Самоконтроль с помощью приема «отраженного звука» -------- 69
5. Почувствуйте свои голосовые складки --------------------------- 69
6. «Нацельтесь» на ударную гласную группы ---------------------- 70
7. Тренаж слогов ------------------------------------------------------ 71
8. Общие тенденции правильности ---------------------------------- 72
Практический парадокс ---------------------------------------------- 72
9. Освобождение голоса от «зажимающего» воздействия
согласных фонем ------------------------------------------------------73
10. Тренировка четкости согласных фонем ------------------------ 77
11. Произнесение слогов -------------------------------------------- 78
12. Тренировка эталонных гласных фонем ------------------------ 79
13. Минимизация артикуляции ------------------------------------- 80
14. Тренировка смысловых групп: слов и фраз ------------------- 80
Сокращенная последовательность тренажа любой группы ------- 83
Метод последовательного усложнения контроля ------------------ 85
Заикание с позиций психолингвистики ---------------------------- 88
12 правил из практики логопедов ---------------------------------- 91
Заключение ----------------------------------------------------------- 94
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемый читатель от 13-15 лет и старше! Книжка предназначена для вас, для тех, кто уже видит свою проблему заикания, и хочет от него избавиться.
Я думаю, вас меньше всего интересует освещение этого вопроса в рамках традиционного врачебного представления, которое вам выдаст очередной диагноз. Здесь диагнозы не ставятся – это не суть важное. Приступим к изложению идеи, которая была проверена на практике с превосходным результатом. Но об этом немного позже.
Если бы речевой аппарат был автономной технической системой, которую можно было бы заменить, то так бы и сделали: выбросили бы негодную систему и «поставили» бы исправную. Но в человеке этого не сделаешь, поэтому приходится «ремонтировать» дефектную систему. В данном случае речевой системой является весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, который условно можно розчленить на артикуляционный аппарат, голосовой и дыхательный аппараты, совместную координационную работу которых в речи организует центральная нервная система (ЦНС).
Так процесс пения и речи психологически подразумевает различ-ные моторики, хотя строятся на одних и тех же словах, в одном и том же рече-голосовом аппарате. Например, люди, заикающиеся в бытовой ре-чи, при переходе на вокальную речь (пение) вообще не заикаются. Та-кая же ситуация проявляется и у заикающихся артистов, которые в быту заикаются, а на сцене нет. Если в первом случае существуют психологи-ческие различия в процессах пения и бытовой речи, что и позволяет заикающимся не смешивать эти два процесса, то во втором случае пси-хологически различий нет – и то и другое – речь. И, тем не менее, сце-ническая речь резко уменьшает вероятность проявления заикания, а в отдельных случаях и полностью его убирает.
Очевидно, что разница в бытовой и сценической речи существует в общей моторике речеобразовательного процесса; сценическая речь требует активного набора дыхания и активной дыхательной подачи, которая, в свою очередь, дает активную голосовую отдачу. Как правило, это выражается, прежде всего, в значительно громком произнесении текста. В сценической речи текст выучен, поэтому общий информационный смысл высказывания во внутренней речи уже рожден и постоянен. Но одна и та же текстовая фраза может быть высказана с разным ключевым акцентом, и, кроме того, по-разному «раскрашена» интонационно, давая фразе разный эмоциональный фон. В этом плане речевая моторика всегда остается одна и та же, так как фонемный текст остается одним и тем же, меняется только ключевой акцент и интонационная окраска фразы. То же самое часто происходит и на бытовом уровне, когда заранее выученный и отрепетированный текст дает значительно меньше речевых сбоев, чем неотработанный, и чем большее количество раз будет произнесен выученный текст, тем меньше речевых сбоев будет происходить при его произнесении. В конечном итоге этот текст может быть многократно произнесен совершенно нормально.
В результате многократного произнесения происходит оптимизация или упрощение процесса произнесения этого текста. При этом интуитивно из процесса произнесения выключаются все излишества; предварительная подготовка мысли, ненужные мышцы, манипуляции, движения, тики, судороги и так далее, начинает контролироваться эмоциональный фон, усиливающий или ослабляющий речедвигательные излишества и заикание в частности. Таким образом, необходимо до крайности очистить от всего «мусора» речевую моторику, упростить ее, что упростит самоконтроль речи и резко уменьшит вероятность проявления заикания.
Из выше сказанного вытекает необходимость воспитания минимального набора новых необходимых элементарных навыков для всех трех систем речевого аппарата. Необходимо организовать их в определенной временной последовательности, что может дать упрощенную модель произнесения слов и фраз, как элементарных коммуникативных носителей речи, которые на начальном этапе обязательно должны быть разделены во времени для упрощения контроля и самоконтроля общего состояния организма и, как следствие, и всей речи.
НОВАЯ МОТОРИКА РЕЧИ БЕЗ ЗАИКАНИЯ
Теперь поговорим о построении новой моторики дикции, которая, с одной стороны должна быть очень проста при произнесении, а с другой, уменьшить вероятность проявления судорог и, как следствие и заикания.
Речь строится достаточно просто: вдох и произнесение фразы на выдохе. Когда вдох сделан в нижнюю часть живота, то, как бы натягивается тетива-пресс, и когда она отпущена (по аналогии стрельбы из лука) мы и произносим фразу. Время «выброса» дыхания длится не долго, поэтому можно успеть проговорить или слово, или короткую фразу, состоящую из 2-5 слов, и то очень коротких и достаточно простых для проговаривания. Но в реальной речи встречаются сложные и длинные слова, не говоря уже о фразах. Поэтому необходимо упростить всю речевую моторику, и найти пути значительного повышения скорости проговаривания, что позволит выйти на естественный речевой ритм, с возможностью его свободного варьирования, как в сторону замедления, так и в сторону ускорения.
Когда разрабатывалась теория постановки речи и работы над дикцией, которая подробно описана в моей книге «Искусство говорить», теоретически определились моменты, позволяющие уменьшить заикание. Я был уверен, что методика должна давать результат в борьбе с заиканием, но насколько она эффективна, могла показать только практика.
И вот случай представился. В разговоре со своими знакомыми, я узнал, что их 11-летний сын заикается, и я предложил в качестве эксперимента с ним попробовать позаниматься. Получив согласие, я пришел на первый урок!
Сначала я объяснил ребенку, как надо дышать, на что обратить внимание перед произнесением слова. Затем я произнес несколько слов и специально выделил в словах только ударные гласные, и обозвал их «главными» буквами. После этого я сказал, что меня интересуют в словах только «главные» буквы. Затем в режиме отраженной речи (сначала говорил я, потом он), проговаривая по нескольку раз каждое слово, выделяя и протягивая только ударные гласные, по технологии настройки, предлагаемой в данной книге, настроил его речевой аппарат на несколько непривычную моторику произнесения слов речи. При этом я положил ребенку руку на грудь и, перед тем как он собирался произнести слово, несколько раз постукивал по груди. Результат превзошел все ожидания: мальчик прочитал целую страницу текста, и ни разу не заикнулся! Мама была в слезах и в восторге…
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ЗАИКАНИЕМ
Для уменьшения вероятности появления заикания необходимо использовать формулу успеха (Рис. 1) произнесения или слога, или слова, или фразы, при условии выполнения ниже приведенных условий.
1. Четко ощутить фон ПНР (потенциально нормальной речи)
2. Как можно сильнее уменьшать артикуляцию области заикания (всю переднюю часть ротового пространства), используя или спичку, или кончик своего пальца, или зеркало, но не в ущерб четкости дикции.
3. Научиться формировать все гласные в области зева за заднесмычными согласными «г», «к» (Рис. 1, 9, 11).
4. Необходимо увести акцент из области заикания вглубь на гласные, что эффективно решает формула успеха – параллельное произнесение слога, слова, фразы.
5. Для уменьшения негативного психологического комплекса, необходимо отвлечь внимание от области заикания. Это эффективно решает формула успеха по механизму сквозного озвучивания за счет активного «нацеливания» на ударную гласную тренируемой группы фонем.
Группа - это любая последовательность фонем, образующих либо слог, либо слово, либо фразу.
«Нацеливание» на ударную гласную тренируемой группы - это мысленная подготовка к более громкому и длинному ее произнесению по сравнению со всеми остальными фонемами группы, и, в конечном итоге, реализация этого представления на практике в тренаже, и контроль только за звучанием ударной гласной, вкладывая в нее весь характер слова или фразы.
Формулу успеха произнесения или слога, или слова, или фразы позволяет:
1. Упростить моторику согласных фонем и всей речи, при условии, что вы не будете переоткрывать рот, и активно выговаривать согласные (при минимальной артикуляции), за счет раннего и активного формирования ударной гласной.
2. Увеличить скорость проговаривания без дополнительных энергетических затрат, при условии минимальной артикуляции, за счет раннего и активного формирования ударной гласной.
3. Принципиально повысить разборчивость речи за счет озвучивания беззвучных согласных ударной гласной.
4. Повысить выразительность речи, за счет «нацеливания» и активное произнесение ударной гласной ключевого слова фразы.
5. Снизить вероятность проявления заикания за счет упрощения моторики сложных согласных и слов, и отвлечения внимания от них путем активного «нацеливания» на произношение ударной гласной.
6. Наработка приема общего произнесения фраз - подхват-фраза на фоне ПНР, позволяет обойти проблемы, связанные с заиканием, не вникая в этиологию их происхождения.
7. Предварительная настройка по формуле успеха перед речью позволяет владеть новой моторикой тогда, когда это необходимо.
8. Простота структуры произнесения фразы: подхват дыхания на фоне ПНР и произнесение фразы по формуле успеха с активным «нацеливанием» на ударную гласную на ее раннее, громкое и длинное произнесение позволяет легко контролировать весь процесс произнесения фразы.
9. Наработанная привычка произнесения подхват-фраза позволит, в конечном итоге, сформировать новую моторику бездефектной речи без заикания.
Прежде, чем многое из заявленного заработает, необходимо провести предварительную само коррекцию компонентов речевого аппарата и дыхания. Коррекция происходит по мере чтения материала, представленного в книге. "Подводных камней" в этой методике тоже хватает, но ПАРАДОКС "ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ" происходит, тогда когда Вы сможете ОБМАНУТЬ СЕБЯ...!
« Последнее редактирование: Май 11, 2010, 01:40:19 от Богаченко »
Выписка из книги "ПОБЕДИ ЗАИКАНИЕ":
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ЗАИКАНИЕМ
Для уменьшения вероятности появления заикания необходимо использовать формулу успеха (Рис. 1) произнесения или слога, или слова, или фразы, при условии выполнения ниже приведенных условий.
1. Четко ощутить фон ПНР (потенциально нормальной речи) - расслабить лицо, глаза, шею на задержанном выдохе
2. Как можно сильнее уменьшать артикуляцию области заикания (всю переднюю часть ротового пространства), используя или спичку, или кончик своего пальца, или зеркало, но не в ущерб четкости дикции.
3. Научиться формировать все гласные в области зева за заднесмычными согласными «г», «к», как на словах "ГАля", "ГОля", "ГУля", "ГИля", "ГЭля"
4. Необходимо увести энергетический акцент из области заикания вглубь на гласные, что эффективно решает формула успеха – параллельное произнесение слога, слова, фразы.
5. Для уменьшения негативного психологического комплекса, необходимо отвлечь внимание от области заикания. Это эффективно решает формула успеха по механизму сквозного озвучивания за счет активного «нацеливания» на ударную гласную тренируемой группы фонем.
Группа - это любая последовательность фонем, образующих либо слог, либо слово, либо фразу.
Авторская презентация книги:
ЧАСТЬ 1. https://www.youtube.com/watch?v=s1gmZgnFN0E
ЧАСТЬ 2. https://www.youtube.com/watch?v=-xPffR5pHEU
ЧАСТЬ 3. https://www.youtube.com/watch?v=rr4w7MUw5lQ
ЧАСТЬ 4. https://www.youtube.com/watch?v=1YPMQmCkV7Y